Эмоциональное воздействие на личность учащегося через синтез искусств | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Хаустова В. Н., Ишкова И. Н., Романенко В. М. Эмоциональное воздействие на личность учащегося через синтез искусств [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 66-68. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14105/ (дата обращения: 22.06.2018).



Через искусство воспитывается эстетическое отношение к человеку, природе, обществу, зарождается чувство прекрасного, ощущение единства с окружающей действительностью. Оно играет огромную роль и в передаче моральных ценностей. Виды искусства многочисленны, границы между ними гибки и подвижны. Необходимо использовать средства выразительности различных видов искусств, объединяя их, то есть синтезируя. Синтез искусств — это соединение разных искусств в едином произведении, которое возникает как органическое целое, обладающее особым художественным воздействием. Формы синтеза весьма разнообразны.

Интересна форма, которая объединяет пространственные и временные искусства, это разные виды театрального действа, которые включают литературный текст, все виды исполнительского искусства, музыку, изобразительное искусство, кино и т. д. Именно эта форма синтеза является наиболее приемлемой на уроках музыки. Соотношение видов искусства в синтезе может быть различным, то есть какой- то вид искусства может являться доминирующим, в данном случае — это музыка.

С первых уроков производим подбор песенного материала в соответствии с естественными потребностями учащихся в движении. Поэтому песни не просто исполняются, а обыгрываются, что повышает интерес к исполняемому произведению. Именно здесь проявляется синтез танца и музыки. Простые танцевальные движения доступны и интересны детям. Они доставляют не просто удовольствие, вызывают желание быстрей выучить песню. К тому же вокальное исполнение и ритмическое воспитание развивают точную реакцию, координацию мышления и движения. Часто учащиеся сами предлагают варианты музыкально — ритмических движений. Именно здесь проявляется способность к творчеству и эмоциональному восприятию произведений.

Критерием подбора песен стали художественная ценность и увлекательность для школьников, то есть педагогическая целесообразность и природосообразность. Специфика школы позволяет со второго класса вводить в программу песни на английском и немецком языках: «Новый год» сл. А. Граневской, муз. Т. Смирновой; «The Mulberry Bust»; «The More We Are Together». Для удобства разучивания песенного материала со 2-го полугодия 1 класса применяем плакаты, написанные крупными печатными буквами. Такое исполнение помогает более ускоренному и успешному приобретению навыков чтения и способствует выработке выразительного пения, так как ребенок и слышит, и видит одновременно.

Использование поэтического текста позволяет говорить о роли литературы на уроке музыки. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание, он обогащает ее смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Учащиеся знакомятся на уроках с произведениями, в которых текст неразрывно связан с музыкой, стал с ней единым. Дети осуществляют анализ музыкально — поэтического образа при помощи словаря эстетических эмоций Ражникова. Он обогащает словарный запас и помогает также на уроках русского языка и литературы. Исследования музыкально — художественного образа продолжаются в 6–8 классах. Знакомя семиклассников с творчеством композиторов-романтиков, обращаю внимание на тесную связь музыки и литературы, возникновение нового жанра — музыкальной баллады, в которой музыка тесно связана с сюжетным развитием поэтического текста. («Лесной царь» Ф.Шуберта)

Сравнительный анализ музыкального и поэтического языка помогает понять жизненный замысел, развитие чувств в произведении и найти эмоциональный отклик у детей. Никого не оставляет равнодушным прослушивание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на стихи Гете (6 класс), «Весенние воды» С. В. Рахманинова сл. Тютчева (6 класс), «Ave Maria» Ф. Шуберта (7 класс), «Лакримоза» В. А. Моцарта.

Литература и музыка тесно связаны между собой. Прежде всего, основой многих музыкальных произведений являются произведения литературы. Так, знаменитая симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада» создана по мотивам «1001 ночи», либретто оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» основано на «Слове о полку Игореве». Взаимосвязь музыки и литературы подчеркиваю на уроках 1 полугодия 5 класса. Учащиеся с интересом находят произведения в различных литературных жанрах, полностью зависящие от музыки («Басни» Крылова, сказки разных народов мира, рассказы К. Паустовского). Познавательно-поисковая работа позволяет расширить свой кругозор и не зацикливаться только на учебной программе. Она невольно заставляет читать, что особенно актуально в наше время, когда дети больше предпочитают проводить время за телевизором и компьютером, чем за книгой.

Учащиеся 5–8 классов знакомятся и с возрожденными поэтическими произведениями, которые без вмешательства композитора, просто прекратили бы свое существование, и были бы преданы забвению. Это цикл «Прекрасная мельничиха» Ф. Шуберта(8класс), «Жаворонок» М. Глинки. Музыка и изобразительное искусство образуют более сложный союз, так как изобразительное искусство — это явление пространственное. Однако это не мешает им взаимодействовать.

Обязательным дополнением на уроках музыки считаю иллюстративный материал. Он важен и необходим и для 1 и для 8 классов. Композитор воспринимает картину природы слухом, живописец ту же самую картину воспринимал бы зрением, наслаждаясь не звуками, а красотой форм, игрой линий, горением цвета. Один и тот же предмет — родная и близкая человеку жизнь природы, схватывается и живописцем, и музыкантом и соответственно отражается в разных видах искусства, через разные свои стороны и проявления. Но в результате воспринимается и отражается одна и та же действительность. В начальной школе это яркие образы, доступные пониманию малышей. Картины художников, рисунки, фотографии на уроках музыки значительно обогащают и дополняют изучаемый материал, позволяют ребенку наиболее полно представить характер произведения. Рассказывая о музыке, услышанной на уроке, описывая свои впечатления, ученики часто обращаются к терминам, характеризующим произведения изобразительного искусства: колорит, оттенки, краски.

Знакомясь с музыкальным портретом, учащиеся, основываясь на полученных умениях и навыках после сравнительного анализа картины «Протодьякон» И. Репина и музыкального портрета «Варлаама» М. П. Мусоргского, смогли сами «нарисовать» характерные портреты «Гнома» и «Бабы Яги» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

Эмоциональное воздействие на учащихся через синтез искусств позволяет им сформировать положительный духовный опыт, пробудить чувство доброты, эмоциональной отзывчивости в процессе освоения эстетической культуры.

Литература:

  1. Бородай, Ю. М. Воображение и теория познания [Текст] / Ю. М. Бородай. — М., Просвещение. — 2006. — 187с.
  2. Ветлугина, Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость. Восприятие музыки [Текст] / Н. А. Ветлугина; под ред. В. Н. Максимова. — М., 2008. — 219с.
  3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н. А. Ветлугина. — М., 2008. — 416с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос