О совершенствовании методики контроля знаний слушателей в процессе подготовки должностных лиц и работников ГО и РСЧС | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 09.04.2018

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Гребенникова Е. В., Айол А. А. О совершенствовании методики контроля знаний слушателей в процессе подготовки должностных лиц и работников ГО и РСЧС [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 59-61. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14100/ (дата обращения: 14.08.2018).



В статье рассматриваются вопросы совершенствование подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: компьютерное тестирование, образовательный процесс, контроль знаний, функция контроля, текущий контроль.

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т. е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения, что вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах. Одним из важнейших структурных элементов процесса обучения является диагностика результатов обучения. Контроль знаний должен быть в центре внимания преподавателя. Контроль результатов обучения обеспечивает обратную связь, которая позволяет не только выявить уровень сформированности знаний и умений слушателей, но и получить информацию о положительных и отрицательных сторонах методики обучения.

Важнейшим условием повышения качества образовательного процесса является правильно организованный контроль, который является самостоятельным звеном педагогической системы и средством диагностирования ее результатов. Педагогический контроль является одним из важнейших компонентов педагогической системы и имеет место на всех стадиях ее реализации.

В процессе подготовки должностных лиц и работников ГО и РСЧС мы учитываем функции контроля. В качестве ведущих дидактических функций контроля мы применяем: диагностирующую, оценивающую, обучающую, развивающую, воспитывающую, мотивационную.

По сути, оценка состояния каждого из слушателей до начала обучения, в его процессе и после окончания должны носить диагностический характер, не только раскрывая достижения и недостатки в учении, но и позволяя делать выводы, закономерно объясняющие эти результаты. На цикле обучения мы применяем нормативно–ориентированные тесты, позволяющие дифференцировать испытуемых по уровням подготовленности. Все тестируемые отвечают на одинаковые задания, за одинаковое время, в одинаковых условиях, их результаты оцениваются на одной и той же шкале оценок. Выход на рейтинг обусловливается цепочкой: задания — ответы — выводы о знаниях испытуемых — рейтинг. Ранжирование по уровню знаний перед началом обучения позволяет нам реализовать одну из эффективнейших форм организации учебного процесса — работу в составе малых групп. Информация об уровне подготовленности каждого обучающегося, информация о его способностях к самоуправлению, организаторских и коммуникативных качествах позволят преподавателю так организовать работу и контроль в составе малых групп при проведении практических и семинарских занятий, что активную работу будут вовлечены все обучающиеся учебной группы.

Оценивающая функция контроля предполагает определение соответствия реальных результатов обучения с некоторым эталоном.

Следующий шаг — от оценки и диагностики результатов учения обучающихся до оценки и диагностики эффективности тех методов и форм обучения, которая были использованы преподавателями.

В конечном счёте, контроль направлен на совершенствование обучения, более того, сам его процесс существенно влияет на знания, умения слушателей, одновременно оказывая на них сильнейшее воспитательное воздействие. Перечисляя такие функции контроля, как: оценка достижений слушателей; диагностика процесса обучения; непосредственное обучение в процессе контроля — нельзя не отметить его возможности для прогнозирования результатов обучения.

Образовательно-развивающее значение контроля проявляется в выслушивании ответов других с целью повторения, постановке вопросов, готовности быть спрошенным. Обучающая роль проявляется в дополнительных объяснениях или комментариях преподавателя по поводу ответа другого слушателя, плохо усвоенного материала.

Воспитательная функция предполагает приучение к систематической работе, дисциплинирование, выработку воли, аккуратность, коллективистские отношения, самоконтроль, самооценку, повышение ответственности как слушателя, так и преподавателя.

Нам представляется важным обратить внимание на мотивационную функцию контроля. Реализация мотивационной функции связана с развитием познавательной активности, стремлением к самостоятельности в познавательной деятельности, повышением значимости качества знаний и умений обучающихся. Необходимость акцентирования этой функции определяется потребностью в признании слушателя в качестве субъекта образовательного процесса.

Педагогический контроль — это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога за процессом и результатом труда направлен как на деятельность обучающихся, так и собственную деятельность, а также на взаимодействие тех и других. Контроль как часть дидактического процесса и дидактическая процедура влечет за собой постановку проблемы о функциях проверки и ее содержании, о видах, формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения.

