Развитие детского коллектива в каникулярное время в летнем лагере | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 09.03.2018

Статья просмотрена: 1033 раза

Библиографическое описание:

Рахматов, А. И. Развитие детского коллектива в каникулярное время в летнем лагере / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13963/ (дата обращения: 16.04.2024).



Проблема педагогической поддержки интересов, стремлений, желаний детей, которые они стараются реализовать в каникулярное время, занимает особое место в работе детских оздорови тельных учреждений. "Массовый" детский оздоровительный лагерь нередко сталкивается с проблемой структурирования свободного времени детей. Излагая свои подходы к организации работы социально-педагогического комплекса детского оздоровления, досуга и отдыха, мы используем формулу: не ребенок для лагеря, коллектива, объединения, а лагерь, коллектив, временное объединение для ребенка. Поэтому мы идем непосредственно от ребенка как от отправной точки от счета, цели и содержания деятельности. Мерой измерения эффективности функционирования системы для нас есть мера развития ребенка.

Прежде чем приступать к моделированию процессов организации деятельности конкретного детского центра, следует выделить основные функции свободного времени детей и подростков

  1. Разрядка и восстановление. В условиях пребывания в детском центре ребенок попадаем в новое качественное состояние, которое оказывает содействие установлению состояния покоя, расслабленности, снятию напряжения. Отдых дает возможность восстановления физических н психологических сил, позволяет укрепить юный организм.
  2. Развлечения и хобби. Возможность заняться любимым делом, поиграть, повеселиться необходимая составляющая отдыха в детском лагере. От этого во многом зависит эмоциональны комфорт, расположение духа и готовность к более значимой деятельности. "Нужно не только дать ребенку возможность поиграть — необходимо пропитать игрой всю его жизнь, даже тогда, когда он делает серьезное дело" (А. Макаренко).
  3. Саморазвитие и самореализация. Факторы, во многом определяющие содержание деятельности детских центров. Каникулярное время — наиболее благоприятная пора развития разнообразнейших творческих и физических сил юной личности. Наиболее эффективное использование его — одна из основных задач всех институтов детского отдыха.
  4. Получение новых знаний, которые не вкладываются в рамки школьных программ, совершенствование умений и навыков в избранном виде деятельности — далеко не последняя функция учреждений детского отдыха.
  5. Социализация. Усвоение и активное воспроизведение социального опыта в процессе общения и деятельности-в-новом временном, отличном от школьного, коллективе, утверждение себя в нём.

Итак, какие же понятия являются ключевыми в системе детского отдыха? Прежде всего, это понятие оздоровления. Оздоровление в широком, не только физиологическом, понимании, истинное оздоровление ребенка невозможно без создания доброго климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, которая дает возможность духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его разнообразных нужд, при условии благоприятного экологического окружения. Развитие — еще одно ключевое понятие, которое определяет содержание деятельности и способы ее организации в детском центре, которые оказывали бы максимальное содействие самореализации детей в данном учреждении. Поэтому сущность детского центра должна быть переосмыслена с позиций возможности физического и духовного саморазвития ребенка, развития его общественной активности, творческой и эмоциональной | форы. Следует ориентироваться на становление человека просвещенного, подготовленного к жизненным испытаниям, к возможному изменению образа жизни. Необходимо подчеркнуть, что развитие ребенка происходит в процессе проживания, т. е. погружения его в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов, в ходе общения с взрослыми, природой, искусством, при непосредственном включении в разнообразное поле деятельности. Логика развития временного детского объединения в условиях детского оздоровительного лагеря предполагает наличие организационного периода, основного периода и заключительного периода смены. Организационный период — период адаптации, информационного поиска. Начальная стадия развития временного детского коллектива, прежде всего, характеризуется состоянием ожидания, общего эмоционально-морального напряжения, связанного с дефицитом информации и чувством незащищенности, вызванным отрывом от обычной среды. Межличностные отношения стихийны, на уровне симпатий, а не на деловой основе. Общая эмоциональная атмосфера — возбужденно-приподнятая, панствует «фестивальное» настроение. Цель: укрепление детского коллектива, формирование «арены»для самоутверждения личности ребенка.

Педагогические задачи организационного периода

  1. Организация деятельности и общения детей.
  2. Организация выполнения режимных моментов.
  3. Изучение детей, диагностика отношений в коллективе.

Деятельность, в основном, импровизационного, неожиданного характера. Она организуется ни милым непостоянным группам, в которых общение в этот период наиболее эффективно. Каждый ребенок за оргпериод должен успеть побыть и организатором и подчиненным. Наилучшими пиниями успешного педагогического влияния есть использование таких форм организации деятельности, которые не требуют от детей большой затраты сил и времени, разумная дозировка физической и эмоциональной нагрузки. Методы педагогической работы, используемые в этот пери убеждение, коллективная деятельность, требование, поручения (временного характера), соревнование, игра, поощрение.

Начальный период становления коллектива заканчивается в то время, когда дети удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, товарищах, вожатых, в основных чертах представляют себе содержание и перспективы общей деятельности, характер моральных требований, когда в отряде составляется атмосфера заинтересованности и готовности принимать участие в общих делах, а отряд для каждого ребенка становится значимой средой, приобретает привлекательность с точки зрения ожиданий и потребностей детей.

В основной период развития смены отряд, как объединение детей, испытывает разные психологические состояния. Основной период следует разбить на две составные части: период скрытых внутренних конфликтов и период морально-волевого напряжения, которое ведет к творческому союзу и идейному единству. Этот период наступает сразу после того, как сформирована официальная структура, избраны органы самоуправления, каждый выбрал для себя сферу деятельности, составлены перспективы на смену, в отряде утверждены внутренние законы. С завершением информационного поиска наступает период, когда одни дети удовлетворены перспективами, отношениями и своим местом в этих отношениях, а другие нет. На фоне формально действующей официальной структуры вырастают скрытые внутренние конфликты, которые характеризуются отсутствием единства, пассивностью и напряжениями. Такое состояние возникает как реакция на "фестивальное" расположение духа первых дней смены, как следствие стабилизации неформальных групп, их попыток утвердить себя. Чаще всего, это конфликт перспектив. Разочарование в связи с ожиданиями, но, главное, это конфликт, связанный со своей ролью в межличностных отношениях. Дети в этот период испытывают на себе двойное и, нередко, противоречивое влияние ценностей, норм, установок коллектива, который развивается, и той группы, к которой они принадлежат.

Период морально-волевого напряжения, связанный с общей деятельностью, начинается н рамках деловых отношений и заканчивается при заключении творческого союза, который ведет кидейному единству. Добившись успеха в коллективной деятельности, мы вплотную подходим к радости коллективного творчества. Творческое сотрудничество — период наибольшего развития инициативы. Члены коллектива стремятся к достижению успеха в общей деятельности, в которую втягиваются все группы. Происходит переоценка ценностей — значимым становится то, что оказывает содействие общему успеху. В лидеры выходят творческие дети, и отряд уже может наделить себя общим определением: самый поющий, самый спортивный, самый знающий, самый трудолюбивый.

Основная функция вожатого — объединительная и творческая. Здесь показателем успешной деятельности может быть перенос образов, главных мыслей на конкретный отряд, оценка своего отряда и себя с позиции моральных ценностей, осознанно и добровольно принятых всем коллективом. Заключительный период смены — период гуманистических отношений.

К гуманистическим отношениям в отряде можно прийти только через идейное единство. Это — высший тип коллективных отношений, в которых каждый замечен и нужен, каждый необходим и любим всеми. Диагностические исследования в этот период показывают снижение количества лидеров и отсутствие аутсайдеров в отряде. Отряд становится группой, где обеспечено единство, группой, которая на длительное время после смены остается побуди тельным символом к развитию и саморазвитию, в которой честно обозначены ценности, значимые для каждого, т. е. референтной группой. Основная функция вожатого — добрый и умный старший друг. Оставаясь другом, он выступает как хранитель "присвоенных" ценностей на период, когда, в конце концов, отряд стал референтной группой и "исповедником", духовным лидером на итоговом периоде и последействии.

Характеристика деятельности и наилучшие условия педагогического влияния:

Деятельность должна каждому предоставить возможность самовыразиться согласно гуманистическим отношениям.

Она предельно индивидуализирована и направлена на осознание себя, своего роста, на "присвоение" вечных человеческих ценностей.

Существует возможность высказаться каждому в личном разговоре, в письме, в общем круге.

Одной из главных содержательных целей центра может быть признано создание пространства, организованного для включения детей в творчески-развивающую жизнь удовлетворения каждым из них личной потребности в самореализации. Обязательно осознание самоценности данной личности, своей роли в системе межличностных и общественных отношений.

Именно в свободное время, на каникулах, ребенок имеет широкие возможности стать активным участником общего дела. Как субъект деятельности он ставит задачи, избирает пути и средства их решения, получает информацию, т. е. происходит развитие самостоятельности личности, ее взросление и социальная ориентация.

Одной из сущностных характеристик деятельности детских центов есть коллективнотворческая направленность деятельности и общение как самостоятельный и чрезвычайно важный источник информации. Общение детей в лагере — благоприятная возможность обмена духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами, приобретение новых интересов в сферах, прежде недоступных.

Литература:

  1. Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5-9 классов / С.Г. Арзуманов.-М.:Феникс, 2015.
  2. Воробьева, Н. Л. Игры и спортивные развлечения в школе и оздоровительном лагере для детей подросткового возраста / Н.Л. Воробьева.-М.:АРКТИ, 2013.
  3. Глейберман, А. Н. Упражнения в парах / А.Н. Глейберман. — М.: Физкультура испорт, 2013.
  4. Каинов, А. Н. Рабочая программа по физической культуре. 5 класс. Методическое пособие / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. — М.: Планета, 2015.
  5. Каинов, А. Н. Физическая культура. 5 класс. Рабочая программа / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. — М.: Планета, 2015.
  6. Колодницкий, Г. А. Физическая культура. 1- 4 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. — М.:Просвещение, 2015.
  7. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. — М.: Арсенал образования, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): детский центр, отношение, отряд, ребенок, детский отдых, общая деятельность, организационный период, детский коллектив, идейное единство, информационный поиск.

Похожие статьи

Методика организации досуговой деятельности детей «Праздник...

- расширение кругозора детей, формирование доброжелательных межличностных отношений, развитие их творческих способностей.

Устав или положение о деятельности детской организации, клуба, объединения, документы по планированию и организации деятельности...

Детская общественная организация и её воспитательный потенциал

Для того чтобы защитить свои интересы и найти выход в сферу общественных отношений, дети и подростки с помощью взрослых создают

детская общественная организация, развитие, рефлексия, социальная активность, детский коллектив, социализация, воспитание, личность.

Детская организация как фактор социального становления...

В то же время, проблема организации деятельности детских общественных объединений остается открытой и злободневной.

Организация Объединенных Наций объявила на период первого двадцатилетия нового века Всемирное движение в интересах детей - новый этап...

Реализация возможностей духовно-нравственного становления...

Такие отряды подразумевают чётко определённую направленность деятельности детей.

К работе также привлекаются представители МЧС, ГИБДД, работники библиотеки, музея, медицинский работник, Центра детского творчества, Дворца культуры.

Роль детской общественной организации во всестороннем...

Ключевые слова: детская общественная организация, развитие, рефлексия, социальная активность, детский коллектив, социализация

Мы предлагаем программу деятельности детского объединения, которая способствует развитию личности детей, формированию у них...

Детская общественная организация как одна из форм воспитания...

Программа деятельности детской общественной организации «Импульс» рассчитана на 5 лет и реализуется в три этапа

10. Организация работы по направлениям деятельности: - информационное. - трудовое. - организационно-учебное.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Музейно-ресурсный центр как партнер... Детский музей является автором интерактивных образовательных проектов, где

ребенок, образовательная деятельность, дошкольное образование, образовательный процесс, умение, обмен новостями, образовательный запрос...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа...

Развитие социальной активности подростков в школе

...деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие

в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве

с ограниченными возможностями здоровья, ребятам из специальных детских учреждений

Похожие статьи

Методика организации досуговой деятельности детей «Праздник...

- расширение кругозора детей, формирование доброжелательных межличностных отношений, развитие их творческих способностей.

Устав или положение о деятельности детской организации, клуба, объединения, документы по планированию и организации деятельности...

Детская общественная организация и её воспитательный потенциал

Для того чтобы защитить свои интересы и найти выход в сферу общественных отношений, дети и подростки с помощью взрослых создают

детская общественная организация, развитие, рефлексия, социальная активность, детский коллектив, социализация, воспитание, личность.

Детская организация как фактор социального становления...

В то же время, проблема организации деятельности детских общественных объединений остается открытой и злободневной.

Организация Объединенных Наций объявила на период первого двадцатилетия нового века Всемирное движение в интересах детей - новый этап...

Реализация возможностей духовно-нравственного становления...

Такие отряды подразумевают чётко определённую направленность деятельности детей.

К работе также привлекаются представители МЧС, ГИБДД, работники библиотеки, музея, медицинский работник, Центра детского творчества, Дворца культуры.

Роль детской общественной организации во всестороннем...

Ключевые слова: детская общественная организация, развитие, рефлексия, социальная активность, детский коллектив, социализация

Мы предлагаем программу деятельности детского объединения, которая способствует развитию личности детей, формированию у них...

Детская общественная организация как одна из форм воспитания...

Программа деятельности детской общественной организации «Импульс» рассчитана на 5 лет и реализуется в три этапа

10. Организация работы по направлениям деятельности: - информационное. - трудовое. - организационно-учебное.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Музейно-ресурсный центр как партнер... Детский музей является автором интерактивных образовательных проектов, где

ребенок, образовательная деятельность, дошкольное образование, образовательный процесс, умение, обмен новостями, образовательный запрос...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа...

Развитие социальной активности подростков в школе

...деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие

в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве

с ограниченными возможностями здоровья, ребятам из специальных детских учреждений