Организация и проведение эвакуационных мероприятий в современных условиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 15.05.2018

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Хохренков Е. Н. Организация и проведение эвакуационных мероприятий в современных условиях [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 5-9. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14261/ (дата обращения: 22.06.2018).



В статье рассматриваются вопросы, связанные с требованиями нормативных правовых актов по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностейна территории субъекта и организации.

Ключевые слова: эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, зона возможных опасностей, безопасный район, жизнеобеспечение населения.

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, как один из основных способов защиты населения, используется давно, особенно больших масштабов она достигла в годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года при правительстве Советского Союза были созданы специальные органы, которые определили порядок вывоза и размещения людских контингентов и наиболее ценного оборудования и имущества. В сентябре при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения, аппарат которого в центре и на местах. Наряду с Советом по эвакуации в октябре — декабре 1941 года действовал также Комитет по эвакуации, который руководил эвакуацией производственного оборудования, запасов сырья и продовольствия. Размещение эвакуированных предприятий и организаций проводилось совместно с органами власти и управления на местах. За июль декабрь 1941 года только из Ленинграда было эвакуировано около 550 тысяч человек.

Крупномасштабные мероприятия по эвакуации населения проводились и в послевоенные годы:

‒ при ликвидации последствий радиационных аварий на Чернобыльской АЭС;

‒ при землетрясении в городе Нефтегорске.

В прошлом в 2017 году эвакуация проводилась:

‒ при подтоплении населенных пунктов на территории Тюменской области, Ставропольского края, Приморского края и Республики Адыгея;

‒ при пожарах в городе Ростов-на-Дону и Волгоградской области.

Накопленный опыт проведения эвакуационных мероприятий позволяет сформулировать и обосновать основные требования нормативных правовых актов к планированию, организации и проведению эвакуации по защите населения и территорий, как от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

В условиях, когда укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны не предоставляется возможным или не обеспечит надежной защиты работников организаций и неработающего населения, проведение эвакуационных мероприятий является основным (необходимым) способом защиты от современных средств поражения.

В Федеральном законе «О гражданской обороне» определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [1].

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы является одной из основных задач в области гражданской обороны по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Правительство Российской Федерации определяет общий порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы на территории всей нашей страны.

Планированием мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению; по развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения в субъектах Российской Федерации занимаются органы исполнительной власти этих субъектов (для города Санкт-Петербурга — Правительство города).

На территории города Санкт-Петербурга администрации каждого района самостоятельно проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в пределах границ своего района.

Организации, находящиеся на территории Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Порядок подготовки к ведению и ведение гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне определяются Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, которое разработано и утверждено в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации»,

В целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы проводятся следующие основными мероприятиями по гражданской обороне:

‒ организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;

‒ подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

‒ создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, и основные понятия по проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы определяет Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».

На руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возлагается организация планирования, подготовки и общее руководство проведением эвакуации, а также подготовка безопасных районов для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей.

При планировании мероприятий по эвакуации и рассредоточению работников организаций учитываются производственные и мобилизационные планы, а также миграция населения. Эти мероприятия планируются заблаговременно в мирное время и осуществляются по территориально-производственному принципу.

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах.

Рассредоточение — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из зон возможных опасностей и размещению в безопасных районах для проживания и отдыха рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в этих зонах, не занятых непосредственно в производственной деятельности.

Зона возможных опасностей — зона возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения, возможного катастрофического затопления при разрушении гидротехнических сооружений в пределах 4-часового добегания волны прорыва.

Безопасный район — территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Зона возможных сильных разрушений — территория, в пределах которой в результате воздействия обычных средств поражения здания и сооружения могут получить полные и сильные разрушения.

Зона возможных разрушений — территория, в пределах которой в результате воздействия обычных средств поражения здания и сооружения могут получить средние и слабые разрушения со снижением их эксплуатационной пригодности [3].

Постановление Губернатора Санкт-Петербурга утвердило Положение об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге, в соответствии с которым Правительство Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции планирует мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Санкт-Петербурга в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

На территории Санкт-Петербурга в соответствии с Постановлением Губернатора «Об Эвакуационной комиссии Правительства Санкт-Петербурга» создана эвакуационная комиссия Правительства Санкт-Петербурга (далее — городская эвакуационная комиссия). Данное постановление также утвердило состав и Положение о городской эвакуационной комиссии.

Комиссия создана в целях организации планирования и руководства проведением эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещением в безопасных районах в условиях военного времени, а также при чрезвычайных ситуациях регионального характера в мирное время.

В своей деятельности городская эвакуационная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением.

Свою деятельность Комиссия осуществляет во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и организациями в сфере их полномочий по вопросам планирования, подготовки и проведения эвакуации населения Санкт-Петербурга, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

В каждом районе Санкт-Петербурга (городе федерального значения), заблаговременно в мирное время создаются районные эвакуационные комиссии, которые возглавляются главами администраций этих районов или одним из их заместителей.

Руководители организаций, в том числе и образовательных для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий заблаговременно в мирное время создаются объектовые эвакуационные комиссии. Данные эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей организаций.

Деятельность районных и объектовых эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.

В целях решения задач в области гражданской обороны районные эвакуационные комиссии планируют и осуществляют основные мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к которым относятся:

‒ организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей,

‒ рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;

‒ подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

‒ создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

Объектовые эвакуационные комиссии в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

‒ организуют планирование, подготовку и проведение мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;

‒ готовят безопасные районы для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

‒ осуществляют разработку согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получают ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);

‒ создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.

При организации гражданской обороны в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, подведомственных Комитету по образованию Правительства Санкт-Петербурга реализующих программы дошкольного, начального общего, среднего общего образования, дополнительного образования, дополнительного профессионального образования и среднего профессионального образования необходимо руководствоваться следующим:

планирование, подготовка и проведение эвакуации в безопасные районы государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Комитета, проводятся по планам эвакуационных комиссий районов Санкт-Петербурга.

На этапе планирования эвакуационных мероприятий при необходимости изменения района размещения в безопасном районе руководителем государственной образовательной организации делается письменный доклад со своими предложениями председателю Комитета и председателю эвакуационной комиссии района.

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей является одним из основных способов защиты населения. Мероприятия по эвакуации могут быть иногда единственным способом, обеспечивающим надежную защиту населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций и от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Точное выполнение требований нормативных правовых актов по организации и проведению эвакуационных мероприятий позволяют успешно решать задачи по защите населения материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории Российской Федерации, Санкт-Петербурга, как субъекта Российской Федерации, его районов и в организациях.

Литература:

  1. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации».
  3. Выписка из постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».
  4. Приказ МЧС России от 14.11.2008 г. № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».
  5. Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 19.06.2012 г. № 37-пг «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге».
  6. Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.2007 г. № 74-пг «Об Эвакуационной комиссии Правительства Санкт-Петербурга».
  7. Выписка из письма Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 8.04.2015 г. № 98–15 «Об организации гражданской обороны в государственных образовательных организациях».

Ключевые слова

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, зона возможных опасностей, безопасный район, жизнеобеспечение населения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос