Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Профессиональный и личностный рост педагога в системе повышения квалификации посредством ИКТ

10. Образование взрослых, самообразование
1
Поделиться
Библиографическое описание
Козырев, А. И. Профессиональный и личностный рост педагога в системе повышения квалификации посредством ИКТ / А. И. Козырев, И. Ю. Христолюбова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/13458/.


Актуальность вопроса повышения профессиональной квалификации педагога обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире. На современном этапе развития общества интеграция новых методов и технологий в образование способствует росту требований к профессиональной ИКТ-компетентности преподавателей. Данная статья посвящена развитию профессиональной информационно-коммуникационной компетентности, развитию творческой индивидуальности, формированию восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Ключевые слова: повышение квалификации, информатизация, непрерывное образование, дополнительное образование, система повышения квалификации, икт-компетенции, педагог.

The urgency of the issue of improving the professional qualifications of the teacher is due to the accelerating process of moral depreciation and obsolescence of knowledge and skills of specialists in the modern world. At the present stage of the development of society, the integration of new methods and technologies into education contributes to the growth of requirements for professional ICT competence of teachers. This article is devoted to the development of professional information and communication competence, the development of creative individuality, the formation of receptivity to pedagogical innovations, the ability to adapt in a changing pedagogical environment.

В настоящее время система повышения квалификации рассматривается как одно из приоритетных направлений российского образования, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения личности. В связи с этим повысился спрос на высококвалифицированного, конкурентоспособного, творчески работающего педагога. Назрела необходимость в систематическом и непрерывном повышении квалификации педагогических кадров в институтах дополнительного профессионального образования.

Также актуальность вопроса повышения профессиональной квалификации педагога обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире.

Как показывает практика, в системе повышения квалификации, без новых ИКТ уже невозможно представить себе современное образование. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса, способствует совершенствованию профессиональной компетентности, а также способствует личностному росту педагога [2, с. 14].

Различные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, конкурсы, несомненно, способствуют развитию личностной и профессиональной сферы. Но ни теория, ни методы обучения сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса.

Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции педагога. Задача обучения и воспитания учащегося, всесторонне развитого и конкурентоспособного, может быть решена только педагогом, уверенным в себе, знающим новые тенденции образовательного пространства и владеющим современными педагогическими и информационными технологиями.

В наше время мир новейших информационных технологий выходит на первый план, и становится неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Именно благодаря ИКТ существенно повышается интерес обучающихся к предмету, активизируется мыслительная деятельность.

Согласно новой образовательной программе, информационная компетенция является одной из ключевых, т. к. формирование и развитие других базовых компетенций невозможно осуществить без овладения ИКТ. Очевидно, что современная реальность диктует необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ компетентности преподавателей. С внедрением новых информационных технологий, современный преподаватель получает мощный стимул для профессионального, личностного и творческого развития.

Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Использование ИКТ в практике — это актуальное, требующее новых подходов и нестандартных решений поле. Использование ИКТ требует от педагога переосмысления форм и методов работы, что в свою очередь повышает его конкурентоспособность, а она в свою очередь способствует его личностному росту.

Понятно, что новые информационные технологии дают высокий эффект обучения, если они подкреплены передовыми методическими приемами. Активное применение ИКТ в системе повышения квалификации помогает достичь положительных результатов.

В системе методической поддержки педагогических кадров в области современных технологий реализуются разнообразные формы и методы формирования и развития информационно-коммуникационной компетенции педагогов. Создаются сетевые педагогические сообщества, основная идея которых состоит в создании условий для системного внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий в работе учреждений общего и профессионального образования при переходе на новую ступень использования технологии в учебном процессе, предполагающей активное использование современных цифровых учебных ресурсов [3, с. 48–51].

На сегодняшний день педагог должен уметь хорошо ориентироваться и в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение предметом в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Так же следует подчеркнуть, что активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличить ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, а это в свою очередь способствует повышению профессионального мастерства и личностному росту педагога.

С повышением уровня информационно-коммуникационной компетентности изменяются мотивационные стимулы: педагог стремится к профессиональному росту, самореализации, включается в поиск новых путей совершенствования процесса обучения. Но для этого необходимо создать все необходимые условия. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. Выбор есть и довольно большой: это прохождение курсов повышения квалификации и самообразование, участие в работе сетевых педагогических сообществ и школьных методических объединений и т. п.

Все формы повышения педагогической квалификации преследуют благую цель — содействовать педагогу в повышении компетентности в области учебного процесса, а это в свою очередь способствует его личностному росту.

Литература:

  1. Инновационные проекты и программы в образовании. / Журнал для педагогов и руководителей инновационных образовательных учреждений. — Москва: 2008. — № 1.
  2. Никишина, И. В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы / И. В. Никишина. — Волгоград, 2007.
  3. Разина Н. А. Профессионально–личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 48–51.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
повышение квалификации
информатизация
непрерывное образование
дополнительное образование
система повышения квалификации
икт-компетенции
педагог

Молодой учёный