Проект в подготовительной к школе группе «В мире часов» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Максимова, М. Ю. Проект в подготовительной к школе группе «В мире часов» / М. Ю. Максимова, О. В. Гаврилова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13908/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта.

Ключевые слова: коллекция, классификация, музей, виды часов.

Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Какой сложный и интересный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек. Данная тема показалась нам очень занимательной, и мы начали искать интересные факты о часах и времени.

Цель: развитие познавательного интереса к часам.

Задачи:

Образовательные:

‒ познакомить детей с некоторыми видами часов (солнечные, песочные, водяные, огненные), их частями;

‒ формировать навыки исследовательской деятельности;

‒ стимулировать познавательную активность детей, создать коллекцию часов.

Развивающие:

‒ развивать любознательность и познавательный интерес к различным видам часов;

‒ развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

‒ развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.

Воспитательные:

‒ совершенствовать стиль партнерских отношений между детьми и педагогом;

‒ воспитывать интерес к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный (2 недели). Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Ожидаемый результат:

  1. Дети узнают об истории возникновения и развития часов, их разнообразии и необходимости в жизни человека.
  2. Освоят достаточные знания о временных представлениях.
  3. Появится познавательный интерес к часам, возникнет желание изучать часы и сделать из них коллекцию.

1 этап. Подготовительный.

Идея проекта возникла после того, как Тимофей Кудрин принес в детский сад красивые наручные часы, по которым и время узнавать, и сообщения писать, и звонить можно. Между детьми возникла беседа о том, какие же бывают разные часы: и самые обычные, и такие как у Тимофея с большим количеством дополнительных функций.

Детей заинтересовали вопросы:

  1. Что такое часы?
  2. Какие бывают часы?
  3. Когда и где они появились?
  4. Зачем нужны часы?

Гипотеза: Если привлечь внимание детей к повседневному, хорошо знакомому им предмету — часам, показать историю их появления, то у дошкольников появится познавательный интерес к часам, возникнет желание изучать часы и сделать из них коллекцию.

Данная тема оказалась очень интересной, и мы с удовольствием принялись искать материал по часам.

  1. Сбор, анализ и систематизация информации.

Беседы:

«Какие бывают часы?», «Как появились часы?», «Как устроить музей часов?», «Музеи города Самара», «Самые известные часы», «Как беречь время?».

Совершили виртуальную экскурсию в «Виртуальный музей первых часов», где познакомились и рассмотрели не только с первые часы: солнечные, водные, огненные и песочные, но и природные: часы-петух, цветочные, птичьи; уличные и башенные.

  1. Создание условий для организации работы. Определение темы и названия музея, разработка его модели, места размещения.
  2. Подбор художественной литературы: сказка, загадки, пословицы и поговорки.
  3. Подготовили альбомы: «Художественное слово», «История возникновения часов», «Музеи часов», «Памятники часам, времени», «10 самых известных часов мира», «Музеи города Самара», «Правила поведения в музее»
  4. Родители были активными участниками проекта, приносили часы, искали с детьми информацию дома, в книгах и интернете.

2 этап. Организация классификации, исследований в рамках проекта.

Исследовательская деятельность (опыты):

  1. «Часы тонут — не тонут» Опускали различные по массе и размеру часы в посуду с водой, отмечали наблюдения в таблице. Вывод: не тонут только легкие часы из бумаги и резины, остальные часы, даже самые маленькие пластмассовые пошли ко дну.
  2. «Часы притягиваются магнитом — не притягиваются». Использовали магниты и различные по форме, массе, материалам изготовления часы. Магнит притягивался только к металлическим часам, отмечали результат в таблице. Вывод: Магниты притягиваются только к металлическим часам, а к остальным часам, не притягиваются, даже не смотря на составляющие металлические части (стрелки).
  3. Сделали таблицу «Классификация часов». Дети самостоятельно классифицировали часы, разделили часы по портативности и размеру, и по механизму использования.
  4. Сделали таблицу «Коллекция часов». В нее внесли различные часы: первые часы (солнечные, водные, огненные, песочные). По портативности (наручные, карманные, напольные, настенные, каминные, умные — смарт часы). Природные (часы-петух, цветочные, птичьи), исторические (уличные, башенные). По материалу изготовления (золотые, резиновые, пластиковые, деревянные, каменные, из драгоценных камней, проволоки, серебра, бумажные…).
  5. Сделали таблицу «Использование часов детьми» Разделили ее на две графы: 1 и 5 минут, и заполнили их ответами детей, что они могут сделать за минуту и 5 минут (застелить постель, умыться, решить задачу…)
  6. Прослушали звучание различных часов (бой Курантов, часы-Кукушка, сигнал будильника, напольных часов…), слушали и разучивали песенки о часах и времени.
  7. Читали художественную литературу и стихи: «Сказка о потерянном времени», «Площадь картонных часов», «Пока бьют часы», «Часы и время», «Какие часы важнее?», «Город часов», разучивали пословицы и поговорки о часах и времени, отгадывали загадки.
  8. Изготовили и использовали в играх дидактические игры о часах и времени.
  9. Играли в сюжетно-ролевые игры: «Часовщик», «В музее часов».

Творческая деятельность:

Рисование: «Будильник», «Первые часы», «Часы будущего», «Башенные часы» Лепка: «Карманные часы», «Настенные часики»

Аппликация: «Будильник», «Клепсидра», «Наручные часики», «Солнечные часы»

Конструирование: «Башенные часы»

3 этап. Заключительный. Создание мини-музея часов «Хранитель времени», презентации: «Виртуальный музей первых часов», «Памятники часам, времени».

Подарок детям младшей группы, гостям на открытии мини-музея– «Ручные часики» (из картона).

Фотоотчет: «Мы–коллекционеры».

Выставка детских рисунков «Часы будущего».

Стенгазета для родителей «10 самых известных часов»

Макет Кремлевских часов на Спасской башне из картона.

Открытая ОД: «Открытие музея часов «Хранитель времени».

Презентации: «Виртуальный музей первых часов», «Памятники часам, времени».

Результат проекта:

Познакомившись с часами, проведя эксперименты и составив различные таблицы, заочно посетив музеи и памятники, мы совместно с детьми выяснили, что гипотеза подтвердилась.

Для определения текущего времени суток люди изобрели прибор — часы. Сначала часы были солнечными и водными, после стали огненными и песочными и наконец затем механическими. Но какими бы не были часы, они как и раньше остаются источниками времени. И в древности, и в наши дни они– верные помощники человека, и если бы на земле не было часов не было бы порядка и учета.

У детей появился интерес к часам. Стали с удовольствием рассказывать о домашних часах, придумывать про них интересные истории. На сайте детского сада разместили презентацию о проделанной работе.

Литература:

  1. Шалаева Г. П. «Часы и часики», М.: «Пресса», 2008.
  2. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4–2006.
  3. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М. 2009. -Энциклопедия «Я узнаю мир», М.: АСТ «Астрем», 2009.
  4. http://fb.ru/article/166337/istoriya-chasov-istoriya-izobreteniya-chasov
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/История_часов
  6. http://venividi.ru/node/26488
  7. http://fb.ru/article/357892/muzey-chasov-v-angarske-adres-foto-rejim-rabotyi
  8. http://www.vseznaika.org/history/kto-pervym-izobrel-chasy/
Основные термины (генерируются автоматически): час, детский сад, познавательный интерес, ребенок, время, вид часов, исследовательская деятельность, материал изготовления, таблица, художественная литература.

Ключевые слова

классификация, музей, коллекция, виды часов

Похожие статьи

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Ни одну детскую деятельность невозможно успешно реализовать без создания в группе условий, способствующих проявлению познавательного интереса каждого ребенка. Для качественного проведения опытно-исследовательской деятельности важен правильный...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Развитие познавательной активности дошкольника при...

МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области. Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой... Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Организация исследовательской деятельности детей...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество, дошкольное...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах

Мало внимания уделяется чтению книг из — за загруженности детей другими видами деятельности. В результате у детей стал пропадать интерес к книге.

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

Изложение основного материала. Как же проявляется познавательный интерес у ребенка?

Путем показа занимательных опытов и проведения простейших экспериментов у детей развивают познавательно-исследовательский интерес.

Литература

Экспериментирование как средство развития...

Экспериментальная деятельность в детском саду направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих

Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает.

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

детское экспериментирование, ребенок, исследовательская деятельность, материал, место, игра, окружающий мир, исследовательская работа

Влияние экспериментирования на развитие познавательной... ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское...

Формирование интереса к художественной литературе...

Развитие и формирование интереса к художественной литературе у дошкольников — одна из главных задач воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, книга, художественная литература, театрализованная деятельность, процесс формирования, вид...

Похожие статьи

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Ни одну детскую деятельность невозможно успешно реализовать без создания в группе условий, способствующих проявлению познавательного интереса каждого ребенка. Для качественного проведения опытно-исследовательской деятельности важен правильный...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Развитие познавательной активности дошкольника при...

МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области. Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой... Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Организация исследовательской деятельности детей...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество, дошкольное...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах

Мало внимания уделяется чтению книг из — за загруженности детей другими видами деятельности. В результате у детей стал пропадать интерес к книге.

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

Изложение основного материала. Как же проявляется познавательный интерес у ребенка?

Путем показа занимательных опытов и проведения простейших экспериментов у детей развивают познавательно-исследовательский интерес.

Литература

Экспериментирование как средство развития...

Экспериментальная деятельность в детском саду направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих

Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает.

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

детское экспериментирование, ребенок, исследовательская деятельность, материал, место, игра, окружающий мир, исследовательская работа

Влияние экспериментирования на развитие познавательной... ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское...

Формирование интереса к художественной литературе...

Развитие и формирование интереса к художественной литературе у дошкольников — одна из главных задач воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, книга, художественная литература, театрализованная деятельность, процесс формирования, вид...