Организация и проведение эвакуационных мероприятий в современных условиях
Автор: Хохренков Евгений Николаевич
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)
Дата публикации: 15.05.2018
Статья просмотрена: 2910 раз
Библиографическое описание:
Хохренков, Е. Н. Организация и проведение эвакуационных мероприятий в современных условиях / Е. Н. Хохренков. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14261/ (дата обращения: 23.04.2024).
В статье рассматриваются вопросы, связанные с требованиями нормативных правовых актов по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностейна территории субъекта и организации.
Ключевые слова: эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, зона возможных опасностей, безопасный район, жизнеобеспечение населения.
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, как один из основных способов защиты населения, используется давно, особенно больших масштабов она достигла в годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года при правительстве Советского Союза были созданы специальные органы, которые определили порядок вывоза и размещения людских контингентов и наиболее ценного оборудования и имущества. В сентябре при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения, аппарат которого в центре и на местах. Наряду с Советом по эвакуации в октябре — декабре 1941 года действовал также Комитет по эвакуации, который руководил эвакуацией производственного оборудования, запасов сырья и продовольствия. Размещение эвакуированных предприятий и организаций проводилось совместно с органами власти и управления на местах. За июль декабрь 1941 года только из Ленинграда было эвакуировано около 550 тысяч человек.
Крупномасштабные мероприятия по эвакуации населения проводились и в послевоенные годы:
‒ при ликвидации последствий радиационных аварий на Чернобыльской АЭС;
‒ при землетрясении в городе Нефтегорске.
В прошлом в 2017 году эвакуация проводилась:
‒ при подтоплении населенных пунктов на территории Тюменской области, Ставропольского края, Приморского края и Республики Адыгея;
‒ при пожарах в городе Ростов-на-Дону и Волгоградской области.
Накопленный опыт проведения эвакуационных мероприятий позволяет сформулировать и обосновать основные требования нормативных правовых актов к планированию, организации и проведению эвакуации по защите населения и территорий, как от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
В условиях, когда укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны не предоставляется возможным или не обеспечит надежной защиты работников организаций и неработающего населения, проведение эвакуационных мероприятий является основным (необходимым) способом защиты от современных средств поражения.
В Федеральном законе «О гражданской обороне» определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [1].
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы является одной из основных задач в области гражданской обороны по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Правительство Российской Федерации определяет общий порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы на территории всей нашей страны.
Планированием мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению; по развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения в субъектах Российской Федерации занимаются органы исполнительной власти этих субъектов (для города Санкт-Петербурга — Правительство города).
На территории города Санкт-Петербурга администрации каждого района самостоятельно проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в пределах границ своего района.
Организации, находящиеся на территории Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
Порядок подготовки к ведению и ведение гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне определяются Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, которое разработано и утверждено в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации»,
В целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы проводятся следующие основными мероприятиями по гражданской обороне:
‒ организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
‒ подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
‒ создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, и основные понятия по проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы определяет Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».
На руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возлагается организация планирования, подготовки и общее руководство проведением эвакуации, а также подготовка безопасных районов для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей.
При планировании мероприятий по эвакуации и рассредоточению работников организаций учитываются производственные и мобилизационные планы, а также миграция населения. Эти мероприятия планируются заблаговременно в мирное время и осуществляются по территориально-производственному принципу.
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах.
Рассредоточение — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из зон возможных опасностей и размещению в безопасных районах для проживания и отдыха рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в этих зонах, не занятых непосредственно в производственной деятельности.
Зона возможных опасностей — зона возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения, возможного катастрофического затопления при разрушении гидротехнических сооружений в пределах 4-часового добегания волны прорыва.
Безопасный район — территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
Зона возможных сильных разрушений — территория, в пределах которой в результате воздействия обычных средств поражения здания и сооружения могут получить полные и сильные разрушения.
Зона возможных разрушений — территория, в пределах которой в результате воздействия обычных средств поражения здания и сооружения могут получить средние и слабые разрушения со снижением их эксплуатационной пригодности [3].
Постановление Губернатора Санкт-Петербурга утвердило Положение об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге, в соответствии с которым Правительство Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции планирует мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Санкт-Петербурга в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
На территории Санкт-Петербурга в соответствии с Постановлением Губернатора «Об Эвакуационной комиссии Правительства Санкт-Петербурга» создана эвакуационная комиссия Правительства Санкт-Петербурга (далее — городская эвакуационная комиссия). Данное постановление также утвердило состав и Положение о городской эвакуационной комиссии.
Комиссия создана в целях организации планирования и руководства проведением эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещением в безопасных районах в условиях военного времени, а также при чрезвычайных ситуациях регионального характера в мирное время.
В своей деятельности городская эвакуационная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением.
Свою деятельность Комиссия осуществляет во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и организациями в сфере их полномочий по вопросам планирования, подготовки и проведения эвакуации населения Санкт-Петербурга, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
В каждом районе Санкт-Петербурга (городе федерального значения), заблаговременно в мирное время создаются районные эвакуационные комиссии, которые возглавляются главами администраций этих районов или одним из их заместителей.
Руководители организаций, в том числе и образовательных для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий заблаговременно в мирное время создаются объектовые эвакуационные комиссии. Данные эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей организаций.
Деятельность районных и объектовых эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.
В целях решения задач в области гражданской обороны районные эвакуационные комиссии планируют и осуществляют основные мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к которым относятся:
‒ организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей,
‒ рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;
‒ подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
‒ создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
Объектовые эвакуационные комиссии в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
‒ организуют планирование, подготовку и проведение мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;
‒ готовят безопасные районы для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
‒ осуществляют разработку согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получают ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
‒ создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.
При организации гражданской обороны в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, подведомственных Комитету по образованию Правительства Санкт-Петербурга реализующих программы дошкольного, начального общего, среднего общего образования, дополнительного образования, дополнительного профессионального образования и среднего профессионального образования необходимо руководствоваться следующим:
планирование, подготовка и проведение эвакуации в безопасные районы государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Комитета, проводятся по планам эвакуационных комиссий районов Санкт-Петербурга.
На этапе планирования эвакуационных мероприятий при необходимости изменения района размещения в безопасном районе руководителем государственной образовательной организации делается письменный доклад со своими предложениями председателю Комитета и председателю эвакуационной комиссии района.
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей является одним из основных способов защиты населения. Мероприятия по эвакуации могут быть иногда единственным способом, обеспечивающим надежную защиту населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций и от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Точное выполнение требований нормативных правовых актов по организации и проведению эвакуационных мероприятий позволяют успешно решать задачи по защите населения материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории Российской Федерации, Санкт-Петербурга, как субъекта Российской Федерации, его районов и в организациях.
Литература:
- Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации».
- Выписка из постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».
- Приказ МЧС России от 14.11.2008 г. № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».
- Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 19.06.2012 г. № 37-пг «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге».
- Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.2007 г. № 74-пг «Об Эвакуационной комиссии Правительства Санкт-Петербурга».
- Выписка из письма Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 8.04.2015 г. № 98–15 «Об организации гражданской обороны в государственных образовательных организациях».
Ключевые слова
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, зона возможных опасностей, безопасный район, жизнеобеспечение населенияПохожие статьи
Современная система гражданской обороны в Российской...
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов...
Гражданская оборона в современных условиях
‒ эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей
‒ организацию управления мероприятиями гражданской обороны; ‒ участие сил гражданской обороны в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Совершенствование подготовки населения по вопросам...
- Подготовка населения в области гражданской обороны - система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов...
Рекомендации по обеспечению безопасности персонала...
На территории Российской Федерации функционирует около 4000 предприятий
Намечаются пути вывода людей в безопасные районы [3].
При объявлении решения об эвакуации, рабочие и служащие должны явиться на сборные эвакуационные пункты.
Гражданская оборона в России XXI века. Актуальные проблемы...
Гражданская оборона Российской Федерации имеет многолетнюю историю развития, которая
Как итог, система мероприятий гражданской обороны потеряла для должностных лиц и населения свою практическую значимость, подготовка работающего населения и...
Направления совершенствования подготовки в области...
Подготовка населения в области гражданской обороны — система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов...
Актуальные вопросы по определению номенклатуры и объемов...
Обеспечение населения СИЗ должно осуществляться в соответствии с основным и задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей...
Основные способы защиты населения от поражающих факторов ЧС
Поэтому одна из главных задач гражданской обороны — защита населения при чрезвычайных ситуациях.
воздушная тревога, химическая тревога, радиационная опасность, отбой воздушной тревоги.
Например, рассредоточение и эвакуация населения в загородную зону.
Особенности подготовки органов управления гражданской...
− выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская оборона, ситуация, Российская Федерация, орган управления, повседневное управление, защита...
Похожие статьи
Современная система гражданской обороны в Российской...
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов...
Гражданская оборона в современных условиях
‒ эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей
‒ организацию управления мероприятиями гражданской обороны; ‒ участие сил гражданской обороны в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Совершенствование подготовки населения по вопросам...
- Подготовка населения в области гражданской обороны - система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов...
Рекомендации по обеспечению безопасности персонала...
На территории Российской Федерации функционирует около 4000 предприятий
Намечаются пути вывода людей в безопасные районы [3].
При объявлении решения об эвакуации, рабочие и служащие должны явиться на сборные эвакуационные пункты.
Гражданская оборона в России XXI века. Актуальные проблемы...
Гражданская оборона Российской Федерации имеет многолетнюю историю развития, которая
Как итог, система мероприятий гражданской обороны потеряла для должностных лиц и населения свою практическую значимость, подготовка работающего населения и...
Направления совершенствования подготовки в области...
Подготовка населения в области гражданской обороны — система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов...
Актуальные вопросы по определению номенклатуры и объемов...
Обеспечение населения СИЗ должно осуществляться в соответствии с основным и задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей...
Основные способы защиты населения от поражающих факторов ЧС
Поэтому одна из главных задач гражданской обороны — защита населения при чрезвычайных ситуациях.
воздушная тревога, химическая тревога, радиационная опасность, отбой воздушной тревоги.
Например, рассредоточение и эвакуация населения в загородную зону.
Особенности подготовки органов управления гражданской...
− выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская оборона, ситуация, Российская Федерация, орган управления, повседневное управление, защита...