В целом, контроль знаний — это широкое по объему понятие. Он охватывает и включает другие компоненты как наблюдение и проверка, учет, оценка. Он позволяет установить качество теоретических знаний практических умений и навыков слушателей, способы их учебной деятельности, степень их умственного развития, а также уровень мастерства преподавателя.

Методика контроля как целостная система состоит из разных структурных компонентов:

контроль — выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков обучаемых.

проверка процесс организации и осуществления контроля

оценка — результат проверки.

Любой вид контроля осуществляется в определенной последовательности:

‒ обоснование проверки (почему проверяется тот или иной вопрос, тема).

‒ формулировка цели (что необходимо получить на выходе, зачем нужна эта информация для работыдолжностных лиц и работников ГО и РСЧС).

‒ разработка алгоритма проверки.

‒ организация сбора и обработки информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме (диагностика).

‒ оформление основных выводов по результатам проверки (раскрываются основные причины недостатков или успехов).

‒ определение методических рекомендаций (например, по исполнению функциональных обязанностей должностных лиц и работников ГО и РСЧС).

‒ принятие решений (пересмотр методики обучения, обобщение опыта и т. п.).

‒ определение сроков последующего контроля.

‒ обсуждение итогов проверки.

В новом учебном году на цикле обучения слушателей № 4 основная работа направлена на совершенствование методики проведения текущего контроля знаний слушателей.

Рассматривая роль текущего контроля в образовательном процессе, мы видим, что он в значительной степени помогает решать многие общие задачи обучения:

‒ совершенствует знания, делая их более прочными и систематизированными;

‒ содействует формированию соответствующих умений и навыков, развитию мышления;

‒ помогает преподавателю узнать индивидуальные особенности обучающихся;

‒ способствует формированию и привитию навыков самооценки.

Несомненно, контроль оказывает большое воздействие и на работу самого преподавателя, помогая ему совершенствоваться и стимулируя повышение качества его труда.

Преподаватели в своей работе используют следующие формы текущего контроля:

‒ устный опрос;

‒ тестирование (письменное или компьютерное);

Тесты — эффективная и объективная форма оценивания знаний, умений и навыков, позволяющая выявлять не только уровень учебных достижений, но и структуру знаний, степень ее отклонения от нормы по профилю ответов обучающихся на тестовые задания. В основном мы используем критериально ориентированные тесты, которые предназначены для решения конкретных целей и задач, например для проверки уровня усвоения определенного перечня знаний, умений и навыков. Вывод строится по логической цепочке: задания — ответы–выводы о соответствии испытуемого заданным критериям, задания подбираются приблизительно одинаковой трудности.

На цикле обучения слушателей в процессе обучения по программам курсового обучения и повышения квалификации проводится компьютерное тестирование. Преимущества компьютерного тестирования проявляются в текущем контроле, при самоконтроле и самоподготовке обучающихся. Благодаря компьютеру можно незамедлительно выдать тестовый балл и принять неотложные меры по коррекции усвоения нового материала на основе анализа протоколов по результатам выполнения корректирующих тестов. Повышаются информационные возможности процесса контроля, появляется возможность сбора дополнительных данных о динамике прохождения теста отдельными обучающимися и для осуществления дифференциации пропущенных и не доступных заданий теста, а, следовательно, позволяет управлять качеством образования. Преподаватели в ходе проведения лекции осуществляют текущий контроль знаний слушателей, проводя тестирование по вопросам, изученным в ходе занятия. Пример Тема 1.1. Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. По данной теме составлено 30 вопросов. Компьютерное тестирование проводится по пяти вопросам, выбираемым в произвольном порядке из данного числа. По окончании работы выставляется оценка. Слушатель имеет возможность самостоятельно проверить допущенные ошибки.

Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а так как продолжительность обучения 24 часа, 36 часов, 72 часа, то данный вид контроля позволяет за такой короткий период времени использовать тесты как средство управления качеством образования. Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого. Тестовый контроль знаний имеет очень широкий смысл. Достижения уровня обязательной подготовки свидетельствуют о выполнении предъявляемых программой требований на том минимальном уровне, который является необходимым, и, одновременно, достаточным для положительной аттестации.

Контроль в обучении — это сложный, творческий процесс, требующий от преподавателя высокого уровня профессиональной подготовки, большой ответственности, соблюдения этических норм.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения слушателями программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

Контроль — это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса, который направлен как на деятельность слушателя, так и на контроль взаимодействия обучающихся и педагогов. Систематическая информация о состоянии знаний слушателей позволяет преподавателю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его логику, прогнозировать результаты усвоения знаний, сформированности умений и навыков. Контроль качества знаний — одно из важных средств повышения эффективности образовательного процесса.

