Проявления застенчивости у старших дошкольников в процессе общения со сверстниками | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 27.04.2018

Статья просмотрена: 1055 раз

Библиографическое описание:

Туганбаева, Б. Б. Проявления застенчивости у старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / Б. Б. Туганбаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14177/ (дата обращения: 20.04.2024).



В работе освещены проблемные моменты общения со сверстниками, имеющиеся у застенчивых детей старшего дошкольного возраста, проанализированы причины их возникновения и возможные последствия.

Ключевые слова: дошкольный возраст, застенчивость, общение

С точки зрения психолого-педагогической науки, застенчивость представляет собой нарушение эмоционально-волевой сферы ребенка и имеет различные степени тяжести, которые в свою очередь во многом определяют особенности ее проявления в старшем дошкольном возрасте. Детская застенчивость в сфере общения может проявляться в различной степени — от легкого смущения при общении с незнакомыми людьми до полного избегания любых коммуникативных актов и появления глубоких неврозов. У разных детей формы проявления застенчивости различаются в зависимости от причин, вызвавших застенчивость и реакции окружающих на ее проявление [1].

В целом весь опыт общения ребенка данного возраста можно подразделить на две части: опыт общения со взрослыми и опыт общения со сверстниками [2]. Исходя из цели данной работы, ниже нами будут рассмотрены проявления застенчивости у ребенка старшего дошкольного возраста применительно к его сфере общения со сверстниками, которая необходима ребенку, чтобы научиться жить в коллективе. Например, Б. Спок [3] утверждает, что умение взрослого человека находить общий язык с людьми на работе, в семье, с незнакомцами в повседневной жизни, зависит от того, как хорошо он умел в детстве ладить с другими детьми. При данном подходе, сверстник выступает для ребенка как потенциальный субъект, удовлетворяющий его специфическую коммуникативную потребность, одаренный способностью к ответному активному действию того же класса, что и исходящее от ребенка.

В исследованиях Л. Н. Галигузовой было установлено, что застенчивость в дошкольный период сильнее всего проявлялась у детей на пятом году жизни. т. е. старший дошкольный возраст при таком подходе представляет собой сензитивный (чувствительный) возраст для развития и формирования застенчивости у детей [4].

В литературе по гендерной психологии отмечается, что в большей мере застенчивости подвержены девочки, но к специалистам с этой проблемой чаще обращаются родители мальчиков, так как традиционно считается, что стеснительность характерна для девочек и является для них положительной чертой характера. В то же время считается, что в поведении мальчиков застенчивость неуместна. Тем не менее, как показывает педагогическая практика, застенчивость может доставлять немало проблем в развитии межличностных отношений со сверстниками, как мальчикам, так и девочкам старшего дошкольного возраста.

Близкое общение детей друг с другом предполагает полное доверие, но застенчивые дети в большинстве своем недоверчиво относятся к окружающим их сверстникам и везде ищут скрытый мотив в поведении ровесников. Так самый безобидный, на первый взгляд, вопрос может вызвать у них чувство, что в их личную жизнь грубо вторгаются и стремятся раскрыть все их тайны, что в свою очередь побуждает застенчивых детей создавать целый ряд защитных барьеров, чтобы защитить свою внутреннюю жизнь. Застенчивые дети старшего дошкольного возраста иногда отличаются неоднозначным и противоречивым поведением. С одной стороны, они хотят общения с другими детьми и посылают им сигналы, призывающие к сближению, с другой — они боятся общения, и поэтому отталкивают от себя сверстников. Чаще всего это случается подсознательно, из-за того, что застенчивые дети настолько сильно боятся потерпеть неудачу, что стараются полностью избегать ситуаций, которые могут обернуться поражением, в том числе и ситуаций общения со сверстниками [5].

В целом в психолого-педагогической литературе проявления застенчивости традиционно подразделяют на внешние (поведенческие), внутренние (психоэмоциональные) и физиологические. Обозначим основные внешние проявления застенчивости, т. е., поведенческие признаки наличия застенчивости у ребенка старшего дошкольного возраста: ребенок неохотно вступает в контакт с посторонними людьми; при общении ребенок избегает смотреть в глаза; ребенок стесняется начать и поддержать беседу; ребенок не задает вопросов, на заданные вопросы отвечает с видимой неохотой, тихим голосом.

Таким образом, можно констатировать, что застенчивый ребенок не может свободно излагать свою точку зрения, ему трудно выразить и проявить себя как собеседника в процессе общения. Подобное поведение застенчивых детей в процессе межличностного общения препятствует общему процессу социализации и адаптации в обществе, так как создается своеобразный замкнутый круг: чем больше ребенок стесняется, тем меньше у него общения с окружающими его сверстниками, а чем меньше у него навыков межличностного общения, тем больше его застенчивость.

К физиологическим проявлениям застенчивости у детей старшего дошкольного возраста можно отнести: учащенный пульс и сердцебиение, потоотделение, покраснение кожных покровов [6]. Так как период старшего дошкольного возраста является очень важным этапом в развитии навыков общения у ребенка в непосредственном взаимодействии со сверстниками, то именно в этот период происходит явная дифференциация детей по их положению в группе. Одни дети при этом становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие же не пользуются особой популярностью и, либо отвергаются коллективом, либо остаются незамеченными. Как правило, застенчивых детей с уверенностью можно отнести ко второй группе детей, а известно, что первый опыт складывающихся взаимоотношений ребенка со сверстниками становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности и который во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к окружающему миру, поведение, самочувствие среди людей.

Кроме того, можно выделить следующие особенности проявления застенчивости в игровой деятельности у старших дошкольников:

– ребенок играет один, без взаимодействия со сверстниками, либо играет только с одним и тем же партнером;

– во время ролевых ребенок игр сидит в стороне и наблюдает за другими детьми;

– попытки участия ребенка в играх со сверстниками заканчиваются неудачей;

– ребенок отвергает любые игры с новой тематикой;

– ребенок предпочитает «разговоры» с игрушкой общению со сверстниками;

– ребенок избегает «ведущих» ролей в совместных сюжетно-ролевых играх, довольствуется «второстепенными»;

– ребенок не обменивается игрушками с другими детьми и часто подражает игровой модели поведения других детей;

– ребенок может намеренно мешать другим детям играть (ломает постройки, прячет или разбрасывает игрушки и т. п.).

Наиболее острые проявления застенчивости в старшем дошкольном возрасте можно наблюдать во время проведения детских утренников или других воспитательных мероприятий. Застенчивый ребенок может быть хорошо подготовлен, но из-за стеснительности выученное стихотворение рассказать как скороговорку, тихим голосом или шепотом, иногда совсем отказывается, и сам при этом очень расстраивается, в то время как во время проведения коллективных детских публичных выступлений таких проблем, как правило, не возникает. Совместно с другими детьми застенчивый ребенок может и станцевать, и спеть. Таким образом, смущение вызывает привлечение общественного внимания к своей персоне.

Иногда проявления застенчивости у детей выражается в нарочито раскрепощенном, иногда даже развязном стиле поведения приобщении с другими людьми. Так, застенчивый ребенок может при незнакомых людях «ломаться», «кривляться», невпопад хихикать, коверкать слова, т. е. вести себя подобным неадекватным образом.

Таким образом, опираясь на собственный педагогический опыт и на проведенный анализ различных психолого-педагогических источников, можно выделить следующие особенности, отличающие поведение застенчивых детей: борьба двух амбивалентных тенденций «приближения» и «удаления», чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми взрослыми людьми и сверстниками; избирательность в контактах со сверстниками — предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми; страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого воспитателя на занятиях.

Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других сверстников блокирует складывающуюся у него потребностно-мотивационную сферу, не позволяя ему в полной мере удовлетворять имеющиеся потребности в совместной деятельности и в полноценном межличностном общении. То есть, от того, как сложатся взаимоотношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников (в группе детского сада), во многом зависит дальнейший путь его личностного и социального развития.

Литература:

  1. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми.-М.: Детство-Пресс, 2005.
  2. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Просвещение, 1986.
  3. Спок Б. Ребенок. Уход и воспитание от 3-х до 11-ти лет / пер. с англ. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. — 352 с.
  4. Галигузова Л. Н. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. — 2000 — № 4.- С. 116–121.
  5. Развитие общения у дошкольников //Под ред. Запорожца А. В., Лисиной М. И. — М.,1964.
  6. Богачкина Н. А., Сиренко Р. Н., Как преодолеть детскую застенчивость: Академия развития, 2007–224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, застенчивый ребенок, сверстник, дошкольный возраст, застенчивый ребенок старшего, межличностное общение, опыт общения, проявление застенчивости, тихий голос.

Похожие статьи

Психологические особенности общения детей старшего...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник

Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Коррекция поведения застенчивых детей старшего...

В статье рассмотрена проблема преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами игр в условиях ДОО. Ключевые слова: коррекция поведения, застенчивость, игры в ДОО.

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник, взаимоотношение, взрослый, действие. Игра как средство формирования межличностных отношений...

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из. Необходимым условием развития личности ребёнка является общение со сверстниками и.

Особенности общения со сверстниками детей старшего...

В статье рассматривается значение общения детей дошкольного возраста, этапы развития общения со сверстниками в онтогенезе, особенности общения со сверстниками при общем недоразвитии речи.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник, взаимоотношение, взрослый, действие.

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире. Известно, что общение со сверстниками, с окружающими его взрослыми не только условие...

Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками...

Взаимодействие ребенка со сверстниками, по мнению М. И. Лисиной, — это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста.

старший дошкольный возраст, нарушение речи, ребенок...

- застенчивость.

старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей, изобразительная деятельность, эмоция, ребенок, развитие, программа, ведущий способ развития, проективный рисуночный Тест, подготовительный этап.

Похожие статьи

Психологические особенности общения детей старшего...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник

Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Коррекция поведения застенчивых детей старшего...

В статье рассмотрена проблема преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами игр в условиях ДОО. Ключевые слова: коррекция поведения, застенчивость, игры в ДОО.

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник, взаимоотношение, взрослый, действие. Игра как средство формирования межличностных отношений...

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из. Необходимым условием развития личности ребёнка является общение со сверстниками и.

Особенности общения со сверстниками детей старшего...

В статье рассматривается значение общения детей дошкольного возраста, этапы развития общения со сверстниками в онтогенезе, особенности общения со сверстниками при общем недоразвитии речи.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник, взаимоотношение, взрослый, действие.

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире. Известно, что общение со сверстниками, с окружающими его взрослыми не только условие...

Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками...

Взаимодействие ребенка со сверстниками, по мнению М. И. Лисиной, — это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста.

старший дошкольный возраст, нарушение речи, ребенок...

- застенчивость.

старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей, изобразительная деятельность, эмоция, ребенок, развитие, программа, ведущий способ развития, проективный рисуночный Тест, подготовительный этап.