Профилактика нарушений письма и чтения у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 12.05.2018

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Артамонова И. А. Профилактика нарушений письма и чтения у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 58-60. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14264/ (дата обращения: 20.10.2018).



Основой для формирования элементарных навыков письма и чтения является общеречевое развитие детей. В случаях отклонения в развитии фонетических, лексических и грамматических компонентов устной речи нарушается последовательно накапливаемый в норме опыт познавательной работы, как в сфере звуковых обобщений, так и в сфере морфологического анализа (Р. Е. Левина).

У детей, формирование речи которых протекало в аномальных условиях (позднее её начало, бедность лексики, ограниченность общения, дефекты воспитания и т. д.), готовность к усвоению элементарной грамоты традиционными методами и в обычные сроки отсутствует.

Поэтому для дошкольников с ТНР, которые посещают группу компенсирующей направленности, профилактика нарушений чтения и письма является важным и необходимым условием успешного усвоения программы начальной школы.

Основной контингент группы компенсирующей направленности составляют дети с общим недоразвитием речи III уровня, у которых наблюдается нарушение каждого из компонентов языка: фонетики, лексики и связной речи. В группу дети поступают в возрасте 6-ти лет на основании рекомендаций ТПМПК и приказа Управления образования г. Киржач.

В большинстве общеобразовательных школ нашего города нет логопунктов, поэтому работа по профилактике нарушений письменной речи в детском саду является актуальной задачей для меня как учителя- логопеда.

В программах для детей с нарушениями речи (авторы Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. и др.) определены направления работы по развитию речи детей. Одним из них является подготовка детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Системы подготовки к обучению грамоте детей с нарушениями речи разработаны такими ведущими специалистами, как Спирова Л. Ф., Каше Г. А., Нищева Н. В., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Ткаченко Т. А.

Изучив литературу по данному вопросу, переработав опыт коллег и свой собственный, мы разработали систему работы по профилактике нарушений письма и чтения, позволяющую скорректировать недоразвитие речи и подготовить дошкольников к обучению грамоте в начальной школе.

Цель работы: достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

Задачи: создание чётких представлений о каждом звуке речи; совершенствование навыков звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики рук; развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания; расширение словарного запаса; формирование грамматически правильной связной речи; подготовка к обучению грамоте по особой системе.

Учитывая требования коррекционных программ (авторы Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. и др.) и особенностей детей с ОНР, логопедическая работа по профилактике нарушений письменной речи ведётся в следующих направлениях: коррекция звукопроизношения; развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; развитие лексико- грамматических средств языка; формирование связной речи; развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания; развитие графо — моторных навыков; подготовка к обучению грамоте.

Работа по профилактике нарушений письменной речи осуществляется на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Правильное звукопроизношение является основой грамотной письменной речи. Основная цель индивидуальных занятий и занятий в микрогруппах (2–3 чел.) состоит в выборе и применении комплекса дыхательных, голосовых, артикуляционных и постановочных приёмов и упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии.

Основная цель подгрупповых занятий — формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи и воспитание навыков коллективной работы. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся в соответствии с перспективным тематическим планом, в котором намечается тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи в данной возрастной группе. В занятия включаются лексико-грамматические игры и упражнения, игры для развития общей и мелкой моторики, составление рассказов, пересказов, игры- драматизации.

Остановимся подробнее на проведении групповых занятий по формированию произношения и подготовке к обучению грамоте.

Групповые занятия предусматривают подготовку детей к обучению грамоте, закрепление умений и навыков, полученных на индивидуальных и подгрупповых занятиях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.

Занятия по формированию произношения и подготовке к обучению грамоте проводятся на звуках, правильно произносимых всеми детьми. Затем, согласно тематическому плану, в занятия включаются поставленные к этому времени звуки. При подготовке этих занятий подбирается лексический материал, насыщенный изучаемыми и правильно произносимыми звуками. В каждое занятие включаются упражнения по закреплению правильного произношения изучаемого звука на материале слогов, слов, предложений, текстов, упражнения для развития фонематического и зрительного восприятия. На всех этапах обучения уделяется большое внимание дифференциации звуков. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух и в произношении со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Знакомство с буквой, обозначающей изучаемый звук, проходит через игры и упражнения, способствующие закреплению её зрительного образа. Дети различают понятия звук и буква, при этом фонетический образ звука связывается с графическим образом и у детей формируется понимание того, что отличием звука от буквы является то, что звук мы слышим, а букву видим и читаем.

