Работа учителя по формированию мотивации учения во внеклассной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Шарухо И. Н., Цмыг М. С., Гаврилов Д. А., Волкова О. А., Новодворская М. А. Работа учителя по формированию мотивации учения во внеклассной деятельности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14179/ (дата обращения: 23.09.2018).



В современной системе школьного образования географическому направлению, к сожалению, уделяется мало внимания. Одновременно у школьников отмечается ослабление мотивации на уроках, ученикам не так важно получить знания об окружающем мире, что свидетельствует о снижении мотивации к учебной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, география

Мотивация учащихся на уроке является отдельным элементом организации урока, наравне с этапом изучения нового материала, проверкой домашнего задания, рефлексии. Мотивационная деятельность учителя раскрывается при организации исследовательской деятельности на уроке географии, проведении коллективных мероприятий, ролевых и дидактических игр, а также оценке работы на уроке. Одной из таких форм является внеклассная работа, деятельность которой основана на принципе добровольности, инициативы, активности и самостоятельной деятельности учащихся.

В результате внеклассного мероприятия должно происходить усвоение знаний; увеличение уровня познавательной активности по предмету; повышение работоспособности и внимательности на уроке, развитие любознательности, смекалки и сообразительности учащихся. [1, с. 23]. Как пример организации внеклассной деятельности представляем географо-экологический квест «Моя Родина». Цель мероприятия: развитие любознательности, смекалки и сообразительности у обучающихся через игровые формы внеурочной деятельности по географическому и экологическому краеведению.

Задачи мероприятия: 1. популяризовать географические и экологические знания посредством изучения своей страны для формирования активной гражданской позиции школьников; 2. содействовать развитию ответственности за охрану окружающей среды; 3. создать условия для формирования дружеских отношений между школьниками и налаживания успешного взаимодействия в команде. Место проведения — актовый зал школы. Станции организованы по всему периметру актового зала. Продолжительность квеста — 45 мин., что соответствует 1 академическому часу. Переход между станциями — 2 минуты.

Организация данного мероприятия включает в себя подготовку самых ответственных ребят, как контролера работы на данной станции. Квест включает в себя 3 станции. Ученики ходят по станциям и решают предложенные им задачи. Мероприятие начинается с вручения капитану команды маршрутного листа, где отмечены порядок станций и наибольшее количество баллов, начисляемых за прохождение ими данной станции. Чем больше баллов будет у команды — тем больше шанс обыграть команду — соперников. Итоги игры подводятся по сумме баллов по всем заданиям.

1 станция — «Историческая». Командам предлагается назвать как можно больше легенд, связанных с созданием названия города Могилева. Время на подготовку — 2 минуты.

2 станция — «Природная», рассчитано на 2 мин. Здесь команде предоставляются карточки, из которых им необходимо выбрать те, которые относятся к природе Республики Беларуси, и систематизировать по признакам: горные породы, орография, гидрография, природные зоны.

3 станция — «Картографическая». На данной карте учащимся нужно измерить длину реки и площадь леса, через 5 минут команда дает ответ.

4 станция — «Дешифрирование». Из предложенных букв нужно составить географические слова, термины и выяснить по какому критерию все слова относятся к одной группе. На выполнение задания отводится 5 минут.

5 Станция — «Туристическая». Команде предложены утверждения, с которыми они могут согласиться, либо наоборот, ответить, что в данном утверждении неверно. Все вопросы строятся на знании учащихся о правилах безопасного поведения на природе. Задание рассчитано на 5 мин.

В походе существуют правила поведения на маршруте, на привале, при преодолении препятствий. Назовите главные из них. Что рекомендуется взять с собой, уходя даже на короткое время в лес? Какая одежда наиболее удобна в походе? Почему верхняя одежда должна иметь яркую расцветку? Как определить направление «север — юг» по местным предметам?

6 станция — «Песенка». Команде начисляется по 1 баллу, за каждую названную песню о географических явлениях, объектах, перечисленных за 1 минуту.

7 станция — «Литературная». Команда за 5 минут должна сочинить четверостишие про любой географический объект или явление. (Известные четверостишия из стихов и песен не учитываются).

8 станция — «Географическая». Время — 3 минуты. Участникам нужно ответить на следующие вопросы: Из какого дерева делают спички? (Осина). Самая быстрорастущая и высокая трава в мире. (Бамбук). На каких континентах и в каких климатических областях произрастает бамбук? (Родиной бамбука принято считать тропики. Его можно встретить в Австралии, Америке, Азии). Самая маленькая птичка в природе и на каком материке ее можно встретить? (Колибри проживает на территории Северной и Южной Америки)

9 станция — «Зоотеатр». На столе лежат карточки с названиями климатических условий. Капитан выбирает 3 карточки, и соответственно показывает своей команде предложенное явление. Капитан должен правильно описать явление, а команда — отгадать животное. (Время потраченное на станции- 6 мин.)

Литература:

  1. Обух, Г. Г. Методика обучения географии / Г. Г. Обух. — Минск: «Университетское», 2001. — 184 с.
Основные термины (генерируются автоматически): станция, команда, минута, развитие любознательности.

Ключевые слова

мотивация, география

Похожие статьи

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного...

В статье рассматривается проблема развития любознательности детей в старшем дошкольном возрасте, обосновываются педагогические условия развития любознательности. Ключевые слова: ФГОС, любознательность, познавательная активность...

Игровое проектирование. Монопроекты | Статья в сборнике...

Цель игры: проверка и углубление знаний по физике, развитие любознательности, логического мышления, а также навыков

Команды по очереди выбирают вопрос и отвечают на него. На решение вопроса из раздела «Задачи» отводится две минуты, на все остальные — 1 минута.

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по...

Основная цель данного курса — всестороннее развитие ребенка: развитие любознательности, мыслительных операций.

Его продолжительность составляет 20–25 минут.

Организация проведения прогулок (из опыта работы)

...развивает любознательность, побуждает поиску, оказывает влияние на формирование

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минуты

Главное — каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и...

Развитие познавательной активности у детей старшего...

Такую пытливость ума развивает проектная деятельность. Целью данного проекта являлось развитие познавательной активности детей и родителей в процессе ознакомления с родным краем, историей, достопримечательностями и людьми, прославившим его.

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

развитие умений преодолевать трудности, анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

Считает, сколько примеров решено за 2 минуты.

Сценарий занятия в старшей группе на тему «В гостях у Королевы...

Способствовать развитию любознательности; (Р).

(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).

Квест-игра как форма непосредственной образовательной...

Дети собирают в течение всего квест-игры подсказки, а затем командой отгадывают (например, при

Таким образом, использование квест-игры в ходе непосредственной образовательной деятельности способствует повышению инициативности, любознательности; развитию...

Формирование познавательной активности детей старшего...

Детское экспериментирование так же является одной из составляющих познавательного развития, предполагающее: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного...

В статье рассматривается проблема развития любознательности детей в старшем дошкольном возрасте, обосновываются педагогические условия развития любознательности. Ключевые слова: ФГОС, любознательность, познавательная активность...

Игровое проектирование. Монопроекты | Статья в сборнике...

Цель игры: проверка и углубление знаний по физике, развитие любознательности, логического мышления, а также навыков

Команды по очереди выбирают вопрос и отвечают на него. На решение вопроса из раздела «Задачи» отводится две минуты, на все остальные — 1 минута.

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по...

Основная цель данного курса — всестороннее развитие ребенка: развитие любознательности, мыслительных операций.

Его продолжительность составляет 20–25 минут.

Организация проведения прогулок (из опыта работы)

...развивает любознательность, побуждает поиску, оказывает влияние на формирование

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минуты

Главное — каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и...

Развитие познавательной активности у детей старшего...

Такую пытливость ума развивает проектная деятельность. Целью данного проекта являлось развитие познавательной активности детей и родителей в процессе ознакомления с родным краем, историей, достопримечательностями и людьми, прославившим его.

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

развитие умений преодолевать трудности, анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

Считает, сколько примеров решено за 2 минуты.

Сценарий занятия в старшей группе на тему «В гостях у Королевы...

Способствовать развитию любознательности; (Р).

(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).

Квест-игра как форма непосредственной образовательной...

Дети собирают в течение всего квест-игры подсказки, а затем командой отгадывают (например, при

Таким образом, использование квест-игры в ходе непосредственной образовательной деятельности способствует повышению инициативности, любознательности; развитию...

Формирование познавательной активности детей старшего...

Детское экспериментирование так же является одной из составляющих познавательного развития, предполагающее: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий...

Задать вопрос