Значение игры в развитии младших школьников
Автор: Михайленко Татьяна Михайловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 03.03.2018
Статья просмотрена: 6869 раз
Библиографическое описание:
Михайленко, Т. М. Значение игры в развитии младших школьников / Т. М. Михайленко. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13893/ (дата обращения: 17.12.2024).
В последнее время в педагогике, так же, как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.
Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам [4].
Не секрет, что в наш быстро переменчивый век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний [4].
Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям приходит игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.
Ни один из видов деятельности человека не позволяет ему демонстрировать такое самозабвение, искренность, непринужденность, и не позволяет обнажить свои психофизиологические и интеллектуальные ресурсы так, как это делает игра. В игре человек полностью погружается в отведенную ему роль и раскрывает все свои потенциальные возможности [8].
Выделим существенные свойства игры и проанализируем различные подходы к определению данного понятия.
Игра — это некая деятельность ребенка или взрослого в условиях искусственно моделирующих реальные ситуации, в которых человек воспроизводит нормы деятельности, способствующие приобщению к культуре и познанию действительности [8].
В «Психологическом словаре» игра (детская игра) определяется как исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности» [6].
Вот что говорил о роли игры в жизни ребенка А. С. Макаренко: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.»... Над этим вопросом размышляли многие исследователи, такие как Гальперин П. Я., Данилова В. Л., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Ушинский К. Д. [8].
Г. В. Плеханов пришел к выводу, что игра средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею. В историческом плане игра — дитя труда.
Многие ученые, Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребенка.
Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [8].
К. Д. Ушинский видел в игре ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность [10].
С помощью игры ребенок приучается к труду и продолжению дела старшего поколения. Игра развивает в ребенке способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить. В игре он реализует себя, демонстрируя свои способности и индивидуальность. В игре лучше всего можно разглядеть характер, личностные качества и особенности поведения ребенка [8].
Например, Ж. Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Р. Хартли, Л. Франк, Р. Гольденсон предполагают, что игра порождается «коллективным инстинктом» детей. Тот же Хейзинга или Гессе, Лем, Мазаев источником игры считают культуру, равно как и игру источником культуры.
Хёйзенга определил игру, как необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существования. Выделил место и роль игры в механизмах функционирования и развития общества, выделил её характерные черты, свойства, признаки, проявляющиеся практически во всех видах игровой деятельности [11].
Подобного мнения на игру придерживался Л. С. Выготский, который в игре видел средство социализации, относил игровую деятельность детей и общение в игре к естественной школе жизни. Л. С. Выготский считал игру «естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».
Л. С. Выготский делил игры на три группы — игры с предметами; с материалами; третья группа — условные, возникающие из чисто условных правил и связанных с ними действий, которые являются высшей школой игры. Характерной чертой третьей группы игр является то, что она больше способствует организации высших форм поведения, инициирует мышление, требует от играющего напряжения, сметливости и находчивости. Такая игра является величайшей школой социального опыта, считал Л. С. Выготский. В игре усилия ребенка всегда ограничиваются множеством усилий других играющих. Во всякую игру входит непременное условие координирования своего поведения с поведением других. Подчиняя все поведение известным условным правилам, игра учит разумному и сознательному поведению [2].
Благоприятное психологическое влияние игры на ребенка проследил Ш. А. Амонашвили, объясняя причины этого влияния. Психологическое состояние, которое неосознанно овладевает ребенка — это переживание им чувства свободного выбора, в котором господствует хотение, добровольность, «самость». Это хотение есть психологическое отражение того, что идет от Природы — движение функций, пробуждение и движение к становлению задатков, возможностей, способностей, — пишет Ш. А. Амонашвили.
Анализ игры, возникновения и развития различных видов человеческой деятельности позволяет провести аналогию с развитием личности ребенка в игре. Игра помогает ему выйти из мира детства и войти в мир взрослых, наиболее доступным для него путем. Это подчёркивалось Д. Б. Элькониным, исследовавшим психологию игры и её возможности для развития личности ребенка и его социализации. Он писал о прогрессивной роли игры в развитии целостной личности ребенка, подчеркивал значимость игры при переходе мышления ребенка, на новую, более высокую ступень. Согласно Д. Б. Эльконину, игра — это важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений [13].
С. Л. Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенного отношения человека к окружающей действительности: «Суть человеческой игры — в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры» [7].
Главным «продуктом» игры ребенка является то или иное изменение, развитие формирующихся личностных качеств, определенное новообразование личности. В играх с предметами, ролевых и сюжетных, спортивных, строительных, конструкторских, деловых и др. дети становятся более ловкими, сильными, сообразительными, добрыми, внимательными, способными к сотрудничеству и т. д.
Задачи обучения значительно шире, чем сообщение ученикам определенной суммы знаний и выработка умений применять эти знания. Главная задача обучения — подготовка детей к жизни. А в период ученичества дети фактически лишь в игре получают возможность трансформации окружающего мира в соответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра, как справедливо утверждает Д. Брунер, является источником удовольствия для ребенка, она способствует его безболезненной адаптации к условиям социальной жизни в дальнейшем. Особая ценность игры состоит в том, что «...игра означает для нас трансформацию окружающего мира согласно нашему желанию, тогда как учение изменяет нас самих для лучшей адаптации к внешним условиям» [1].
Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра — характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.
И действительно, игра помогает активизировать учащихся в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.
Так как в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения весьма разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. В игре необходимо различать сюжет и содержание. Сюжет игры — та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Содержание игры — то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального, характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в деятельность взрослых людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности — только то, с чем действует человек, или его отношения к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный смысл человеческого труда.
Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми свидетельствует о том, что игра не только черпает свои сюжеты из жизни, окружающей детей, но и что она социальная по своему внутреннему содержанию и происхождению и не может быть биологическим явлением по своей природе [3].
Функциональность игры, её воспитательные и развивающие возможности подчеркивали многие исследователи игры. С. А. Шмаков выделил и систематизировал функции игры как педагогического феномена, имеющего социокультурный и психологический смысл:
– функция развлечения;
– социокультурная функция;
– коммуникативная функция;
– функция самореализации;
– диагностическая функция;
– коррекционная функция;
– терапевтическая функция;
– функция внутринациональной и межнациональной коммуникации.
Остановимся подробнее на характеристике каждой из названных функций игры для понимания её смысла в развитии личности младшего школьника.
- Функция развлечения. Создание благоприятной обстановки на занятиях, превращение урока из скучного в доставляющее удовольствие мероприятие, воодушевляющее, пробуждающее интерес.
- Социокультурная функция. Обеспечивает синтез усвоения ребенком богатства культуры и формирование ребенка как личности. Процесс социализации. Игра позволяет легче включаться в систему общественных отношений, усвоить нормы человеческого общежития.
- Коммуникативная функция. Освоение диалектики общения. В ходе игры появляются многочисленные коммуникативные связи, накапливаются личностный опыт общения. Устанавливаются эмоциональные контакты. Появление игрового интереса взаимодействия, диалогового общения, общественных отношений между играющими дает возможность назвать игру процессом межличностных отношений.
- Функция самореализации. Игру можно рассматривать «как полигон человеческой практики». Процесс игры позволяет реализовать ребенку свой жизненный опыт, знания, отдельные свойства характера; проверить накопленный опыт, обеспечивает саморазвитие ребенка, что стимулирует активное освоение предметов и явлений реального мира.
- Диагностическая функция. Игра позволяет выявить отклонения от нормального поведения. Обладая свободным характером, наиболее ярко выявляет индивидуальные черты личности, зону её актуального и ближайшего развития. В процессе игры осуществляется самопознание. Ребенок может сам проверить свои силы и возможности (самодиагностика). Наблюдение за ребенком в игре, установление уровня его социального статуса и изменение этого уровня, как следствие игры дают богатый материал для родителей, воспитателей, учителей.
- Коррекционная функция. Проявляется в психологической коррекции и предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных свойств индивида. Феномен игровой деятельности дает возможность не только самодиагностики, но психокоррекции. Это достигается естественным путем. Если каждый играющий хорошо знает правила игры, свое место в ней, роли партнеров, безоговорочно их принимает и соблюдает, то помимо его воли происходит коррекция его поведения.
- Терапевтическая функция. Согласно Д. Б. Эльконину, эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой деятельности. Практика новых реальных отношений, задаваемая ролевой деятельностью ребенка как с взрослым, так и со сверстниками, ставит ребенка в отношения свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии которые приводят, в конце концов, к терапевтическому эффекту. Терапевтическая функция игры включает в себя релаксационный смысл, так как уменьшает эмоциональное, физическое, интеллектуальное перенапряжение. Это особенно актуально в современной школе с ее постоянным нарастанием физических, психических и социальных нагрузок на учащихся.
- Внутринациональная и межнациональная коммуникации. Это возможность моделировать разнообразные жизненные ситуации, учит искать ненасильственный выход из конфликтов, идти на компромиссы. Более того, включаясь в полилог культур и цивилизаций, ученик обогащается как личность, способная подняться над событиями и их оценками. Все это помогает лучшей адаптации личности в быстро изменяющемся обществе [9, 12].
Из раскрытия понятия игры философами, просветителями, педагогами и психологами можно вычленить ряд общих положений, отражающих сущность игры:
- Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.
- Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения.
- Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступая в жизни ребенка многогранным явлением.
- Игра — главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества.
- Игра — путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
- Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта. Игра — специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития.
- Игра — свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры — наслаждение ее процессом, конечный результат — развитие реализуемых в ней способностей [5].
Игра это одна из основных форм общения детей. Согласно проведенным исследованиям, в игровой деятельности успешнее решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, дружбы, партнерства, товарищества, происходит самореализация личности. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Воспроизводятся действия взрослых и развиваются в ребенке способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять. Благодаря игре происходит развитие всех сфер личности.
Литература:
- Брунер Д. Игра, мышление, речь // Перспективы: Вопросы образования. 1987. — № 1.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
- Карпов А. В. Игра как вид деятельности. Общая психология [Электронный ресурс] URL: http://psyera.ru/igra-kak-vid-deyatelnosti-2126.htm (дата обращения 24.02.2018)
- Максимова Л. А. Значение игры в развитии младших школьников [Электронный ресурс] URL: http://открытыйурок.рф/статьи/510459/ (дата обращения 24.02.2018)
- Пожидаева Т. Ф. Игра как технология личностного развития младшего школьника: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01/ Пожидаева Татьяна Федоровна / Ростов-на-Дону, 2006.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М., 1983. — С. 117.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946. — С. 589.
- Селиванов B. C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 336с.
- Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии / Е. В. Советова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 285с.
- Ушинский К. Д. Сочинения: В 11 т. — М.; Л., 1950. — Т. 8. — С. 432, 439.
- Хёйзинга И. Человек играющий. — М., 1992.
- Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. — М. — Новая школа, 1994. — 239с.
- Эльконин Д. Б. «Психология игры». М.: «Владос» 1999. — 360с.