Структура каждого занятия по формированию фонетической стороны речи и подготовке к обучению грамоте состоит из вводной, основной и заключительной части.

I.Вводная часть.

  1. Организационный момент. Самомассаж лица, ушей, рук, психогимнастика, игры-имитации, например, «Изобразим летающих жуков» и т. п.
  2. Введение в тему. Дети выдвигают предположения после совместного рассматривания, наблюдения, беседы, например, выделение звука из отгадки, названия картинки, игрушки.

II. Основная часть.

  1. Ознакомление с артикуляцией и акустической характеристикой звука, знакомство с символом звука, установление сходства и различия между звуками, сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
  2. Характеристика звуков. Определение различий и характеристик звуков: «гласный — согласный», «твердый — мягкий», «звонкий — глухой», усвоение терминов «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук».
  3. Изолированное произнесение звуков, дифференциация изолированных звуков с использованием их символов. Например, звук [С] — насос накачивает колесо, [Ш] — шипит змея, [З]- звенит комар, [Ж]- жужжит жук.
  4. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов. Игры «Узнай звук», «Поймай звук», «Хлопай-топай».
  5. Произнесение слогов с изучаемым звуком или дифференциация звуков в слоговых упражнениях.
  6. Автоматизация и дифференциация звуков в словах. На этом этапе занятия происходит совершенствование фонематического восприятия и фонематических представлений, уточнение и расширение лексического запаса, овладение грамматическими категориями.
  7. Физкультминутка по методике «Расскажи стихи руками» связана с темой занятия и помогает перейти к следующему этапу занятия. Основными задачами физкультминутки являются снятие усталости и напряжения, совершенствование общей моторики и выработка чётких координированных действий во взаимосвязи с речью.
  8. Автоматизация и дифференциация изучаемых звуков в предложениях и связной речи,анализ структуры предложений. На этом этапе решаются следующие задачи: установление лексико-грамматических отношений между членами предложения, формирование связности и чёткости высказываний, анализ и синтез состава предложения.
  9. Анализ и синтез звукового и слогового состава слова. Дети учатся выделять начальный гласный из слов, проводить анализ и синтез обратных слогов, выделять последний согласный из слов, выделять слогообразующий гласный в позиции после согласного, выделять первый согласный в слове; делить слова на слоги, составлять схемы односложных и двухсложных слов, составлять схемы слов из полосок и фишек; находить в слове ударный гласный; подбирать слова к данным схемам; подбирать слова к данной модели, определять количество звуков, слогов в словах, составлять слова из первых звуков названий картинок, определять место звука в слове.
  10. Знакомство с буквами. На этом этапе дети последовательно знакомятся с буквами, играют игры и выполняют упражнения для запоминания зрительного образа буквы: выкладывают буквы из пуговиц, каштанов, шнурков, изображают букву с помощью пальцев, находят «зашумлённые» контуры, печатают буквы и их элементы, штрихуют и обводят буквы и т. д.
  11. Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки. Здесь происходит усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы; звуко-слоговой анализ слов, произношение которых не расходится с написанием; выкладывание слогов и слов из букв разрезной азбуки после анализа и без предварительного анализа.

III. Заключительная часть.

1. Итог занятия. Оценивается то, насколько материал занятия помог детям уточнить и обогатить свои знания.

Количество используемых упражнений, игр и заданий зависит от уровня речевого развития детей, их образовательных потребностей, этапа логопедической работы, темы и цели занятия.

К концу обучения воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с ТНР фонетически правильно оформляют звуковую сторону речи, правильно передают слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; пользуются в самостоятельной речи простыми и сложными предложениями, владеют навыками объединения их в рассказ, владеют элементарными навыками пересказа, владеют навыками диалогической речи, владеют навыками словообразования, грамматически правильно оформляют самостоятельную речь в соответствии с нормами языка, используют слова различных лексико-грамматических категорий. Дети овладевают понятиями слово, предложение, звук; согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки; различают гласные и согласные звуки, понятия звук и буква, выделяют звуки из состава слова, делят слова на слоги, а слоги на звуки, объединяют звуки в слоги, а слоги в слова; определяют место звука в слове и последовательность звуков в слове; знают буквы, умеют составлять из букв обратные и прямые слоги, слова из 3–4 звуков.

Построенная таким образом система логопедической работы позволяет детям с ТНР достичь уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам и избежать возможных нарушений письма и чтения при обучении в школе.

Изучение успеваемости по чтению и письму бывших выпускников группы компенсирующей направленности для детей с ТНР показало эффективность проводимой в детском саду работы по профилактике нарушений письменной речи, так как все дети учатся на «4» и «5», неуспевающих нет.

Литература:

  1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.- М.: Просвещение, 1985.
  2. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
  3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.- М.: Издательство «Альфа», 1993.
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- М.: Просвещение, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, звук, ребенок, III, буква, компенсирующая направленность, связная речь, самостоятельная речь, профилактика нарушений, письменная речь, обучение, упражнение.

Похожие статьи

Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый

Коррекция речевых нарушений в процессе физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних...

Обучение грамоте и профилактика нарушений письменной речи детей осуществляется на фоне постоянной логопедической и дефектологической работы...

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях...

Темповое отставание характеризует формирование всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики... Значение педагогической диагностики в работе логопеда. У детей с нарушениями речи помимо речевых особенностей...

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному...

Библиографическое описание: Гетманенко Ю. Д. Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе

говорить об актуальности проблемы профилактики затруднений в школьном обучении детей с нарушениями речи.

Программа логопедических занятий по коррекции нарушений...

Цель программы: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников, развитие речевой деятельности, формирование культуры устной и письменной речи учащихся, нацеливание обучающихся на усвоение программного материала...

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Упражнение ребёнок может выполнять совместно с взрослым или самостоятельно.

9. Полякова М. А. Как правильно учить ребёнка говорить /стимулирование развития речи детей, предупреждение и коррекция речевых нарушений, постановка речи у неговорящих детей.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

70 % детей имеют речевые нарушения. Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся...

Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития ребёнка в целом. Для устранения нарушений письменной речи необходимо руководствоваться принципами...

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений...

Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, устная речь, компонент, функциональный базис письма, III, функциональный базис, звуковой анализ, зрительно-моторная координация, интеллектуальное развитие, фонематическое восприятие.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый

Коррекция речевых нарушений в процессе физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних...

Обучение грамоте и профилактика нарушений письменной речи детей осуществляется на фоне постоянной логопедической и дефектологической работы...

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях...

Темповое отставание характеризует формирование всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики... Значение педагогической диагностики в работе логопеда. У детей с нарушениями речи помимо речевых особенностей...

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному...

Библиографическое описание: Гетманенко Ю. Д. Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе

говорить об актуальности проблемы профилактики затруднений в школьном обучении детей с нарушениями речи.

Программа логопедических занятий по коррекции нарушений...

Цель программы: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников, развитие речевой деятельности, формирование культуры устной и письменной речи учащихся, нацеливание обучающихся на усвоение программного материала...

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Упражнение ребёнок может выполнять совместно с взрослым или самостоятельно.

9. Полякова М. А. Как правильно учить ребёнка говорить /стимулирование развития речи детей, предупреждение и коррекция речевых нарушений, постановка речи у неговорящих детей.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

70 % детей имеют речевые нарушения. Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся...

Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития ребёнка в целом. Для устранения нарушений письменной речи необходимо руководствоваться принципами...

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений...

Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, устная речь, компонент, функциональный базис письма, III, функциональный базис, звуковой анализ, зрительно-моторная координация, интеллектуальное развитие, фонематическое восприятие.

Задать вопрос