Проект в подготовительной к школе группе «В мире часов» | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Максимова М. Ю., Гаврилова О. В. Проект в подготовительной к школе группе «В мире часов» [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 111-113. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13908/ (дата обращения: 25.06.2018).



В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта.

Ключевые слова: коллекция, классификация, музей, виды часов.

Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Какой сложный и интересный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек. Данная тема показалась нам очень занимательной, и мы начали искать интересные факты о часах и времени.

Цель: развитие познавательного интереса к часам.

Задачи:

Образовательные:

‒ познакомить детей с некоторыми видами часов (солнечные, песочные, водяные, огненные), их частями;

‒ формировать навыки исследовательской деятельности;

‒ стимулировать познавательную активность детей, создать коллекцию часов.

Развивающие:

‒ развивать любознательность и познавательный интерес к различным видам часов;

‒ развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

‒ развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.

Воспитательные:

‒ совершенствовать стиль партнерских отношений между детьми и педагогом;

‒ воспитывать интерес к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный (2 недели). Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Ожидаемый результат:

  1. Дети узнают об истории возникновения и развития часов, их разнообразии и необходимости в жизни человека.
  2. Освоят достаточные знания о временных представлениях.
  3. Появится познавательный интерес к часам, возникнет желание изучать часы и сделать из них коллекцию.

1 этап. Подготовительный.

Идея проекта возникла после того, как Тимофей Кудрин принес в детский сад красивые наручные часы, по которым и время узнавать, и сообщения писать, и звонить можно. Между детьми возникла беседа о том, какие же бывают разные часы: и самые обычные, и такие как у Тимофея с большим количеством дополнительных функций.

Детей заинтересовали вопросы:

  1. Что такое часы?
  2. Какие бывают часы?
  3. Когда и где они появились?
  4. Зачем нужны часы?

Гипотеза: Если привлечь внимание детей к повседневному, хорошо знакомому им предмету — часам, показать историю их появления, то у дошкольников появится познавательный интерес к часам, возникнет желание изучать часы и сделать из них коллекцию.

Данная тема оказалась очень интересной, и мы с удовольствием принялись искать материал по часам.

  1. Сбор, анализ и систематизация информации.

Беседы:

«Какие бывают часы?», «Как появились часы?», «Как устроить музей часов?», «Музеи города Самара», «Самые известные часы», «Как беречь время?».

Совершили виртуальную экскурсию в «Виртуальный музей первых часов», где познакомились и рассмотрели не только с первые часы: солнечные, водные, огненные и песочные, но и природные: часы-петух, цветочные, птичьи; уличные и башенные.

  1. Создание условий для организации работы. Определение темы и названия музея, разработка его модели, места размещения.
  2. Подбор художественной литературы: сказка, загадки, пословицы и поговорки.
  3. Подготовили альбомы: «Художественное слово», «История возникновения часов», «Музеи часов», «Памятники часам, времени», «10 самых известных часов мира», «Музеи города Самара», «Правила поведения в музее»
  4. Родители были активными участниками проекта, приносили часы, искали с детьми информацию дома, в книгах и интернете.

2 этап. Организация классификации, исследований в рамках проекта.

Исследовательская деятельность (опыты):

  1. «Часы тонут — не тонут» Опускали различные по массе и размеру часы в посуду с водой, отмечали наблюдения в таблице. Вывод: не тонут только легкие часы из бумаги и резины, остальные часы, даже самые маленькие пластмассовые пошли ко дну.
  2. «Часы притягиваются магнитом — не притягиваются». Использовали магниты и различные по форме, массе, материалам изготовления часы. Магнит притягивался только к металлическим часам, отмечали результат в таблице. Вывод: Магниты притягиваются только к металлическим часам, а к остальным часам, не притягиваются, даже не смотря на составляющие металлические части (стрелки).
  3. Сделали таблицу «Классификация часов». Дети самостоятельно классифицировали часы, разделили часы по портативности и размеру, и по механизму использования.
  4. Сделали таблицу «Коллекция часов». В нее внесли различные часы: первые часы (солнечные, водные, огненные, песочные). По портативности (наручные, карманные, напольные, настенные, каминные, умные — смарт часы). Природные (часы-петух, цветочные, птичьи), исторические (уличные, башенные). По материалу изготовления (золотые, резиновые, пластиковые, деревянные, каменные, из драгоценных камней, проволоки, серебра, бумажные…).
  5. Сделали таблицу «Использование часов детьми» Разделили ее на две графы: 1 и 5 минут, и заполнили их ответами детей, что они могут сделать за минуту и 5 минут (застелить постель, умыться, решить задачу…)
  6. Прослушали звучание различных часов (бой Курантов, часы-Кукушка, сигнал будильника, напольных часов…), слушали и разучивали песенки о часах и времени.
  7. Читали художественную литературу и стихи: «Сказка о потерянном времени», «Площадь картонных часов», «Пока бьют часы», «Часы и время», «Какие часы важнее?», «Город часов», разучивали пословицы и поговорки о часах и времени, отгадывали загадки.
  8. Изготовили и использовали в играх дидактические игры о часах и времени.
  9. Играли в сюжетно-ролевые игры: «Часовщик», «В музее часов».

Творческая деятельность:

Рисование: «Будильник», «Первые часы», «Часы будущего», «Башенные часы» Лепка: «Карманные часы», «Настенные часики»

Аппликация: «Будильник», «Клепсидра», «Наручные часики», «Солнечные часы»

Конструирование: «Башенные часы»

3 этап. Заключительный. Создание мини-музея часов «Хранитель времени», презентации: «Виртуальный музей первых часов», «Памятники часам, времени».

Подарок детям младшей группы, гостям на открытии мини-музея– «Ручные часики» (из картона).

Фотоотчет: «Мы–коллекционеры».

Выставка детских рисунков «Часы будущего».

Стенгазета для родителей «10 самых известных часов»

Макет Кремлевских часов на Спасской башне из картона.

Открытая ОД: «Открытие музея часов «Хранитель времени».

Презентации: «Виртуальный музей первых часов», «Памятники часам, времени».

Результат проекта:

Познакомившись с часами, проведя эксперименты и составив различные таблицы, заочно посетив музеи и памятники, мы совместно с детьми выяснили, что гипотеза подтвердилась.

Для определения текущего времени суток люди изобрели прибор — часы. Сначала часы были солнечными и водными, после стали огненными и песочными и наконец затем механическими. Но какими бы не были часы, они как и раньше остаются источниками времени. И в древности, и в наши дни они– верные помощники человека, и если бы на земле не было часов не было бы порядка и учета.

У детей появился интерес к часам. Стали с удовольствием рассказывать о домашних часах, придумывать про них интересные истории. На сайте детского сада разместили презентацию о проделанной работе.

Литература:

  1. Шалаева Г. П. «Часы и часики», М.: «Пресса», 2008.
  2. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4–2006.
  3. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М. 2009. -Энциклопедия «Я узнаю мир», М.: АСТ «Астрем», 2009.
  4. http://fb.ru/article/166337/istoriya-chasov-istoriya-izobreteniya-chasov
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/История_часов
  6. http://venividi.ru/node/26488
  7. http://fb.ru/article/357892/muzey-chasov-v-angarske-adres-foto-rejim-rabotyi
  8. http://www.vseznaika.org/history/kto-pervym-izobrel-chasy/
Основные термины (генерируются автоматически): час, ребенок, познавательный интерес, детский сад, время, исследовательская деятельность, материал изготовления, таблица, художественная литература, вид часов.

Ключевые слова

классификация, музей, коллекция, виды часов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос