Проектные технологии в техническом творчестве обучающихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 08.05.2018

Статья просмотрена: 2710 раз

Библиографическое описание:

Лисовская, А. И. Проектные технологии в техническом творчестве обучающихся / А. И. Лисовская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14150/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья раскрывает инновационный опыт реализации проектных технологий в техническом творчестве учащихся на базе учреждения дополнительного образования Центра детского творчества «Радуга успеха» городского округа Самара.

Последние преобразования системы общего и дополнительного образования открыли доступ к новым инновационным механизмам организации деятельности детей и подростков. Появились новые перспективные возможности интеграции основного, дополнительного и профессионального образования. Открылись новые пути к использованию современных разнообразных технологий, форм и методов обучения и развития учащихся.

Значительное место в техническом направлении дополнительного образования занимает проектная и исследовательская деятельность, которая направлена на развитие творческих и технических способностей обучающихся, формирования у них инженерно-технологических, проектных и предпрофессиональных компетенций [2].

Актуальность и своевременность внедрения проектных технологий в техническом творчестве учащихся очевидна. Техническое образование учащихся востребовано в любом возрасте: это формирование и развитие у дошкольников любознательности, смекалки и трудолюбия, в начальном и среднем школьном возрасте — исследовательских и конструкторских навыков, у старшеклассников — целеустремленности, инженерной мысли, созидательной деятельности [4]. Тем самым приводя ребят к выбору технических ВУЗов и инженерных профессий, что так необходимо Самарской области и стране.

Воспитание инженерного потенциала для Самары — одна из важнейших задач, поставленная в системе технического образования. Овладение знаниями и навыками работы с современными технологиями и новейшим оборудованием по программам технической направленности дает хороший старт обучающимся для профессионального самоопределения.

Использование различных современных технологий позволяет педагогам разнообразить учебную деятельность и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одними из таких технологий являются проектные технологии. Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в мотивации учащихся на получение дополнительных знаний и повышения качества обучения.

Центр детского творчества «Радуга успеха», имея многолетний и успешный опыт работы в техническом направлении, не первый год вводит и реализует проектные технологии.

Целью внедрения проектных технологий является формирование устойчивого интереса обучающихся к инновационным технологиям и высокотехнологичным направлениям технического творчества.

Можно выделить наиболее значимые задачи, которые решают проектные технологии в техническом творчестве:

‒ популяризация науки, техники и технологий, профессий в инженерной и технической сферах деятельности;

‒ развитие практических умений и навыков: технологических, конструкторских, исследовательских, коммуникативных, организаторских, ораторских в процессе проектной и конкурсной деятельности;

‒ реализация новых форм, методов и технологий работы с детьми и подростками в условиях технического творчества системы дополнительного образования;

‒ эффективное использование высокотехнологичной образовательной среды ВУЗов;

‒ повышение мотивации учащихся к саморазвитию путем вовлечения их в инновационное творчество и изобретательскую деятельность;

‒ развитие навыков деловой коммуникации, сотрудничества, работы в команде.

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в общеобразовательные школы предполагает формирование у учащихся ключевых компетенций, где современные направления технического творчества могут стать важным фактором в профессиональном самоопределении учащихся и удовлетворении социального заказа на инженерно-технические кадры и квалифицированных рабочих. Через техническое творчество учащиеся расширяют политехнический кругозор, делают серьезные шаги к познанию инженерных профессий, связанных с научно-технической исследовательской деятельностью [1].

Таким образом, проектные технологии — это важная область исследования и современный инструмент развития научно-познавательного потенциала, личностных качеств обучающихся и их профориентации.

В современном мире проектные технологии и проектирование превратились в распространенный вид интеллектуальной деятельности. В системе образования он относится к инновационным технологиям. Рассмотрим достоинства проектной деятельности:

1) содержание деятельности определяется исходя из личного интереса, знаний, умений обучающихся;

2) проектная деятельность включает элементы таких личностно ориентированных технологий, как: исследовательская деятельность, эксперимент, научно-поисковый метод;

3) педагог выступает в роли консультанта, коллеги, тьютора;

4) проектная деятельность дает возможность коллективной творческой работе;

5) проект предполагает создание конкретного продукта, имеющего личностную и социальную значимости [3].

Что дает проектная деятельность обучающемуся?

  1. Позволяет находить значимую для него проблему и решать ее путем творческого поиска и применения интегрированных знаний.
  2. Развивает исследовательские и творческие способности.
  3. Дает возможность связать теорию с практикой.
  4. Создает условия для самостоятельной деятельности.
  5. Позволяет организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогам и обучающимися.

Работая над проектом, ученик проходит все этапы и приобретает учебно-исследовательские умения:

‒ умения видеть проблему,

‒ умения собирать и обрабатывать информацию,

‒ умения проводить эксперименты,

‒ умения давать определение понятиям,

‒ умения делать анализ и выводы,

‒ умения доказывать и защищать свои идеи.

Занимаясь проектированием, у обучающегося проявляются ведущие мотивы научно-исследовательской деятельности: познавательные; развивающие; коммуникативные; творческой самореализации; достижения успеха [2].

Таким образом, проектные технологии являются важным фактором в формировании личности обучающегося готового к инновационной деятельности, т. е. инновационной личности.

В деятельности Центра детского творчества «Радуга успеха» среди проектов можно выделить следующие типы:

  1. Исследовательские — по структуре и характеру работы приближены к научному исследованию: обоснование актуальности темы; выявление проблемы, предмета и объекта исследования; обозначение цели, задачи, методов, источников информации; выдвижение гипотезы; обобщение, выводы, оформление результатов; предложения по развитию темы [3].
  2. Творческие — не имеют строгой структуры, нацелены на результат, подчиняются жанру конечного результата (плакат, фестиваль, фильм и др.), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (макет плаката, положение и сценарий мероприятия, сценарий фильма и др.).
  3. Информационные — схожи с исследовательскими проектами и могут являться их составной частью; включают сбор и анализ информации, обобщение фактов; необходима презентация, ее разработка и защита.
  4. Социально значимые, где чётко обозначается контингент (участники), цели и задачи; результат деятельности ориентирован на интересы какой-либо группы людей; необходимо распределение ролей между участниками, план действий, экспертная оценка.

Рассмотрим опыт работы Центра детского творчества «Радуга успеха» по использованию проектных технологий в образовательной деятельности.

  1. Обучение проектной деятельности при реализации дополнительных общеобразовательных программ детьми разного возраста, например:

‒ в группах дошкольников активно внедряется программа «Основы конструирования». Малыши осваивают проектные технологии через начальное техническое моделирование, формируют основы технических знаний и умений;

‒ для обучающихся начального школьного возраста реализуются программы: «Начальное техническое моделирование», «Школа юного изобретателя», «Робототехника и лего-конструирование». Школьники учатся разрабатывать проекты в основном в группах с помощью педагога;

‒ обучающиеся среднего и старшего школьного возраста, т. е. учащиеся основного общего и среднего (полного) общего образования осваивают программы: «Авиамоделирование», «Автомоделирование», «Робототехника», «3D моделирование» и «Беспилотные технологии». Обучающиеся учатся работать с источниками информации (литература, Интернет и др.); разрабатывать проекты, проводить исследования,выступать с творческими проектами на конкурсных мероприятиях различного уровня.

2. В Центре реализуются проекты:

‒ «Планета открытий» по внедрению ТРИЗ-технологий;

‒ 3D моделирование;

‒ Образовательная робототехника;

‒ Проект «ТехноТур»;

‒ Образовательная робототехника и беспилотные технологии;

‒ Непрерывное образование в сфере технического творчества «4+»;

‒ Инженерное будущее Самары;

‒ Профориентационный марафон «Радуга инженерно-технических профессий».

3. Проекты способствуют инновационному изменению образовательного процесса, так как предполагают не классно-урочную систему обучения, а коллективно-творческое дело или индивидуально выстроенный маршрут — в зависимости от целей проекта.

4. Проектная деятельность дает возможность ребенку продемонстрировать, отработать и закрепить свои знания и умения, полученные в процессе обучения в школе или по образовательной программе в Центре.

5. Проектная деятельность как средство социализации и самостоятельности детей, активности и коммуникативности, открытия и раскрытия таланта, осознанного выбора будущей профессии.

6. Проектная деятельность для педагогов — это мотивация и возможность к самореализации, к профессиональному и личностному росту.

Результатами и преимуществами многолетней работы ЦДТ «Радуга успеха» в этом направлении можно считать:

Преемственность. Проектная деятельность ведется практически во всех детских объединениях для разных возрастных групп, начиная с дошкольников и заканчивая старшеклассниками-выпускниками Центра.

Системность. Проектные технологии, используемые в образовательной деятельности учреждения, являются целостной и непрерывной системой обучения, направленной на развитие научно-познавательного потенциала обучающихся.

Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность заключаетсявтом, что обучающиеся шаг за шагом приобретают новые знания и исследовательские навыки, раскрывают в себе потенциальные возможности, самоопределяются в профессии, а значит, в дальнейшем смогут самореализоваться в современном мире.

Создание новых форм работы. При реализации проектных технологий создаются множество разнообразных форм работы. Например, новые формы, разработанные авторами проектов и апробированные на практике:

‒ Беседы по кейс-методу на базе ТРИЗ-технологий;

‒ ТехноТур;

  • Юное конструкторское бюро (ЮКБ);
  • Атлас профессий выпускника;
  • Инженерный прорыв.

Интеграция и сотрудничество. Одним из важных моментов проектной деятельности можно отметить интеграцию образовательных учреждений: учреждения дополнительного образования детей ЦДТ «Радуга успеха», общеобразовательных школ и профессиональных образовательных учреждений (СУЗов и ВУЗов), в стремлении политехнического образования детей и открытии для обучающихся путей для личностного и профессионального роста.

Примером такой интеграции может служить социальное партнерство нашего Центра «Радуга успеха» и профессиональных образовательных учреждений:

‒ Самарский государственный университет путей сообщений (СамГУПС), с которым в течение 7 лет совместно на базе университета проводим городской фестиваль юных изобретателей «Планета открытий».

‒ Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева (Самарский университет). Несколько лет совместно проводим соревнования по робототехнике и беспилотным летательным аппаратам.

‒ Поволжский государственный колледж (ПГК), где два года совместно с колледжем проводим городской профориентационный марафон «Радуга инженерно-технических профессий».

Предметом сотрудничества также является:

‒ Привлечение специалистов для консультирования педагогов и оценивания достижений воспитанников.

‒ Предоставление аудиторий для проведения мероприятий.

‒ Предоставление и тиражирование учебно-методических материалов.

‒ Организация экскурсий в музей, мастерские и лаборатории.

‒ Привлечение к совместной работе студентов-волонтеров.

Мы благодарны за реальную помощь и поддержку и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Техническое творчество — эта именно та область, где будущие инженеры нашей страны предлагают смелые идеи, разрабатывают проекты и уже сейчас стараются реализовать задуманное в своих моделях самолетов, машин, роботов, коптеров. Проектные технологии эффективно способствуют такому развитию и самореализации обучающихся.

