Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 03.03.2018

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Киктева Ю. Г., Марокова Г. Е. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13945/ (дата обращения: 26.09.2018).



Младший школьный возраст — самый важный этап в жизни человека. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, главным становится новый вид деятельности — учебная деятельность. Именно в младшей школе закладывается то, что в дальнейшем будет развиваться и укрепляться.

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: учащийся легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом материале. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут.

Новые Федеральные Государственные Стандарты называют главными задачами школы духовно-нравственное развитие, овладение ключевыми компетенциями и формирование универсальных учебных действий. Выведение учащегося на позицию активного, самообучающегося субъекта требует применения технологий, создающих эмоционально-комфортную, мотивирующую и творческую обстановку.

В этой ситуации необходимо вспомнить характерные особенности учащихся младших классов:

‒ Младшие школьники имеют ярко выраженную эмоциональность восприятия;

‒ слабость произвольного внимания (ребенку сложно сосредоточиться самостоятельно, особенно если ему не интересно то, что рассказывают или непонятно задание, которое нужно выполнить);

‒ развито непроизвольноевнимание (всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание ребенка, без всяких усилий с его стороны).

И как же в этой ситуации добиться высоких результатов по предмету? Как заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение своего предмета?

На помощь педагогу в данной ситуации приходят информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), которые и создают ту самую творческую атмосферу в классе, подталкивают ребят к активному процессу обучения, помогают им преодолеть стеснения и страх неудач при изучении иностранного языка.

Внедрение ИКТ в практику работы педагога начального обучения может осуществляться по следующим направлениям:

‒ создание презентаций к урокам;

‒ работа с ресурсами Интернета;

‒ использование готовых обучающих программ;

‒ разработка и использование собственных авторских программ.

Нельзя отрицать эффективность использования ИКТ, заключающихся в:

‒ Общекультурном развитии учащихся;

‒ Совершенствовании навыков владения компьютером;

‒ Совершенствовании языкового уровня;

‒ Индивидуализации обучения (дифференцированные задания);

‒ Самоутверждении учащихся;

‒ Повышении мотивации в изучении иностранного языка (уроки проходят “на одном дыхании”);

‒ Экономии расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные копии карточек, печатных материалов);

‒ Эстетичности презентации учебных материалов;

‒ Совершенствовании процесса проверки работ учащихся;

‒ Повышении авторитета учителя (“идет в ногу со временем”).

ИКТ технологии могут быть представлены на любом этапе урока:

  1. Для обозначения темы урока.
  2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
  3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, рисунки, видео- и аудиофрагменты и т. д.).
  4. Для контроля учащихся.

К наиболее часто используемым средствам ИКТ на уроках иностранного языка относятся электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора (DVD- и CD-диски с видео- и аудиоматериалами, картинками и иллюстрациями), электронные словари, энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, научно-исследовательские работы и проекты.

В качестве примера хотелось бы представить разработанный и проведенный нами урок общеметодологической направленности в третьем классе на тему “Myroom” (учебник “Starlight 3” Баранова К., Дули Дж., Копылова В.).

Деятельностной целью урока общеметодологической направленности является формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности. Содержательная цель — выявление теоретических основ развития и построение содержательно-методических линий.

Структура урока общеметодологической направленности

  1. Этап мотивации.
  2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
  3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
  4. Этап включения изученного в систему знаний.
  5. Этап рефлексии учебной деятельности.

Особое внимание необходимо сразу уделить этапу мотивации. Известно, что активным стимулом к обучению является коллективный поиск решения проблемы. Например: (I have got a message for you from our good friend Erlina. She needs our help. She has got an e-mail from her friend Lucas. He gives her some tasks. But she can’t do them alone. Canwehelpher?/ Ребята, у меня для вас сообщение от нашей подруги Эрлины. Она получила видео письмо от ее друга Лукаса, он просит ее выполнить несколько заданий, но ей одной никак не справиться. Давайте ей поможем!)

Для повторения необходимой лексики (предметы мебели и предлоги места) на этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии мною было использовано видео (песня с субтитрами In+On+Under+-+ %28HD %29+Learn+English+Songs %2C+Teach+Prepositions %2C+Baby+Toddler+Kids+Music). После просмотра видео учащимися успешно был выполнен тест на компьютерах в программе Mytest.proс функцией множественного выбора.

На этапе закрепления с проговариванием во внешней речи было использовано видео (Myroomiscool!EnglishforChildrenNurseryRhymes — Englishtraditionrhymes). При просмотре видео учащиеся получили задание нарисовать комнату Лукаса на основе его рассказа. Творческая составляющая данного задания помогла заинтересовать учащихся, повысить их внимательность в середине урока и настроить их на положительный результат. После чего учащиеся были полностью готовы отвечать на вопросы учителя по просмотренному видео. (What color is his bed? (Blue and white), What’s in his bookcase? (His books and CDs), What’s on his desk? (His new computer)

На этапе включения изученного в систему знаний учащимся предлагается, работая в парах, описать картинку, представленную с помощью проектора. (And now the next task from Lucas. He asks Erlina to describe her room. Look at the screen. This is the photo of Erlina’s room. Working in pairs make two sentences describing her bedroom./Послушайте следующее задание от Лукаса. Он просит прислать описание комнаты Эрлины. Посмотрите на фотографию ее комнаты и, работая в парах, составьте по два предложения. (e.g. 1. The teddy-bear is on the chair.2. The wardrobe is next to the bed. 3. The books are on the table. etc)

В ходе такого урока к последнему этапу учащиеся являются отлично подготовленными к выполнению проекта в рамках языкового портфолио (My Junior Language Portfolio) дома. (Итак, ребята, последняя просьба Лукаса. Он очень хочет посмотреть на ваши комнаты, ему интересно как живут российские школьники. So your home task is to make a project «Myroom» (ваше домашнее задание будет подготовить проект для нашего языкового портфолио под названием «Моя комната».

Таким образом, мы показали возможность применения ИКТ на разных этапах в рамках одного урока, показали, как через применение компьютерных технологий можно повысить познавательный интерес учащихся, повысить мотивацию, качество обучения и реализацию творческого потенциала учащихся.

Итак, использование ИКТ и интернет-ресурсов на уроке английского языка позволяет нам более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. Сочетание информационных технологий с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка.

Применение ИКТ и интернет-ресурсов на уроках английского языка даёт возможность достичь стабильных положительных результатов и позволяет нам вести преподавание в разноуровневых классах– и достигать хорошего результата.

На наш взгляд, использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка актуально на сегодняшний день, т. к. учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта.

Современность предъявляет также все более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

Следует отметить, что использование мультимедийных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без учителя, поскольку эти технологии только способы обучения. Компьютер в учебном процессе не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.-Екатеринбург, 2000.
  2. Альбрехт К. Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал “Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании”. — 2010.http://journal.kuzspa.ru/articles/45/.
  3. Войтко С. А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2004–2005. http://festival.1september.ru/articles/415914/.
  4. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, урок, учащийся, общеметодологическая направленность, ИКТ, учебная деятельность, индивидуальное затруднение, пробное учебное действие, внешняя речь.

Похожие статьи

Современный урок иностранного языка в условиях реализации...

иностранный язык, английский язык, воспитание учащихся, речевая деятельность учащихся, родная страна, урок.

Современные технические средства обучения на уроке английского языка. Ролевая игра в преподавании иностранного языка.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

иностранный язык, английский язык, учебный процесс, язык, коммуникативная направленность, метод проектов, лингафонный кабинет, ситуация общения, учебный материал, обучение.

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод обучения, процесс обучения, учебная деятельность, грамматическая структура, обучающийся.

Современные методические принципы преподавания...

Информационно-коммуникационные технологии в процессе... английский язык, учебный процесс, работа, иностранный язык, учебный материал, речевая деятельность, ICQ, дистанционное обучение, глобальная сеть, электронная почта.

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

английский язык, обучающийся, иностранный язык, учебный процесс, возможность, Интернет, ИКТ, процесс обучения, речевая деятельность, умение.

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению...

иностранный язык, английский язык, внешняя мотивация, Мотивация, мотив, учащийся, учебная деятельность, язык, внутренняя мотивация, учебный процесс. Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь, учебный процесс. Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной... Необходимо, чтобы в систему упражнений для...

Применение информационно-коммуникативных технологий...

Применение информационно-коммуникативных технологий при обучении английскому языку в соответствии с ФГОС основного общего образования.

Возможности использования ИКТ на уроках иностранного языка безграничны.

Индивидуальная образовательная программа как ресурс...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии. – перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленное на руководство учебным процессом.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Современный урок иностранного языка в условиях реализации...

иностранный язык, английский язык, воспитание учащихся, речевая деятельность учащихся, родная страна, урок.

Современные технические средства обучения на уроке английского языка. Ролевая игра в преподавании иностранного языка.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

иностранный язык, английский язык, учебный процесс, язык, коммуникативная направленность, метод проектов, лингафонный кабинет, ситуация общения, учебный материал, обучение.

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод обучения, процесс обучения, учебная деятельность, грамматическая структура, обучающийся.

Современные методические принципы преподавания...

Информационно-коммуникационные технологии в процессе... английский язык, учебный процесс, работа, иностранный язык, учебный материал, речевая деятельность, ICQ, дистанционное обучение, глобальная сеть, электронная почта.

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

английский язык, обучающийся, иностранный язык, учебный процесс, возможность, Интернет, ИКТ, процесс обучения, речевая деятельность, умение.

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению...

иностранный язык, английский язык, внешняя мотивация, Мотивация, мотив, учащийся, учебная деятельность, язык, внутренняя мотивация, учебный процесс. Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь, учебный процесс. Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной... Необходимо, чтобы в систему упражнений для...

Применение информационно-коммуникативных технологий...

Применение информационно-коммуникативных технологий при обучении английскому языку в соответствии с ФГОС основного общего образования.

Возможности использования ИКТ на уроках иностранного языка безграничны.

Индивидуальная образовательная программа как ресурс...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии. – перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленное на руководство учебным процессом.

Задать вопрос