Итоги контроля служат основой оценки успеваемости слушателей, которая характеризует степень овладения ими знаниями, умениями и знаниями в соответствии с требованиями учебных программ, обеспечивают получение преподавателем информации о ходе познавательной деятельности слушателей в процессе обучения, через внешнюю обратную связь, а также через внутреннюю обратную связь, получаемую самими слушателями. Они способствуют углублению, расширению и совершенствованию знаний, умений и навыков слушателей, развития их познавательных интересов, стимулируют познавательную активность, развивают наблюдательность, волю, формируют самоконтроль и другие качества личности должностных лиц и работников ГО и РСЧС.

Литература:

  1. Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (утв. МЧС России 22 февраля 2017 г. № 2–4-71–8-14);
  2. Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2018 год.
  3. Бойцова, Е. Д. Модульно — рейтинговая система на базе тестовых технологий / Е. Д. Бойцова // Высшее образование в России.
  4. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А. Б. Воронцов.- М.: Издатель Рассказов, 2012;
  5. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова.- М.: Академия, 2003.
  6. Бричев Олег Матвеевич. Система методов контроля как средство повышения качества обучения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Барнаул, 2006 186 с. РГБ ОД, 61:06–13/1982.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, компьютерное тестирование, учебный процесс, текущий контроль, работник ГО, контроль знаний, процесс обучения, преподаватель, умение, функция контроля.

Похожие статьи

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Для любой образовательной системы, в том числе и для учреждения высшего профессионального образования, оценка знаний учащихся является одной из основных и сложных задач.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка, оценивание знаний, учебный процесс, обратная связь.

Контроль знаний в системе дистанционного обучения

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Она имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения.

О компьютерном тестировании в учебном процессе

тестирование, учебный процесс, задание, учащийся, ответ, процесс обучения, педагогический состав, компьютерное тестирование, Казахстан, вид контроля.

Тестовый контроль обучения | Статья в журнале...

тестирование, учебный процесс, задание, учащийся, ответ, процесс обучения, педагогический состав, компьютерное тестирование, Казахстан, вид контроля. Практика внедрения тестового контроля знаний учащихся на...

Использование электронных систем контроля и оценки знаний...

учебный материал, тест, учащийся, рубежный контроль, текущий контроль, тестовая форма, IRT, компьютерное тестирование, заключительный контроль, учебный процесс.

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода...

Актуальные формы контроля в профессиональной подготовке...

контроль знаний, процесс обучения, навык, умение, выбор форм контроля, инновационная форма контроля, учебный материал, познавательная деятельность, необходимая помощь, контроль знаний обучающихся.

Проблемы внедрения системы тестирования в современной школе

тестирование, учебный процесс, задание, учащийся, ответ, процесс обучения, педагогический состав, компьютерное тестирование, Казахстан, вид контроля.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Для любой образовательной системы, в том числе и для учреждения высшего профессионального образования, оценка знаний учащихся является одной из основных и сложных задач.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка, оценивание знаний, учебный процесс, обратная связь.

Контроль знаний в системе дистанционного обучения

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Она имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения.

О компьютерном тестировании в учебном процессе

тестирование, учебный процесс, задание, учащийся, ответ, процесс обучения, педагогический состав, компьютерное тестирование, Казахстан, вид контроля.

Тестовый контроль обучения | Статья в журнале...

тестирование, учебный процесс, задание, учащийся, ответ, процесс обучения, педагогический состав, компьютерное тестирование, Казахстан, вид контроля. Практика внедрения тестового контроля знаний учащихся на...

Использование электронных систем контроля и оценки знаний...

учебный материал, тест, учащийся, рубежный контроль, текущий контроль, тестовая форма, IRT, компьютерное тестирование, заключительный контроль, учебный процесс.

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода...

Актуальные формы контроля в профессиональной подготовке...

контроль знаний, процесс обучения, навык, умение, выбор форм контроля, инновационная форма контроля, учебный материал, познавательная деятельность, необходимая помощь, контроль знаний обучающихся.

Проблемы внедрения системы тестирования в современной школе

тестирование, учебный процесс, задание, учащийся, ответ, процесс обучения, педагогический состав, компьютерное тестирование, Казахстан, вид контроля.

Задать вопрос