Литература:

  1. Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. — 2016. — № 6.1. — С. 31–33.
  2. Кашлева Н. В., Дмитриева Ж. В. Школьная проектная лаборатория. Волгоград: Учитель, 2010. — 142 с.
  3. Лаборатория проектных методов в образовании (всероссийский проект). URL: http://xn--e1ahcccmfdikz5d1bm.xn--p1ai/
  4. Проектно-ориентированное обучение (Электронный ресурс Института образования BIE). URL: https://www.bie.org/
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, техническое творчество, детское творчество, проект, дополнительное образование, обучающийся, умение, исследовательская деятельность, Образовательная робототехника, педагогическая целесообразность.

Похожие статьи

Критерии выбора тематики проектов в условиях...

проектная деятельность, проект, техническое творчество, практическая значимость, Образовательная робототехника, дополнительное образование детей, Историко-технический марафон, дальнейшее развитие...

Применение конструирования и программирования...

LEGO, образовательная робототехника, VEX, учебный процесс, дополнительное образование, профессиональное образование, робототехническое оборудование, техническое творчество, робототехника, Удмуртская...

Развитие творческой познавательной активности воспитанников...

Одной из технологий, способствующих творческой самореализации воспитанников, является исследовательская и проектная деятельность. Обществу нужны творческие люди. Творчество — норма детского развития.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Проект мотивирует самостоятельную деятельность учащихся, инициирует их творчество, позволяет проявить себя.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, личностно ориентированное обучение, учебный проект, этапы проекта, ИКТ.

Эффективность применения метода проектного обучения

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.

Метод проектовпедагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение)

Исторический аспект дополнительного образования детей...

Система детского технического творчества в России основана на традициях, заложенных в советское время. В историко-педагогических исследованиях определены этапы становления и развития отечественной системы детского технического творчества.

Проектная и исследовательская деятельность...

исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования, проектная деятельность, проект, начальная школа, дошкольное образование, исследовательская работа, образовательная...

Интеграция дополнительного и общего образования...

учебно-исследовательская деятельность, дополнительное образование, исследовательская деятельность, детско-юношеский центр, учебно-исследовательская деятельность школьников, общее образование, школьник...

Организация дополнительного технологического образования...

Педагогическое управление проектной деятельностью в процессе дополнительного технологического образования можно обеспечить за счёт

Основные термины (генерируются автоматически): Проектная деятельность, проектная группа, дополнительное образование...

Похожие статьи

Критерии выбора тематики проектов в условиях...

проектная деятельность, проект, техническое творчество, практическая значимость, Образовательная робототехника, дополнительное образование детей, Историко-технический марафон, дальнейшее развитие...

Применение конструирования и программирования...

LEGO, образовательная робототехника, VEX, учебный процесс, дополнительное образование, профессиональное образование, робототехническое оборудование, техническое творчество, робототехника, Удмуртская...

Развитие творческой познавательной активности воспитанников...

Одной из технологий, способствующих творческой самореализации воспитанников, является исследовательская и проектная деятельность. Обществу нужны творческие люди. Творчество — норма детского развития.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Проект мотивирует самостоятельную деятельность учащихся, инициирует их творчество, позволяет проявить себя.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, личностно ориентированное обучение, учебный проект, этапы проекта, ИКТ.

Эффективность применения метода проектного обучения

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.

Метод проектовпедагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение)

Исторический аспект дополнительного образования детей...

Система детского технического творчества в России основана на традициях, заложенных в советское время. В историко-педагогических исследованиях определены этапы становления и развития отечественной системы детского технического творчества.

Проектная и исследовательская деятельность...

исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования, проектная деятельность, проект, начальная школа, дошкольное образование, исследовательская работа, образовательная...

Интеграция дополнительного и общего образования...

учебно-исследовательская деятельность, дополнительное образование, исследовательская деятельность, детско-юношеский центр, учебно-исследовательская деятельность школьников, общее образование, школьник...

Организация дополнительного технологического образования...

Педагогическое управление проектной деятельностью в процессе дополнительного технологического образования можно обеспечить за счёт

Основные термины (генерируются автоматически): Проектная деятельность, проектная группа, дополнительное образование...