Работа учителя по формированию мотивации учения во внеклассной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Шарухо И. Н., Цмыг М. С., Гаврилов Д. А., Волкова О. А., Новодворская М. А. Работа учителя по формированию мотивации учения во внеклассной деятельности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14179/ (дата обращения: 24.06.2018).



В современной системе школьного образования географическому направлению, к сожалению, уделяется мало внимания. Одновременно у школьников отмечается ослабление мотивации на уроках, ученикам не так важно получить знания об окружающем мире, что свидетельствует о снижении мотивации к учебной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, география

Мотивация учащихся на уроке является отдельным элементом организации урока, наравне с этапом изучения нового материала, проверкой домашнего задания, рефлексии. Мотивационная деятельность учителя раскрывается при организации исследовательской деятельности на уроке географии, проведении коллективных мероприятий, ролевых и дидактических игр, а также оценке работы на уроке. Одной из таких форм является внеклассная работа, деятельность которой основана на принципе добровольности, инициативы, активности и самостоятельной деятельности учащихся.

В результате внеклассного мероприятия должно происходить усвоение знаний; увеличение уровня познавательной активности по предмету; повышение работоспособности и внимательности на уроке, развитие любознательности, смекалки и сообразительности учащихся. [1, с. 23]. Как пример организации внеклассной деятельности представляем географо-экологический квест «Моя Родина». Цель мероприятия: развитие любознательности, смекалки и сообразительности у обучающихся через игровые формы внеурочной деятельности по географическому и экологическому краеведению.

Задачи мероприятия: 1. популяризовать географические и экологические знания посредством изучения своей страны для формирования активной гражданской позиции школьников; 2. содействовать развитию ответственности за охрану окружающей среды; 3. создать условия для формирования дружеских отношений между школьниками и налаживания успешного взаимодействия в команде. Место проведения — актовый зал школы. Станции организованы по всему периметру актового зала. Продолжительность квеста — 45 мин., что соответствует 1 академическому часу. Переход между станциями — 2 минуты.

Организация данного мероприятия включает в себя подготовку самых ответственных ребят, как контролера работы на данной станции. Квест включает в себя 3 станции. Ученики ходят по станциям и решают предложенные им задачи. Мероприятие начинается с вручения капитану команды маршрутного листа, где отмечены порядок станций и наибольшее количество баллов, начисляемых за прохождение ими данной станции. Чем больше баллов будет у команды — тем больше шанс обыграть команду — соперников. Итоги игры подводятся по сумме баллов по всем заданиям.

1 станция — «Историческая». Командам предлагается назвать как можно больше легенд, связанных с созданием названия города Могилева. Время на подготовку — 2 минуты.

2 станция — «Природная», рассчитано на 2 мин. Здесь команде предоставляются карточки, из которых им необходимо выбрать те, которые относятся к природе Республики Беларуси, и систематизировать по признакам: горные породы, орография, гидрография, природные зоны.

3 станция — «Картографическая». На данной карте учащимся нужно измерить длину реки и площадь леса, через 5 минут команда дает ответ.

4 станция — «Дешифрирование». Из предложенных букв нужно составить географические слова, термины и выяснить по какому критерию все слова относятся к одной группе. На выполнение задания отводится 5 минут.

5 Станция — «Туристическая». Команде предложены утверждения, с которыми они могут согласиться, либо наоборот, ответить, что в данном утверждении неверно. Все вопросы строятся на знании учащихся о правилах безопасного поведения на природе. Задание рассчитано на 5 мин.

В походе существуют правила поведения на маршруте, на привале, при преодолении препятствий. Назовите главные из них. Что рекомендуется взять с собой, уходя даже на короткое время в лес? Какая одежда наиболее удобна в походе? Почему верхняя одежда должна иметь яркую расцветку? Как определить направление «север — юг» по местным предметам?

6 станция — «Песенка». Команде начисляется по 1 баллу, за каждую названную песню о географических явлениях, объектах, перечисленных за 1 минуту.

7 станция — «Литературная». Команда за 5 минут должна сочинить четверостишие про любой географический объект или явление. (Известные четверостишия из стихов и песен не учитываются).

8 станция — «Географическая». Время — 3 минуты. Участникам нужно ответить на следующие вопросы: Из какого дерева делают спички? (Осина). Самая быстрорастущая и высокая трава в мире. (Бамбук). На каких континентах и в каких климатических областях произрастает бамбук? (Родиной бамбука принято считать тропики. Его можно встретить в Австралии, Америке, Азии). Самая маленькая птичка в природе и на каком материке ее можно встретить? (Колибри проживает на территории Северной и Южной Америки)

9 станция — «Зоотеатр». На столе лежат карточки с названиями климатических условий. Капитан выбирает 3 карточки, и соответственно показывает своей команде предложенное явление. Капитан должен правильно описать явление, а команда — отгадать животное. (Время потраченное на станции- 6 мин.)

Литература:

  1. Обух, Г. Г. Методика обучения географии / Г. Г. Обух. — Минск: «Университетское», 2001. — 184 с.

Ключевые слова

мотивация, география

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос