Инновационные технологии игры в дошкольном образовательном учреждении
Автор: Гребнева Татьяна Валерьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)
Дата публикации: 02.06.2018
Статья просмотрена: 3491 раз
Библиографическое описание:
Гребнева, Т. В. Инновационные технологии игры в дошкольном образовательном учреждении / Т. В. Гребнева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14323/ (дата обращения: 16.12.2024).
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Концептуальные основы игровой технологии:
- Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
- Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности — дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
- Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
- В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Одной из инновационных игровых технологий является игровая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Принципы, заложенные в основу этих игр — интерес, познание, творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий возрастной диапазон участников игры от 2–3 лет до средней школы.
Игры включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять активность, контролирует правильность выполнения действий.
Применение инновационных технологий — использование презентации, «Коврографа Ларчик», комплекта «МиниЛарчик», комлекта «фонарики» позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всей деятельности у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками в игровых моментах во время деятельности. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
Описание целевой аудитории мероприятия
Дети младшего дошкольного возраста (3–4 года).
Условия проведения мероприятия.
Место проведения: начинается в группе, основная часть занятия проходит в музыкальном зале.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, экран), «Коврограф Ларчик», «МиниЛарчик» по количеству детей, набор игры «Фонарики» по количеству детей.
Предварительная работа:
Дидактические игры на определение форм предметов, сопоставление с геометрическими образцами, упражнения в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур), знакомство с пространственными понятиями (вверху, внизу, слева, справа): «Положи куда скажу», ««Что длиннее», «Проведи дорожку», «Найди предмет», «Из каких фигур состоит предмет», «Подбери фигуру», «Кому какая форма», «На что похоже», игры с блоками Дьенеша, В. Воскобовича «Фонарики», игры с коврографом «В гости к павлину, лани, пони, льву» и др.
Целевые установки мероприятия:
Цель:Закрепление пройденного за учебный год материала по формированию элементарных математических представлений.
Задачи:
Обучающие: — закрепление умения различать и сравнивать геометрические фигуры по форме, цвету и размеру;
‒ сравнивать отрезки по длине;
‒ закрепление умения ориентироваться на плоскости.
Развивающие: Развивать у детей внимание, пространственное мышление, логическое мышление, воображение, память.
Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес, доброжелательность, самостоятельность, желание помочь другу.
Планируемые результаты
Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности; умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца; умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять; знают геометрических фигуры, свойства геометрических фигур, умеют выстраивать логические цепочки из геометрических фигур по трем признакам (цвет, форма, величина), умеют ориентироваться на плоскости.
Содержание мероприятия
Конспект занятия во второй младшей группе по закреплению ФЭМП.
Ход занятия:
Дети заняты самостоятельной деятельностью.
Стук в дверь. Заходит почтальон и заносит конверт.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам принесли письмо. Как вы думаете, кто мог прислать нам письмо?
Ответы детей.
В.: для того, чтобы узнать, от кого письмо, нужно распечатать его. Будем открывать?
Ответы детей.
Воспитатель открывает конверт и читает: «Дорогие ребята, Владыка Луч спрятал солнышко и не хочет его отпускать, и теперь у нас в Фиолетовом лесу темно. Для того чтобы вернуть солнышко, нужно найти восемь лучиков. Гео знает, как их найти. Помогите нам вернуть солнышко!».
В.: Что делать будем?
Ответы детей.
В.: Посмотрите вокруг, вдруг где — то рядом с нами есть лучики. Нашли?
Ответы детей.
В.: Где еще можно искать лучики и Гео?
Ответы детей. Подвести к пониманию того, что можно выйти из группы.
На лестнице находим один лучик.
Ответы детей.
В.: Идем в музыкальный зал, может быть Гео там, он поможет нам отыскать все лучики.
Дети с воспитателем заходят в зал.
Воспитатель обращает внимание детей на экран, там слайд с волшебным лесом.
Слайд 1. Появляется Гео и дает первое задание: нужно найти на столе и «зажечь» фонарик. Фонарик должен быть без углов и не должен быть вытянутым.
После выполнения задания на местах, на слайде и на демонстрационном коврографе появляются 3 лучика.
Слайд 2.
Перед Гео две дорожки, одна прямая, вторая извилистая.
Гео: «Перед вами две дороги, но только короткая дорожка ведет к лучикам».
В.: Что будем делать, ребята? Как узнать, какая дорога короткая, а какая длинная?
Ответы детей.
В.: А как мы будем сравнивать, ведь дорожка не прямая?
Ответы детей.
В.: А что надо обязательно сделать, когда сравниваешь по длине?
Ответы детей.
Дети выполняют задание на коврографах «МиниЛарчик». Один ребенок выполняет задание на большом коврографе. После выполнения задания воспитатель обращает внимание на экран, где также сравниваются две дорожки и появляются лучики.
Воспитатель незаметно выкладывает лучики на демонстрационный коврограф.
В.: Ой, сколько у нас уже лучиков, как вы думаете, мы все лучики собрали?
Как правило, ответы разнятся, кто — то отвечает, что все, кто — то говорит, что нет, не все.
В.: Как узнать, сколько у нас уже лучиков?
Ответы детей. Воспитатель считает вместе с детьми хором.
В.У нас уже семь лучиков, не хватает одного. Где мы будем искать один лучик?
Ответы детей.
Слайд 4. На экране река, на берегу реки появляется Гео: «Ребята, смотрите, еще один лучик. Но как же до него добраться?»
В.: А, правда, ребята, как же нам взять этот лучик?
Ответы детей. Подвести детей к тому, что надо построить мост.
В.: Из чего мы можем построить мост?
Ответы детей.
В.: но мост надо построить не простой, все детали в нем должны отличаться по форме и по цвету.
Дети выполняют задание на столах.
В.: давайте посмотрим, правильно ли мы построили мост.
На экране появляются детали «фонариков», Гео переправляется на другой берег.
Воспитатель незаметно подкладывает лучик.
В.: теперь у нас 8 лучиков, что же дальше делать?
Слайд 5.
Гео: «Все лучики, ребята, вы собрали, теперь надо выполнить последнее задание Владыки Луча, он отправил его в письме».
В.: Где наше письмо? Нужно посмотреть, что в конверте. Да, здесь еще один листок есть, что же здесь написано? Это задания для работы с коврографом. Будем выполнять?
Ответы детей.
В.: Тогда подойдите к коврографам и слушайте внимательно:
Поместите в центр коврографа желтый круг. Проведите один лучик вверх от желтого круга, один лучик вниз, один лучик влево, один лучик вправо. Один лучик в верхний левый угол, куда он протянется?
Ответы детей.
В.: один лучик в верхний правый угол. Куда попадет этот лучик?
В.: один лучик в нижний правый угол. Кто живет в этом углу?
В.: один лучик в нижний левый угол. А куда протянется этот лучик?
Ответы детей.
Дети выполняют задания на персональных коврографах, один ребенок работает с большим коврографом, воспитатель дублирует на экране.
В.: Что у нас получилось ребята?
Ответы детей.
На экране появляется Владыка Луч.
Владыка луч: «Молодцы ребята, все лучики вы собрали. Я вижу, как вы любите солнышко, отпускаю его к вам».
Слайд 6. На экране сказочная полянка с летающими птичками, бабочками, потешные зверята радуются и танцуют под детскую песню о солнышке. Дети присоединяются к веселью.
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогли?
Ответы детей.
Воспитатель: Что мы для этого сделали?
Ответы детей.
Литература:
- Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду» — М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.
- Дьяченко, О. М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
- Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.
- Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — № 5.
- Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
- https://infourok.ru/teoreticheskiy-seminar-po-tehnologii-vv-voskobovicha-skazochnie-labirinti-igri-303994.html
- http://www.ds16-ukhta.ru/
- http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm
- http://ped-kopilka.ru/