Формирование способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 5–6 лет посредством занятий, построенных по принципу диалектического структурирования материала | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Будникова Т. А., Конько М. С. Формирование способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 5–6 лет посредством занятий, построенных по принципу диалектического структурирования материала [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 69-71. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14173/ (дата обращения: 20.06.2018).



В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста умения планировать собственную познавательную деятельность. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций, дополнительного образования, узким специалистам. Участники: педагоги и дети старшего дошкольного возраста (5–6 лет).

Ключевые слова: планирование познавательной деятельности, диалектическое структурирование материала.

Для того чтобы чувствовать себя успешным в жизни, человек должен владеть информацией, знаниями, умением системно думать об окружающей его действительности, быть самостоятельным, уметь решать поставленные перед ним задачи, составлять план решения задач, иметь свой жизненный план. Однако, почему же вокруг так много людей не самостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужное решение. Видимо с детства их не научили планировать свою деятельность, а сами они не смогли осознать важность планирования.

Умение планировать собственную познавательную деятельность необходимо ребенку уже в дошкольном возрасте, чтобы быть самостоятельным, организованным, собранным, регулировать свое поведение. Анализ дошкольных образовательных программ показал, что начиная со старшего возраста, перед детьми ставятся задачи, направленные на формирование у них способности к планированию.

В исследованиях различных авторов планирование рассматривается с разных позиций. В нашей работе мы под планированием собственной деятельности понимаем способность субъекта предвосхищать в умственном плане развитие собственной деятельности, которая включает в себя следующие компоненты: постановка цели (целеполагание), выявление условий и средств достижения поставленной цели (моделирование условий), разработка способов получения предполагаемого результата в конкретных условиях (программирование действий).

Способность к планированию связана с деятельностью регуляторных структур мозга. У дошкольников эти структуры находятся в стадии становления (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова и др.) (1; 303). С другой стороны, Л. С. Выготским (3, 242–268), Д. Б. Элькониным (2,93), А. П. Усовой и др. было доказано, что дети дошкольного возраста способны планировать игровую, трудовую, изобразительную деятельность (6,86). Н. Н. Подъяков, Н. В. Батищева указывают, что в специально созданных условиях дети дошкольного возраста могут самостоятельно планировать собственную познавательную деятельность (5,23).

Изучив теоретический аспект данного вопроса, мы поставили перед собой цель — способствовать формированию у детей 5–6 лет умения планировать собственную познавательную деятельность.

Детям были предложены ситуации, по содержанию близкие к их опыту. Ситуации расположены по степени определенности целей, условий и программ действий. Ситуации реалистические, позволяют детям использовать накопленный опыт, например: Вам в группу подарили редкое животное, про которое никто из ребят ничего не знает. Что надо сделать, чтобы правильно ухаживать за этим животным?

Из всех опрошенных нами детей, половина воспитанников смогли вычленить существенные условия достижения познавательных целей, например: «Книжки и компьютер нужны, чтоб читать; взрослые-ученые могут рассказать о том, что я хочу узнать; внимание, чтобы ничего не упустить». Треть детей смогли выстроить логичную и достаточно полную программу познавательных действий, соответствующую цели и возможностям ребенка, например: «Сначала возьму компьютер, узнаю о растениях, потом прочитаю в книге и нарисую их», остальные сразу предлагали приступить к практической деятельности, например: кормить животное, поить, собрать вещи. И только 8 % воспитанников смогли поставить познавательную цель: «узнать», «изучить», что подтвердило наше предположение о том, что эта способность у детей старшего дошкольного возраста находится в «зоне ближайшего развития».

Наблюдение за ходом организованной образовательной деятельности показало, что чаще всего педагог самостоятельно ставит цели занятия, которые носят практический характер, например: «Сегодня мы будем изучать буквы «Ц-Ч», «Сегодня мы будем читать рассказ «Лев и собака»; выделяет объективные и субъективные условия, но не анализирует их, например: «Все сели правильно, руки на стол, ноги вместе, внимательно слушаем рассказ, не кричим, чтоб все могли услышать, в конце я буду задавать вопросы»; программа познавательных действий для достижения поставленной цели осуществляется пошагово в ходе выполнения деятельности. Конечно, в любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него познавательная деятельность превращается в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее ценности. Однако, педагогу необходимо вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно, выстраивать взаимоотношения с детьми на основе партнёрства. Поэтому, мы считаем, что наиболее эффективным средством формирования у детей 5–6 лет способности к планированию собственной познавательной деятельности будут занятия, построенные по принципу диалектического структурирования материала.

Традиционная система образования организована так, что результатом обучения является воспроизведение формально-логических образцов. Модель диалектического обучения, разработанная под руководством Н. Е. Вераксы, направлена на формирование у детей диалектической картины мира, основанной на выявлении в предмете изучения отношений противоположности и их преобразований (4,123). Диалектическое структурирование материала — это построение содержания обучения в соответствие с законами диалектики, т. е. раскрывающие изучаемые явления как динамические системы. Изучение данных систем предполагает выявление структуры изучаемого объекта, свойств элементов структуры и ее функций.

С целью формирования способности к планированию собственной познавательной деятельности нами была проведена работа в три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе работа была направлена на создание условий для установления контакта с детьми. На основном этапе были проведены занятия, в ходе которых, первоначально взрослый принимал на себя роль организатора и показывал детям модель планирования познавательной деятельности (педагог ставил цель занятия, определял содержание знаний, выбирал и аргументировал необходимые для познавательной деятельности условия, выстраивал последовательность действий). Постепенно, снижалась доминирующая позиция взрослого и повышалась степень активности детей (педагог совместно с детьми ставил цели занятия, показывая при этом детям механизм выделения цели при помощи диалектических умственных действий превращения и опосредования). В соответствии с целью занятия выбирались познавательные средства, строилась программа действий. Например, на занятии на тему «Животные. Рыбы» цель была поставлена посредством действия превращения: «Мы изучили животных, которые живут на суше. Как вы думаете, каких животных надо изучать дальше?» Ответы детей: «Животных, которые живут в воде. Мы должны узнать, из каких частей они состоят, какие свойства имеет каждая часть и какие функции выполняет». Воспитанники предложили для достижения поставленной цели использовать научную литературу, т. к. в книге мы сможем прочитать про рыб, порассуждать и нарисовать их. Мы можем посмотреть в компьютере, как передвигаются рыбы и чем питаются? Некоторые дети предложили сначала прочитать о рыбах и только потом использовать компьютер. От других детей поступило предложение- провести наблюдение за рыбами. Дети научились рассуждать, делать вывод (могли б, если бы у нас был аквариум с рыбками, а так нет, потому что рыб нет и т. д.). На вопрос о том, какие способности необходимы им для получения знаний, было отмечено, что необходимо внимательно смотреть и слушать, чтоб запомнить информацию о рыбах, и рассказать дома маме и папе. Воспитанники самостоятельно определяли этапы работы с интернетом (взять ноутбук, включить его, зайти в интернет, ввести вопрос «Рыбы», прочитать о них, подумать и зарисовать).На заключительном этапе было проведено обобщающее занятие.

В результате проведенной работы, дети научились на занятиях самостоятельно ставить цель, решать проблемы, находить ответы на свои вопросы, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывали от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывали у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Литература:

  1. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. — М.: Наука, 1987. — 399 с.
  2. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. — 256 с.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3.-М.:Педагогика,1984.-357с.
  4. Веракса Н. Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии.- 1995.- № 3. — С.123–127.
  5. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
  6. Усова А. П. Обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца — 3 изд., испр. — М.: Просвещение, 1981.
  7. Исаев И. И. Психологическая характеристика способов планирования у дошкольников // Вопросы психологии. — 1984. — № 2. — С. 52–60.

Ключевые слова

планирование познавательной деятельности, диалектическое структурирование материала

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос