Проект в подготовительной к школе группе «В мире часов»
Авторы: Максимова Маргарита Юрьевна, Гаврилова Ольга Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 01.03.2018
Статья просмотрена: 5507 раз
Библиографическое описание:
Максимова, М. Ю. Проект в подготовительной к школе группе «В мире часов» / М. Ю. Максимова, О. В. Гаврилова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13908/ (дата обращения: 23.11.2024).
В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта.
Ключевые слова: коллекция, классификация, музей, виды часов.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Какой сложный и интересный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек. Данная тема показалась нам очень занимательной, и мы начали искать интересные факты о часах и времени.
Цель: развитие познавательного интереса к часам.
Задачи:
Образовательные:
‒ познакомить детей с некоторыми видами часов (солнечные, песочные, водяные, огненные), их частями;
‒ формировать навыки исследовательской деятельности;
‒ стимулировать познавательную активность детей, создать коллекцию часов.
Развивающие:
‒ развивать любознательность и познавательный интерес к различным видам часов;
‒ развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
‒ развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.
Воспитательные:
‒ совершенствовать стиль партнерских отношений между детьми и педагогом;
‒ воспитывать интерес к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный (2 недели). Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Ожидаемый результат:
- Дети узнают об истории возникновения и развития часов, их разнообразии и необходимости в жизни человека.
- Освоят достаточные знания о временных представлениях.
- Появится познавательный интерес к часам, возникнет желание изучать часы и сделать из них коллекцию.
1 этап. Подготовительный.
Идея проекта возникла после того, как Тимофей Кудрин принес в детский сад красивые наручные часы, по которым и время узнавать, и сообщения писать, и звонить можно. Между детьми возникла беседа о том, какие же бывают разные часы: и самые обычные, и такие как у Тимофея с большим количеством дополнительных функций.
Детей заинтересовали вопросы:
- Что такое часы?
- Какие бывают часы?
- Когда и где они появились?
- Зачем нужны часы?
Гипотеза: Если привлечь внимание детей к повседневному, хорошо знакомому им предмету — часам, показать историю их появления, то у дошкольников появится познавательный интерес к часам, возникнет желание изучать часы и сделать из них коллекцию.
Данная тема оказалась очень интересной, и мы с удовольствием принялись искать материал по часам.
- Сбор, анализ и систематизация информации.
Беседы:
«Какие бывают часы?», «Как появились часы?», «Как устроить музей часов?», «Музеи города Самара», «Самые известные часы», «Как беречь время?».
Совершили виртуальную экскурсию в «Виртуальный музей первых часов», где познакомились и рассмотрели не только с первые часы: солнечные, водные, огненные и песочные, но и природные: часы-петух, цветочные, птичьи; уличные и башенные.
- Создание условий для организации работы. Определение темы и названия музея, разработка его модели, места размещения.
- Подбор художественной литературы: сказка, загадки, пословицы и поговорки.
- Подготовили альбомы: «Художественное слово», «История возникновения часов», «Музеи часов», «Памятники часам, времени», «10 самых известных часов мира», «Музеи города Самара», «Правила поведения в музее»
- Родители были активными участниками проекта, приносили часы, искали с детьми информацию дома, в книгах и интернете.
2 этап. Организация классификации, исследований в рамках проекта.
Исследовательская деятельность (опыты):
- «Часы тонут — не тонут» Опускали различные по массе и размеру часы в посуду с водой, отмечали наблюдения в таблице. Вывод: не тонут только легкие часы из бумаги и резины, остальные часы, даже самые маленькие пластмассовые пошли ко дну.
- «Часы притягиваются магнитом — не притягиваются». Использовали магниты и различные по форме, массе, материалам изготовления часы. Магнит притягивался только к металлическим часам, отмечали результат в таблице. Вывод: Магниты притягиваются только к металлическим часам, а к остальным часам, не притягиваются, даже не смотря на составляющие металлические части (стрелки).
- Сделали таблицу «Классификация часов». Дети самостоятельно классифицировали часы, разделили часы по портативности и размеру, и по механизму использования.
- Сделали таблицу «Коллекция часов». В нее внесли различные часы: первые часы (солнечные, водные, огненные, песочные). По портативности (наручные, карманные, напольные, настенные, каминные, умные — смарт часы). Природные (часы-петух, цветочные, птичьи), исторические (уличные, башенные). По материалу изготовления (золотые, резиновые, пластиковые, деревянные, каменные, из драгоценных камней, проволоки, серебра, бумажные…).
- Сделали таблицу «Использование часов детьми» Разделили ее на две графы: 1 и 5 минут, и заполнили их ответами детей, что они могут сделать за минуту и 5 минут (застелить постель, умыться, решить задачу…)
- Прослушали звучание различных часов (бой Курантов, часы-Кукушка, сигнал будильника, напольных часов…), слушали и разучивали песенки о часах и времени.
- Читали художественную литературу и стихи: «Сказка о потерянном времени», «Площадь картонных часов», «Пока бьют часы», «Часы и время», «Какие часы важнее?», «Город часов», разучивали пословицы и поговорки о часах и времени, отгадывали загадки.
- Изготовили и использовали в играх дидактические игры о часах и времени.
- Играли в сюжетно-ролевые игры: «Часовщик», «В музее часов».
Творческая деятельность:
Рисование: «Будильник», «Первые часы», «Часы будущего», «Башенные часы» Лепка: «Карманные часы», «Настенные часики»
Аппликация: «Будильник», «Клепсидра», «Наручные часики», «Солнечные часы»
Конструирование: «Башенные часы»
3 этап. Заключительный. Создание мини-музея часов «Хранитель времени», презентации: «Виртуальный музей первых часов», «Памятники часам, времени».
Подарок детям младшей группы, гостям на открытии мини-музея– «Ручные часики» (из картона).
Фотоотчет: «Мы–коллекционеры».
Выставка детских рисунков «Часы будущего».
Стенгазета для родителей «10 самых известных часов»
Макет Кремлевских часов на Спасской башне из картона.
Открытая ОД: «Открытие музея часов «Хранитель времени».
Презентации: «Виртуальный музей первых часов», «Памятники часам, времени».
Результат проекта:
Познакомившись с часами, проведя эксперименты и составив различные таблицы, заочно посетив музеи и памятники, мы совместно с детьми выяснили, что гипотеза подтвердилась.
Для определения текущего времени суток люди изобрели прибор — часы. Сначала часы были солнечными и водными, после стали огненными и песочными и наконец затем механическими. Но какими бы не были часы, они как и раньше остаются источниками времени. И в древности, и в наши дни они– верные помощники человека, и если бы на земле не было часов не было бы порядка и учета.
У детей появился интерес к часам. Стали с удовольствием рассказывать о домашних часах, придумывать про них интересные истории. На сайте детского сада разместили презентацию о проделанной работе.
Литература:
- Шалаева Г. П. «Часы и часики», М.: «Пресса», 2008.
- Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4–2006.
- Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М. 2009. -Энциклопедия «Я узнаю мир», М.: АСТ «Астрем», 2009.
- http://fb.ru/article/166337/istoriya-chasov-istoriya-izobreteniya-chasov
- https://ru.wikipedia.org/wiki/История_часов
- http://venividi.ru/node/26488
- http://fb.ru/article/357892/muzey-chasov-v-angarske-adres-foto-rejim-rabotyi
- http://www.vseznaika.org/history/kto-pervym-izobrel-chasy/
Похожие статьи
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Удивительные секреты погоды»
В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.
Проект «Волшебные свойства соли» в старшей группе детского сада
В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.
Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»
В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...
Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста
В статье воспитатели описывают свой педагогический опыт работы кружка «Почемучки».
План-конспект занятия детского объединения «Природа и фантазия» по теме «Скворцы прилетели»
Представленная методическая разработка раскрывает опыт проведения интегрированного занятия по программам дополнительного образования в школе.
Игровая обучающая ситуация «Путешествие в осенний лес» в подготовительной к школе группе
В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению образовательной деятельности.
Сценарий проблемно-игровой ситуации совместной деятельности на тему «Вместе делаем телефон для фотовыставки»
В статье представлен сценарий проблемно — игровой ситуации совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по ознакомлению с видами телефонов и изготовлению необычной поделки.
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Знатоки своей страны»
В статье представлен конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы.
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами
Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...
Конспект внеурочного занятия «Мастерская творческого письма ко Дню матери»
В статье представлен опыт построения мастерской творческого письма.
Похожие статьи
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Удивительные секреты погоды»
В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.
Проект «Волшебные свойства соли» в старшей группе детского сада
В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.
Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»
В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...
Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста
В статье воспитатели описывают свой педагогический опыт работы кружка «Почемучки».
План-конспект занятия детского объединения «Природа и фантазия» по теме «Скворцы прилетели»
Представленная методическая разработка раскрывает опыт проведения интегрированного занятия по программам дополнительного образования в школе.
Игровая обучающая ситуация «Путешествие в осенний лес» в подготовительной к школе группе
В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению образовательной деятельности.
Сценарий проблемно-игровой ситуации совместной деятельности на тему «Вместе делаем телефон для фотовыставки»
В статье представлен сценарий проблемно — игровой ситуации совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по ознакомлению с видами телефонов и изготовлению необычной поделки.
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Знатоки своей страны»
В статье представлен конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы.
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами
Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...
Конспект внеурочного занятия «Мастерская творческого письма ко Дню матери»
В статье представлен опыт построения мастерской творческого письма.