Реализация образовательной области «Физическое развитие» в ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Фомина Т. В., Федотова Н. Н., Пелюшенко И. В., Князева А. В. Реализация образовательной области «Физическое развитие» в ДОУ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 37-40. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13964/ (дата обращения: 21.06.2018).



В условиях современной природо-социальной и экологической ситуации проблема здоровья приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14 % детей России можно считать практически здоровыми. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка, так как ребенок особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонения здоровья. Исходя из этого, воспитание здорового образа жизни должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка. Задача укрепления здоровья — одна из приоритетных в работе ДОУ.

Реализуя образовательную область «Физическое развитие» мы в своей работе следуем следующим принципам

  1. Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
  3. Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности.
  4. Принцип преемственности — поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
  5. Принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Целью является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

  1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. воспитание культурно — гигиенических навыков;
  3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Основные направления работы:

Профилактические

– обеспечение благоприятной адаптации;

– соблюдение санитарно-гигиенического режима;

– решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

– проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике распространения инфекционных заболеваний.

Организационные

– организация здоровьесберегающей среды;

– определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;

– изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей;

– пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей и родителей.

С целью совершенствования работы по оздоровлению детей в детском саду «Реченька» мы осуществляем мероприятия, включающие в себя:

– оптимизацию режима дня;

– организацию двигательного режима;

– охрану психофизического здоровья;

– профилактику заболеваемости;

– Ежедневно проводится утренняя гимнастика.

– На прогулках организуются подвижные игры, направленные на развитие различных видов движений

– В течение дня проводятся обязательные физкультминутки для предупреждения и снятия усталости, для активизации умственной деятельности.

– Проводятся закаливающие мероприятия после сна (упражнения для бодрости, упражнения для профилактики плоскостопия).

Комплексы гимнастик, физминуток и подвижных игр составлены с учетом перспективно-тематического планирования.

Образовательная область «Физическое развитие» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как:

«Познавательное развитие» — расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;

«Социально-коммуникативное развитие» — формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;

«Художественно-эстетическое развитие» — формирование основ безопасной жизнедеятельности через восприятие произведений искусства и литературы.

«Речевое развитие» — развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека;

«Физическое развитие» — развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей.

Среди всего многообразия средств и форм физического воспитания особое место занимает ритмическая гимнастика. В нашу работу по физическому воспитанию мы включили «Сюжетно-ролевую ритмическую гимнастику», которая представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, игры-драматизации и содержания сказок, обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности дошкольников.

Все комплексы ритмической гимнастики в рамках программы разрабатываются по сюжетам различных сказок, рассказов, мультфильмов под соответствующую музыку.

Средствами различных движений дети создают образы героев литературных произведений, передают сюжетные действия.

Для каждой возрастной группы дошкольников предлагаются преемственные базовые сюжетно-ролевые комплексы ритмической гимнастики, в порядке усложнения в соответствии с возрастом.

Занятия ритмической гимнастикой проводятся поточным методом под непрерывную музыкальную фонограмму, что позволяет увеличить их моторную плотность.

Основой «Сюжетно-ролевой ритмической гимнастики» стала её ориентация на природную потребность детей к двигательной активности как источнику развития, игре, как ведущему виду деятельности, на интерес детей к музыке и литературе как источникам радости и познания.

Кульминацией изучения каждого комплекса сказочной программы является физкультурный праздник в форме музыкально-театрализованного представления. Пригласить в Сказочный театр физической культуры своих родителей, рассказать с помощью языка телодвижений любимую сказку, помериться силами друг с другом в образе сказочных персонажей — это необыкновенно интересно! И родители очень рады видеть успехи своих детей, удивлены и заинтересованы тем, как интересно приобщаются их ребятишки к физическим упражнениям. Доказательством тому служат эмоционально-положительные отзывы после посещения нашего сказочного театра физической культуры. Таким образом, мы осуществляем реализацию образовательной области «Физическое развитие» через интеграцию с областью «Художественно-эстетическое развитие».

Мы сегодня говорим об образовательной области «Физическое развитие», хотелось бы обратить внимание на безопасность в области питания.

Все ли продукты полезны для нашего организма? Мы понимаем, что есть полезные, а есть вредные, а как разобраться?

Таким образом появился наш проект «Витамины и здоровье»

В нашем проекте принимали участие воспитатели высшей категории и дети старшей группы.

Целью нашего проекта было обогатить представления детей о вредных и полезных продуктах.

Перед собой мы поставили задачи:

  1. Выяснить знания детей о полезных свойствах продуктов, соответствие между любимыми и полезными продуктами.
  2. Формировать представлений о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях. Создать условия для становления у детей ценностей здорового образа жизни, бережного отношения к своему организму, представления о том, что вредно и что полезно для здоровья.
  3. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.
  4. Воспитывать правильное отношение к питанию, как составной части своего здоровья, формировать представление о необходимости заботы о своем здоровье.

— С детьми проводилась предварительная работа. Мы беседовали о витаминах и здоровом организме и на другие темы; выполнили аппликацию «Овощи и фрукты лежат на тарелке»; проводили подвижные и дидактические игры, читали сказки об овощах и фруктах.

– На 1 этапе нашего проекта мы сформулировали проблему: «трудности в определении полезных и вредных продуктов».

– На 2 этапе дети объединились в рабочие группы.

– На 3 этапе с детьми проводились беседы о наличии витаминов в продуктах, делали аппликацию, рисовали, лепили овощи и фрукты. Так же очень активно нам помогали родители. Они вместе с детьми делали и оформляли д/и, рецепты блюд из полезных продуктов.

– На 4 этапе у нас была презентация проекта. Вместе с детьми мы поставили сказку «Репка» на новый лад и показали ее родителям.

Вся организованная работа принесла положительные результаты, так как родители стали нашими союзниками в вопросах организации питания, повысилась родительская компетентность и заинтересованность не только в области здорового питания, но и в рамках укрепления здоровья своих детей, формирования у них ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Литература:

  1. Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко Школа здорового человека. Москва, 2008. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. М:ТЦ Сфера, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная область, ритмическая гимнастика, ребенок, здоровый образ жизни человека, здоровый образ жизни, физическое воспитание, физическая культура, сказочный театр, собственное здоровье, дело сохранения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос