Формирование ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 11.05.2018

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Малинина Д. Е. Формирование ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 38-40. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14231/ (дата обращения: 17.10.2018).



Статья посвящена проблеме формирования ответственности как качества личности у старших дошкольников. Она отдана теоретическому изучению формирования ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности.

Ключевые слова: старшие дошкольники, формирование ответственности, качество личности, трудовая деятельность.

В контексте модернизации современного образования и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) у выпускника дошкольного учреждения должны быть развиты определённые личностные качества. Он должен иметь ориентацию на моральные нормы и выполнять их в соответствии с возрастом, должен уметь организовывать и осуществлять сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками [6].

Одной из задач образования формирование таких социальных, нравственных качеств личности детей как самостоятельность и ответственность. Это особенно важно в связи с развитием предпосылок учебной деятельности. Взаимосвязь ребенка с другими людьми во многом дозволяют необходимость проявления ответственности. От обнаружения ребенком ответственности при осуществлении дел обуславливает желание партнеров вступать с ним в деловые отношения, развитие значимости ребенка в коллективе. Умение реализовывать свои дела, ориентируясь на обязательное «надо», необходимо ребенку как элемент готовности к школе. Этой проблемой занимались К. А. Абульханова-Славская, К.А Климова, Н.А Минкина и др [1; 2; 4].

Вопросами развития представлений, суждений об ответственности у детей работали зарубежные и отечественные педагоги и психологи. Ж. Пиаже исследовал ответственность в рамках морального развития детей, когда они берут большинство моральных правил от взрослых и обязаны беззаветно их выполнять. Соответственно концепции ответственности Л. Колберга моральное сознание формируется в ходе активного творческого взаимодействия индивида с социальной средой. Ответственность исследуется как сложное и важное нравственно-волевое качество личности, развивающееся в разных видах детской деятельности [5; 3].

С утверждением ФГОС ДО и в свете его реализации, формирование самостоятельности ребёнка и обеспечение проявления его индивидуальности и творчества в процессе трудовой деятельности является одной из важных проблем. Однако на практике трудовая деятельность детей становится эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения [6].

В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание — один из актуальных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является развитие положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие позитивных установок к различным видам труда; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя осуществлять в различных видах трудовой деятельности [6].

Воспитывать правильное отношение к труду — это значит не только вовлекать детей в трудовую деятельность, но и формировать их уважать труд, понимать его значение в жизни, прибыть на помощь другим, не ожидая просьбы. При этом очень важно для развития у ребёнка положительного отношения к труду, выработать его трудовую активность главным критерием оценки его личности.

Опираясь на теоретическую часть работы, мы осуществили исследование на базе одного из детских садов города Йошкар-Ола. Для исследования формирования ответственности как качества личности у старших дошкольников на констатирующем этапе нами были использованы методики: методика № 1 «Беседа «Что такое ответственность?»» (Е. Н. Данькова); методика № 2 «Методика решения воображаемых экспериментальных ситуаций» (модернизированная методика М. В. Матюхиной, С. Г. Яриковой); методика № 3 «Самооценка ответственности» (модифицированная методика В. Г. Щур).

Результаты диагностики свидетельствуют о невысоких показателях формирования ответственности как качества личности у старших дошкольников.

В результате анализа данных всех диагностических методик в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста средний уровень формирования ответственности как качества личности составляет 35 %, низкий уровень — 40 %, высокий уровень — 25 %. В контрольной группе у старших дошкольников средний уровень формирования ответственности как качества личности составляет 35 %, низкий уровень — 45 %, высокий уровень — 20 %.

Мы пришли к выводу, что у контрольной группы необходимо повысить уровень ответственности как качества личности.

На основании положенных результатов, нами было принято решение разработать и апробировать комплекс заданий по формированию ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности.

На втором этапе исследования мы применяли следующие методы: показ интерактивного театра, анализ ситуаций. На данном этапе важнее всего было формировать у детей представления об ответственности и стремление быть ответственным. Сначала мы организовали для детей интерактивный театр по мотивам русской народной сказки «Кот, дрозд и петух». Во время представления мы задавали детям вопросы: «Как поступить петушку? Почему 45 именно так?». Дети всей душой участвовали в обсуждении, были эмоциональны. Все дети обменивались друг с другом эмоциями, рассказывали, что им понравилось, а что нет. Для того чтобы развить у детей представления о правилах поведения ответственного человека по отношению к делу и делу детям прочитывали ситуации и предлагалось определить какое правило нарушено.

Таким образом, по итогу проведенных занятий, мы выявили большой прогресс в формировании ответственности как качества личности. Подобные занятия с детьми старшего дошкольного возраста в не сомнении приносят пользу, обогащая словарный запас, формируют представление детей о правилах поведения ответственного отношения человека к делу, стимулируют стремление быть ответственным.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. Проблема исследования индивидуального сознания / К. А. Абдульханова-Славская, М. И. Воловикова, В. А. Елисеев // Психологический журнал. — 1991. № 4. — С. 27–40.
  2. Климова К. А. О формировании ответственности у детей 6–7 лет // Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста / К. А. Климова. — М.: Наука, 1994. — С. 328–353.
  3. Колберг Л. Развитие нравственного характера и нравственной идеологии. Обзор исследований развития ребенка / Л. Колберг. — М.: Просвещение, 1989. — 163 с.
  4. Минкина Н. А. Воспитание ответственностью / Н. А. Минкина. — М.: Просвещение, 1990. — 302 с.
  5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М.: Междунар. пед. акад., 1994. — 680 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155): [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  7. URL: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 10.11.2017г.).
Основные термины (генерируются автоматически): качество личности, трудовая деятельность, формирование ответственности, ребенок, правило поведения, контрольная группа, ребенок представления, старший дошкольный возраст, интерактивный театр, высокий уровень.

Ключевые слова

старшие дошкольники, трудовая деятельность, формирование ответственности, качество личности

Похожие статьи

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников...

правило поведения, ребенок, воспитание культуры поведения, воспитание культуры общения, хорошее поведение, повседневная жизнь, повседневная деятельность, дошкольный возраст, детский сад, культура поведения.

Формирование ответственности у старших дошкольников

Проблема формирования у детей ответственности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Ответственность — это склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности...

Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей...

Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в социуме, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание...

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей...

старший дошкольный возраст, ребенок, культурное поведение, экспериментальная работа, социальный мир, ситуация, старший дошкольник, сверстник, уровень культуры поведения, Детский сад.

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего...

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад

ребенок, труд взрослых, труд, детский сад, умение, навык, трудовая деятельность, трудовое воспитание, качество личности, домашняя работа.

Чувство ответственности у детей старшего дошкольного...

дети старшего дошкольного возраста, ответственность.

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях.

Ключевые слова: старшие дошкольники, формирование ответственности, качество личности, трудовая...

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Перечислим виды деятельности ребёнка в дошкольном возрасте: бытовая и трудовая деятельность (конструирование, лепка, рисование); музыкальная деятельность; общение.

Театрализованная деятельность как средство формирования...

Сравнивая результаты контрольного и формирующего этапов исследования, прослеживается положительная динамика по формированию нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

Особенности и уровень развития культуры поведения детей...

В исследовании приняли участие две группы детей старшего дошкольного возрастаконтрольная и экспериментальная. Количество детей в каждой группе — 27 человек.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников...

правило поведения, ребенок, воспитание культуры поведения, воспитание культуры общения, хорошее поведение, повседневная жизнь, повседневная деятельность, дошкольный возраст, детский сад, культура поведения.

Формирование ответственности у старших дошкольников

Проблема формирования у детей ответственности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Ответственность — это склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности...

Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей...

Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в социуме, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание...

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей...

старший дошкольный возраст, ребенок, культурное поведение, экспериментальная работа, социальный мир, ситуация, старший дошкольник, сверстник, уровень культуры поведения, Детский сад.

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего...

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад

ребенок, труд взрослых, труд, детский сад, умение, навык, трудовая деятельность, трудовое воспитание, качество личности, домашняя работа.

Чувство ответственности у детей старшего дошкольного...

дети старшего дошкольного возраста, ответственность.

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях.

Ключевые слова: старшие дошкольники, формирование ответственности, качество личности, трудовая...

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Перечислим виды деятельности ребёнка в дошкольном возрасте: бытовая и трудовая деятельность (конструирование, лепка, рисование); музыкальная деятельность; общение.

Театрализованная деятельность как средство формирования...

Сравнивая результаты контрольного и формирующего этапов исследования, прослеживается положительная динамика по формированию нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

Особенности и уровень развития культуры поведения детей...

В исследовании приняли участие две группы детей старшего дошкольного возрастаконтрольная и экспериментальная. Количество детей в каждой группе — 27 человек.

Задать вопрос