Роль деловой игры на уроках английского языка в подготовке выпускников суворовских училищ к выбору будущей профессии | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 05.05.2018

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Майсейкова В. Е., Сидорова Е. А. Роль деловой игры на уроках английского языка в подготовке выпускников суворовских училищ к выбору будущей профессии [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 45-48. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14205/ (дата обращения: 20.06.2018).



Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам сегодня, безусловно, является методическим стандартом, при котором успешность овладения тем или иным языком во многом определяется степенью соответствия учебной коммуникации условиям естественного общения. Это требование наиболее полно воплощается в деловой игре, которая обладает моделирующим потенциалом относительно реальной, в том числе коммуникативной деятельности.

В деловой игре моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций Современный преподаватель, применяя коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам, создавая условия естественного общения, предоставляя обучающимся на уроках больше свободы, тем самым развивая личность, сможет подготовить будущего офицера, способного к быстрому принятию решений, самоконтролю и самосовершенствованию и готового к самостоятельной жизни в сегодняшнем мире.

С помощью учебной деловой игры осуществляется формирование и развитие навыков и умений делового общения средствами английского языка в подготовке выпускников суворовских училищ к выбору будущей профессии.

Когда мы говорим о деловой игре, то имеем в виду метод обучения и воспитания будущего офицера и личности. Она полезна именно потому, что позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытать себя на профессиональную пригодность, упражняться в профессиональной компетенции.

Деловая игра способствует формированию у учащихся представления о профессиональной деятельности в ее динамике, развитию профессионального теоретического и практического мышления, формированию познавательной мотивации и приобретению предметно-профессионального и социального опыта. Деловая игра, как метод обучения, позволяет как бы «прожить» определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии.

Деловые игры хорошо воспринимаются суворовцами. Повышается мотивация к изучению выбранной специальности, т. к. игра позволяет приблизить обстановку учебного процесса к реальным условиям и порождает потребность к знаниям и их практическом применении, что обеспечивает познавательную активность суворовцев учебно-речевой ситуации и распределения ролей.

Деловая игра может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных производственных ситуаций, действия по инструкции. Деловую игру можно использовать для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей. Ее значение определяется тем, что в процессе решения определенных проблем активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения, то есть коммуникативная компетенция. Воспитательная функция деловой игры заключается в том, что именно в деловых играх воспитывается взаимопомощь, дисциплина, активность, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения и найти оптимальное решение в определенных условиях.

Действие в деловой игре происходит в одной из сфер профессиональной деятельности обучаемых, поэтому обучающей задачей является ознакомление участников игры с навыками управления сложной коммуникацией путем создания условий для процесса коллективного мышления.

Деловая игра характеризуется:

– особым отношением к окружающему миру, когда учащиеся одновременно находятся в реальном мире и в мире воображения, что обеспечивает особую притягательную ценность для подростков;

– социально значимым видом деятельности, высокой степенью вовлечения в процесс игры, т. к. условия игры исключают пассивную позицию, и ученик не может не принимать участия в игре;

– субъективной деятельностью суворовцев, поскольку каждый участник игры имеет возможность проявить свои индивидуальные качества;

– особыми условиями процесса усвоения знаний, когда они предлагаются в ненавязчивой форме естественного делового общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации.

Определение основной проблемы и темы игры конкретизирует цель, ориентируя ее на определенные аспекты профессиональной деятельности и решение конкретных проблемных задач профессионального характера.

Затем определяются сущностные признаки профессиональной деятельности, которые необходимо моделировать. Это:

– место, сфера, время деятельности;

– типичные проблемные и рядовые ситуации деятельности;

– взаимодействие речевых и неречевых форм деятельности;

– характер речевого общения в ходе совместного решения профессиональных задач и реализации проблемных ситуаций;

– профессионально значимые качества и характеристики личности, профессиональные навыки и умения.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

  1. Этап подготовки.

Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. Сценарий представляет собой сюжет, описывающий действия участников игры, их отношений, взаимодействия, коммуникации на основе детализации игровых ролей, исполняемых в предлагаемых обстоятельствах или условиях. Детально определяются функции каждого игрока, перечень его обязанностей и ролевой репертуар. Сценарий включает описание места и времени действия игры, описание расположения ее участников, так же оговариваются нормы поведения игроков, этикет. Другими словами, это развернутое изложение содержания деловой игры и последовательности ее выполнения. Затем составляется план проведения игры. Преподаватель должен иметь общее описание процедуры

игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.

  1. Этап объяснения.

На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные задания. Цель задания — психологическая, информационная и языковая подготовка участников игры к правильному выполнению своей роли, вживанию в нее, обдуманному, обоснованному ролевому и речевому поведению в игре, желательному взаимодействию с другими участниками игры.

Задание включает и подготовку различных наглядных и рабочих материалов профессионального характера. Особую часть задания к деловой игре составляет работа со специальными текстами на английском языке, выполнение специальных языковых и речевых упражнений, ориентированных на иноязычное общение в процессе игры, а также работа с материалами для самообучения. Подобная работа проводится за несколько дней до начала игры.

  1. Этап проведения.

Этап проведения — процесс игры. На этом этапе суворовцы разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.

  1. Этап анализа и обобщения.

После окончания игры преподаватель вместе с суворовцами проводит

обобщение, т. е. суворовцы обмениваются мнениями, что, на их взгляд,получилось, а над чем еще стоит поработать. Мы анализируем и оцениваем не только качество профессиональной и иноязычной речевой деятельности, но и качество принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности.

Практика показывает, что при деловой игре у суворовцев формируются такие качества как:

– умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;

– умение общаться на формальной и неформальной основах и эффективно взаимодействовать на равных;

– умение проявлять качества лидера;

– умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать;

– умение принимать решения;

– умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.

Деловая игра как активный метод обучения интенсифицирует учебный процесс, приближает его к условиям профессиональной деятельности будущих офицеров и способствует формированию навыка работы в команде, а также формирует коммуникативную компетентность, способствует повышению уровня учебной мотивации, помогает преодолеть психологический и лингвокультурный барьеры и стимулирует речемыслительную активность обучаемых. Разработка и использование преподавателем наглядных средств (схем, таблиц, коллажей и т. п.) помогает учащимся осуществлять логичные и последовательные иноязычные высказывания. Все эти особенности делают деловую игру эффективным средством активизации учебно-речевой деятельности учащихся при овладении иноязычным говорением и позволяют моделировать реальные ситуации профессионального делового взаимодействия, в которых предстоит участвовать будущим офицерам.

Литература:

  1. Беляева О. Н. Использование интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку / О. Н. Беляева [электронный ресурс] режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/590708
  2. Душеина, Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т. В. Душеина // Иностранные языки в школе. — 2003. № 5. — С. 38–40.
  3. Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам / Г. А. Китайгородская // Иностранные языки в школе. — 1980. № 2. — С. 67–73.
  4. Маслыко, Е. А. Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам. Беларусь. — 2002. № 1. — С.4–6.
  5. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. — М.: Просвещение,1985. — 208 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос