Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Таринская, Т. А. Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Таринская, С. В. Чекулова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14138/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье представлен опыт коррекционной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках функционирования консультационного центра на базе дошкольной организации. Авторами статьи представлена одна из эффективных форм взаимодействия с семьей — совместные практические занятия, частью которых стала артикуляционная гимнастика с использованием продуктов питания. Статья содержит теоретическое обоснование необходимости тесного сотрудничества с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития, а также практический материал для организации совместной деятельности.

Ключевые слова: коррекционная педагогика, логопедия, консультационный центр, дети с ОВЗ, взаимодействие с родителями, артикуляционная гимнастика

Все родители мечтают вырастить здорового и умного ребенка. Для этого они делают все, что только могут — кормят, одевают своего малыша, покупают ему много красивых и дорогих игрушек. Именно родители — самые главные, добрые, любящие и внимательные педагоги ребенка на протяжении всей его жизни! Однако, появление в семье «особенного» ребенка приводит родителей в стрессовое состояние, члены семьи испытывают потрясение, растерянность, беспомощность, что нередко приводит к социальной изоляции или даже распаду семьи.

Важно, чтобы родители не только справились со стрессовым состоянием, но и приняли ребенка, таким, какой он есть, чтобы направить свои усилия на восстановление его здоровья, развитие и образование. Необходимость привлечения родителей в коррекционный процесс заставляет педагогов постоянно искать новые эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Таким образом, реабилитация должна быть направлена не только на ребенка, но и на его социальное окружение, в первую очередь, на семью. Чем раньше с момента появления «особого» ребенка семья получает специализированную помощь, тем благоприятней прогноз успешной социальной адаптации семьи и развития ребенка.

В идеале коррекционная помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только могут быть выявлены соответствующие проблемы.

Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ — это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.

Для решения данной проблемы на базе нашего МДОУ создан консультационный центр.

Специалисты центра оказывают помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, детей-инвалидов, повышают педагогическую грамотность родителей, знакомят их с возможностями современного образовательного процесса.

Родители детей, посещающих консультационный цент, знакомятся с положительным опытом обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ на примере других семей, учатся создавать условия для дальнейшей социальной адаптации и интеграции ребенка в обществе, активно включаются в процесс его реабилитации и личностного развития.

Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Очень часто у детей с ОВЗ и детей-инвалидов сопутствующим нарушением развития являются дефекты развития речи. Таким образом, одной из образовательных потребностей является необходимость получения ими логопедической помощи.

Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить цель и задачи логопедической работы.

Главная цель взаимодействия логопеда и семьи — это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.

Задачи взаимодействия:

1. Сформирование у родителей желания помогать ребенку.

2. Формирование мотивации к участию в образовательном процессе.

3. Повышение уровня педагогической компетенции родителей.

4. Информационная и дидактическая поддержка семьи.

Формы работы с семьей многогранны. На консультационном пункте мы используем следующие формы работы:

п./п.

Формы работы

Практическая значимость

1.

Тестирование и анкетирование

Позволяет выявить наиболее актуальные проблемы, существующие у родителей.

2.

Домашние игротеки

Позволяет родителям познакомиться с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время.

3.

Родительские пятиминутки

Позволяют родителям получить кратковременные личные консультации.

4.

Консультации-практикумы

Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.

Наиболее результативным является сочетание всех форм взаимодействия с семьями воспитанников. В практике нашей работы особую популярность получили совместные практические занятия, частью которых стала артикуляционная гимнастика с использованием продуктов питания.

Данная форма проведения артикуляционной гимнастики удобна для выполнения в домашних условиях. Нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика — это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Для того чтобы консультативная помощь специалистов могла стать эффективной, необходимо, чтобы работа с ребенком быть систематичной и постоянной. Этого можно добиться только при многократных повторениях дома. Поэтому мы считаем важным, научить родителей правильно выполнять артикуляционную гимнастику разнообразными способами, в том числе с использованием продуктов питания.

«Сладкая зарядка» (упражнения сЧупа-чупсом)

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий Чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем:

– сожмите Чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5–10 секунд;

– удерживая Чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону;

– приоткройте рот, губы разведите в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку Чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком;

– поднимите широкий язык к небу, прижмите Чупа-чупсом «грибок» к небу;

– двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5–10 раз.

Упражнения для языка снапитком «Не расплескай… "

  1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10–15 секунд. Повторять 5 -10 раз.
  2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 5 -10 раз.
  3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 5 -10 раз.

Упражнения сконфеткой «Чашечка»

Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку, конфетку, шарик для сухого завтрака, удерживать по 5–8 сек.

«Красивое печенье»

Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.

Упражнение схлебной палочкой «Держи крепче»

Удерживать в горизонтальном положении хлебную палочку (соломку, макаронину) на языке языком, на губе на щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ и языка.

Освоив данный вид упражнений, родители совершенствуют их, вносят новые элементы, делятся друг с другом.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, помогают установить между педагогами и родителями доверительные партнерские отношения, осознать родителями свою роль в обучении и воспитании ребенка. Благодаря установлению эффективного взаимодействия между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Литература:

  1. Бак А., Грюневальд К. Забота и уход. Книга о людях с задержкой умственного развития. Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2001. — 351 с.
  2. Селигман М., Дарлинг Р. Б. Обычные семьи, особые дети. Москва, Теревинф, 2016. — 365 с.
  3. http://www.inclusive-edu.ru/rebenok-s-ovz-dopolnitelnoe-obrazovanie/
Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционная гимнастика, ребенок, родитель, семья, форма работы, использование продуктов питания, консультационный центр, коррекционный процесс, стрессовое состояние, широкий язык.

Похожие статьи

Практика проведения артикуляционной гимнастики...

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой... кончик языка, широкий язык, рот, нижняя губа, язык, зуб, стертая форма...

Использование инновационных приемов по развитию...

Рекомендации логопеда родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша. При этом рот широко раскрыт.

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Взаимодействие специалистов в коррекционном процессе: ребенок, семья, учитель — логопед, учитель — дефектолог, воспитатели

Артикуляционная гимнастика проводится с использованием забавных рисунков-символов, что повышает интерес детей к ее выполнению.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина

При коррекции стертой дизартрии основная форма логопедической работы — индивидуальная.

Родительское собрание «Организация и содержание работы...»

Эффективность всей коррекционной работы, проводимой специалистами, только возрастёт, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания

- Регулярно выполнять артикуляционную гимнастику.

Взаимодействие и формы работы с семьей в логопедической...

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи...

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе...

Современные формы взаимодействия с родителями как средство... родитель, ребенок, семья, компенсирующая направленность, школьное обучение, коррекционная работа, дошкольное учреждение, авторская речевая газета, дошкольная организация...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

1. Артикуляционная гимнастика. Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми.

Современные формы взаимодействия с родителями как...

Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия.

Этот вывод побудил нас искать такие формы работы с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем...

Похожие статьи

Практика проведения артикуляционной гимнастики...

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой... кончик языка, широкий язык, рот, нижняя губа, язык, зуб, стертая форма...

Использование инновационных приемов по развитию...

Рекомендации логопеда родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша. При этом рот широко раскрыт.

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Взаимодействие специалистов в коррекционном процессе: ребенок, семья, учитель — логопед, учитель — дефектолог, воспитатели

Артикуляционная гимнастика проводится с использованием забавных рисунков-символов, что повышает интерес детей к ее выполнению.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина

При коррекции стертой дизартрии основная форма логопедической работы — индивидуальная.

Родительское собрание «Организация и содержание работы...»

Эффективность всей коррекционной работы, проводимой специалистами, только возрастёт, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания

- Регулярно выполнять артикуляционную гимнастику.

Взаимодействие и формы работы с семьей в логопедической...

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи...

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе...

Современные формы взаимодействия с родителями как средство... родитель, ребенок, семья, компенсирующая направленность, школьное обучение, коррекционная работа, дошкольное учреждение, авторская речевая газета, дошкольная организация...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

1. Артикуляционная гимнастика. Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми.

Современные формы взаимодействия с родителями как...

Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия.

Этот вывод побудил нас искать такие формы работы с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем...