Формирование ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 11.05.2018

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Малинина Д. Е. Формирование ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 38-40. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14231/ (дата обращения: 19.06.2018).



Статья посвящена проблеме формирования ответственности как качества личности у старших дошкольников. Она отдана теоретическому изучению формирования ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности.

Ключевые слова: старшие дошкольники, формирование ответственности, качество личности, трудовая деятельность.

В контексте модернизации современного образования и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) у выпускника дошкольного учреждения должны быть развиты определённые личностные качества. Он должен иметь ориентацию на моральные нормы и выполнять их в соответствии с возрастом, должен уметь организовывать и осуществлять сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками [6].

Одной из задач образования формирование таких социальных, нравственных качеств личности детей как самостоятельность и ответственность. Это особенно важно в связи с развитием предпосылок учебной деятельности. Взаимосвязь ребенка с другими людьми во многом дозволяют необходимость проявления ответственности. От обнаружения ребенком ответственности при осуществлении дел обуславливает желание партнеров вступать с ним в деловые отношения, развитие значимости ребенка в коллективе. Умение реализовывать свои дела, ориентируясь на обязательное «надо», необходимо ребенку как элемент готовности к школе. Этой проблемой занимались К. А. Абульханова-Славская, К.А Климова, Н.А Минкина и др [1; 2; 4].

Вопросами развития представлений, суждений об ответственности у детей работали зарубежные и отечественные педагоги и психологи. Ж. Пиаже исследовал ответственность в рамках морального развития детей, когда они берут большинство моральных правил от взрослых и обязаны беззаветно их выполнять. Соответственно концепции ответственности Л. Колберга моральное сознание формируется в ходе активного творческого взаимодействия индивида с социальной средой. Ответственность исследуется как сложное и важное нравственно-волевое качество личности, развивающееся в разных видах детской деятельности [5; 3].

С утверждением ФГОС ДО и в свете его реализации, формирование самостоятельности ребёнка и обеспечение проявления его индивидуальности и творчества в процессе трудовой деятельности является одной из важных проблем. Однако на практике трудовая деятельность детей становится эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения [6].

В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание — один из актуальных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является развитие положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие позитивных установок к различным видам труда; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя осуществлять в различных видах трудовой деятельности [6].

Воспитывать правильное отношение к труду — это значит не только вовлекать детей в трудовую деятельность, но и формировать их уважать труд, понимать его значение в жизни, прибыть на помощь другим, не ожидая просьбы. При этом очень важно для развития у ребёнка положительного отношения к труду, выработать его трудовую активность главным критерием оценки его личности.

Опираясь на теоретическую часть работы, мы осуществили исследование на базе одного из детских садов города Йошкар-Ола. Для исследования формирования ответственности как качества личности у старших дошкольников на констатирующем этапе нами были использованы методики: методика № 1 «Беседа «Что такое ответственность?»» (Е. Н. Данькова); методика № 2 «Методика решения воображаемых экспериментальных ситуаций» (модернизированная методика М. В. Матюхиной, С. Г. Яриковой); методика № 3 «Самооценка ответственности» (модифицированная методика В. Г. Щур).

Результаты диагностики свидетельствуют о невысоких показателях формирования ответственности как качества личности у старших дошкольников.

В результате анализа данных всех диагностических методик в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста средний уровень формирования ответственности как качества личности составляет 35 %, низкий уровень — 40 %, высокий уровень — 25 %. В контрольной группе у старших дошкольников средний уровень формирования ответственности как качества личности составляет 35 %, низкий уровень — 45 %, высокий уровень — 20 %.

Мы пришли к выводу, что у контрольной группы необходимо повысить уровень ответственности как качества личности.

На основании положенных результатов, нами было принято решение разработать и апробировать комплекс заданий по формированию ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности.

На втором этапе исследования мы применяли следующие методы: показ интерактивного театра, анализ ситуаций. На данном этапе важнее всего было формировать у детей представления об ответственности и стремление быть ответственным. Сначала мы организовали для детей интерактивный театр по мотивам русской народной сказки «Кот, дрозд и петух». Во время представления мы задавали детям вопросы: «Как поступить петушку? Почему 45 именно так?». Дети всей душой участвовали в обсуждении, были эмоциональны. Все дети обменивались друг с другом эмоциями, рассказывали, что им понравилось, а что нет. Для того чтобы развить у детей представления о правилах поведения ответственного человека по отношению к делу и делу детям прочитывали ситуации и предлагалось определить какое правило нарушено.

Таким образом, по итогу проведенных занятий, мы выявили большой прогресс в формировании ответственности как качества личности. Подобные занятия с детьми старшего дошкольного возраста в не сомнении приносят пользу, обогащая словарный запас, формируют представление детей о правилах поведения ответственного отношения человека к делу, стимулируют стремление быть ответственным.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. Проблема исследования индивидуального сознания / К. А. Абдульханова-Славская, М. И. Воловикова, В. А. Елисеев // Психологический журнал. — 1991. № 4. — С. 27–40.
  2. Климова К. А. О формировании ответственности у детей 6–7 лет // Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста / К. А. Климова. — М.: Наука, 1994. — С. 328–353.
  3. Колберг Л. Развитие нравственного характера и нравственной идеологии. Обзор исследований развития ребенка / Л. Колберг. — М.: Просвещение, 1989. — 163 с.
  4. Минкина Н. А. Воспитание ответственностью / Н. А. Минкина. — М.: Просвещение, 1990. — 302 с.
  5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М.: Междунар. пед. акад., 1994. — 680 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155): [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  7. URL: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 10.11.2017г.).

Ключевые слова

старшие дошкольники, трудовая деятельность, формирование ответственности, качество личности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос