Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Макаренкова И. Д., Чернышева Т. С. Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14091/ (дата обращения: 20.06.2018).



Современный урок нацелен на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Технология проблемно-диалогического обучения, автором которой является Мельникова Елена Леонидовна, является одним из самых эффективных возможностей реализации ФГОС, так как предполагает более качественное усвоение знаний, исследовательскую деятельность учащихся на уроке. Проблемно-диалогическое обучение даёт творческое усвоение знаний учениками через специально организованный учителем диалог. Технологический аспект предполагает ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. При введениинового материала учитель добивается постановки учебной проблемы, поиска её решения и подведения итогов деятельности самими учащимися. Учебная проблема создаётся через побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом.

УМК «Английский в фокусе -5» предназначен для учащихся общеобразовательной школы. Технология проблемного диалога позволяет поэтапно формировать знания и развивать все составляющие коммуникативной компетенции школьников, используя задания и упражнения УМК. Технология проблемного диалога соответствует интересам, возрастным и реальным возможностям учеников 5 класса.

Проблемно-диалогический урок даёт учителю возможность проектировать и конструировать социальную среду развития учащихся. Ученик активно участвует в учебном процессе, который имеет деятельностную направленность. Результатом такого обучения становится готовность осознанно и с желанием участвовать в диалоге и полилоге культур.

УМК позволяет активно использовать технологию проблемного диалога с целью заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

На первом этапе урока создаётся проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Она должна быть интересной, доступной и понятной школьникам. После осознания проблемной ситуации школьники самостоятельно формулируют вопрос, искать ответ на который они будут на протяжении урока.

Второй этап — актуализация имеющихся у учеников знаний для решения поставленной задачи. Учитель делает акцент на те знания. которые понадобятся школьникам для изучения новой темы.

Третий этап — поиск решения проблемы учениками, он посвящен совместному «открытию» знаний. Технология проблемно-диалогического обучения предполагает три способа поиска решения поставленной проблемы: побуждающий диалог, подводящий от проблемы диалог и подводящий без проблемы диалог. Данные методы поиска решения учебной проблемы позволяют организовать подлинно творческую деятельность учеников, развивать их речь и логическое мышление.

Четвёртый этап — выражение решения. УМК представляет различные варианты представления результата работы в виде схемы, таблицы, словесного высказывания, экскурсии и т. д.

Пятый этапприменение знаний учениками. На этом этапе могут применяться индивидуальная или групповая форма работы.

Последний этап урока посвящен рефлексии и подведению итогов работы. Рефлексия может быть организована через подведение итога урока по вопросам плана, оценочные листы, сигнальные карточки.

Рассмотрим примеры использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе на основе УМК «Английский в фокусе — 5».

Тема урока

Приёмы реализации технологии проблемно-диалогического обучения

Целевое назначение

1.Школы Англии

Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно» (фотографии разных типов школ), подводящий диалог

Метод постановки учебной проблемы, предъявление материала, захватывающего внимание учеников

2.Британские сувениры

Прием «знаю- не знаю», приём «группировка»

Организация побуждающего диалога с целью определения темы урока и вопроса для исследования, актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы

3. Типичный английский дом (заполнение плана)

Приём «столкновения разных мнений учеников», приём представления практического задания, не сходного с предыдущими

Создание проблемной ситуации, открытие и применение нового знания, выражение решения в виде составления плана

4. Американские киногерои (создание постера)

Приём «задание на ошибку», приём «исключение»

Актуализация учениками своих знаний, создание проблемной ситуации, представление решения проблемы в виде постера

5. Пушистые друзья (краткое описание характеристика животного)

Приём «удивляй», приём «исследовательское задание»

Выдвижение и проверка гипотезы, поиск решения проблемы, решение в виде словесной характеристики животного

6.Достопримечательности (ролевая игра «Экскурсия»)

Прием «словесная паутина», заполнение таблицы, побуждающий диалог

Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока, актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы

7. Погода (создание веб-страницы с таблицей и географической картой)

Приём «с удивлением» (между житейским представлением учащихся и научным фактом»)

Побуждающий к гипотезе диалог, поиск решения проблемы, открытие и применение нового знания

8. День Благодарения (создание викторины)

Подводящий диалог для открытия нового знания

Обеспечение творческой деятельности учеников, создание проблемной ситуации

9. Лондон (описание достопримечательности)

Приём «тема- вопрос- план»

Формирование логического мышления и речи учащихся, поиск решения проблемы

10. Шотландия (настольная игра)

Побуждающий диалог к открытию новых знаний путём проб и ошибок

Выполнение мыслительных заданий, выражение решения через ролевую игру

Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения позволяет ученикам посредством диалога поставить учебную проблему и вызывает у них интерес к изучаемому материалу. Учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует изучение нового материала. Процесс получения новых знаний с использованием технологии проблемного диалога является более эффективным и интересным за счёт использования методов постановки проблемы, формирования познавательной мотивации, методов поиска решения и продуктивных заданий, что даёт возможность эффективно реализовать требования ФГОС.

Литература:

  1. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык: Английский в фокусе / Spotlight: Учебник для 5 кл. общеобразоват. организаций — Москва: Просвещение, 2014. — 164 с.
  2. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык: Книга для учителя. 5 класс / учебное пособие для общеобразоват. организаций — Москва: Просвещение, 2017. — 192 с.
  3. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008. Стр. 5–55.
  4. Мельникова Е. Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе. Образовательная система «Школа 2100". Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов.М., Баласс, 2009. С. 164–283.
  5. Образовательные технологии. Сборник материалов. — М.: Баласс, 2008. — 160 с.
  6. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС. Мельников Е. Л. // Начальная школа: плюс До и После, № 9, 2012 г.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная проблема, проблемная ситуация, проблемно-диалогическое обучение, побуждающий диалог, поиск решения проблемы, проблемный диалог, выражение решения, подводящий диалог, диалог, логическое мышление.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос