О новой форме организации дистанционного предметного обучения детей с ОВЗ в основной школе: из практики реализации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 23.02.2018

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Данько, Ю. В. О новой форме организации дистанционного предметного обучения детей с ОВЗ в основной школе: из практики реализации / Ю. В. Данько, И. О. Зубачева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13849/ (дата обращения: 20.04.2024).



Организация обучения в современной школе требует комплексного подхода к использованию технических, методических и информационных средств обеспечения учебных занятий. [5, с. 8]

В Концепции модернизации российского образования одной из поставленых задач является разработка информационных технологий дистанционного обучения.

Большую роль в решении поставленных задач играет активное применение информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) в учебном процессе. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации; повышают мотивацию учеников к обучению; позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений; качественно изменяют контроль деятельности учащихся; дают возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определяют этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и позволяют исправить ее. [4]

Информационная среда на уроках способствует эффективному решению педагогических проблем:

‒ развитие коммуникационных компетенций;

‒ сближение обучения в школе с повседневной жизнью общества;

‒ обогащение учебного материала;

овладение учащимися информационной компетентностью. [1, с. 29]

Обучение детей-инвалидов в Центре дистанционного образования детей-инвалидов при ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» реализуется по основным образовательным программам (ООП) и адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП). АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учитывают особенности психофизического развития детей, их индивидуальные возможности, обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Согласно медицинским показаниям на уроках обучающиеся работают как в письменной (рукописный или печатный текст), так только и в устной форме.

Обучение осуществляется с помощью образовательной технологии «Белгородская дистанционная образовательная оболочка». Также используются различные электронные образовательные ресурсы («Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов», сетевой ресурс «LearnibgApps.org»), которые позволяют проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивают наглядность, привлекают большое количество дидактического материала, повышают мотивацию к обучению.

В последнее время среди учителей получает активное распространение облачная интернет-технология «Google-Disk», позволяющая в полной мере организовать совместную работу учителя с обучающимся на различных этапах уроков (ознакомление с теоретическими материалами, различные виды работы с текстом, выполнение практических заданий на этапах обобщения и закрепления). Кроме того, данная интернет-технология помогает учителю в создании условно-графической наглядности, прежде всего, схематической и символической, к которым относятся таблицы, схемы, кластеры, фишбоун, опорные конспекты и др. Применение наглядности позволяет преобразовывать объёмный материал в более доступный для восприятия и создает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности обучающихся. Использование таблиц и схем в образовательном процессе помогает выделять самые существенные признаки изучаемого объекта.

Рассмотрим наиболее распространенные формы и методы, применяемые учителями посредством использования облачной интернет-технологии «Googl-Disk»:

на уроках русского языка илитературы:

Задание № 1 (ООП). Образуйте имена существительные с суффиксом -ость- от прилагательных смелый, храбрый, правдивый.

Таблица 1

смелый

храбрый

правдивый

-ость-

Задание № 2 (АОП, умственная отсталость). Исключите (подчеркните) «лишнее» слово в ряду однокоренных слов.

Проход, проезд, переезд, выезд, заезд, поездка.

Задание № 3 (ООП). Замените словосочетание «прил. + сущ». словосочетанием «сущ. + сущ.». Сделайте вывод: словами какой части речи, кроме имени прилагательного, может быть выражено определение?

Стальная труба — труба (какая? из чего?) из стали

малиновое варенье –

Задание № 4 (ООП). Придумайте начало сложного предложения, употребив союзы и, когда, чтобы:

[Ветер усилился]..., и гроза перешла в ураган.

[Мы уже вышли из дому]..., когда гроза перешла в ураган.

[Не хотелось бы]..., чтобы гроза перешла в ураган.

Задание № 5 (ООП). Сжатое изложение. Подготовьте текст к сжатию: выделите ключевые слова.

Родина... Я живу счувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить ибороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание — есть ещё куда отступать, есть где отдышаться, собраться сдухом. (Отрывок из статьи В. М. Шукшина «Слово о малой родине»)

‒ Тема текста (о чем? текст).

‒ Основная мысль текста (для чего написан текст?).

‒ Микротемы текста (основная тема каждого абзаца). Запишите микротемы текста.

‒ Напишите сжатое изложение.

на уроках истории иобществознания:

Задание № 1. Составьте кластер по теме «Права граждан» (Обществознание, 7 класс). (Рис. 1).

Рис. 1. Права граждан

Описание работы: в центре овала или прямоугольника указано ключевое понятие «Права человека», в фигурах второго уровня размещаются составляющие понятия (гражданские, экономические, политические, социальные, культурные права).

Задача: подобрать из предложенных вариантов то, что включают в себя сами эти составляющие (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство; участие граждан в выборах президента, деятельность политических партий; право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества и др.; право быть собственником, наследовать имущество, право на труд; права, на образование, на жилище, медицинское обслуживание и др.)». Такие задания вызывают у обучающихся живой интерес и уверенность в успехе своей работы, даже если подобное задание будет выражено в форме ассоциативного ряда.

Задание № 2. Составьте сравнительную таблицу по теме «Основные политические партии начала XX века в Российской империи» (Обществознание, 9 класса). (Рис. 2).

Описание работы: сравните социалистические, либеральные и монархические партии по ряду вопросов (политические лидеры, интересы каких социальных групп выражали, главные политические цели, основные требования, главные методы деятельности).

Рис. 2. Основные политические партии начала XX века в Российской империи

Итак, являясь одновременнои «электронной доской», и «рабочей тетрадью», облачная интернет-технология «Google-Disk» в режиме реального времени дает учителю и обучающемуся возможность совместного редактирования документов (текстов, рисунков, презентаций, таблиц, кластеров, графиков, схем), комментирования, рецензирования и самооценки работы, допуск к документам определенной группы участников.

Таким образом, применение информационной среды способствует достижению нового качества образования, активизирует применение нетрадиционных методик обучения, облегчает процесс запоминания материала и активизирует формирование ярких представлений. Информационная среда также оптимизирует труд учителя, позволяя упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Литература:

  1. Белиловская М. Е. Информационные технологии в образовании // Информатика ПС. — 1999. — № 47. — С. 29.
  2. Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. — М., 1971.
  3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011.
  4. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука — реформе школы). — М.: Педагогика, 1988.
  5. Рузанова Н. С., Лежнев И. Г., Насадкина О. Ю., Шлыкова С. А. IT-инновации в образовании: Материалы Всерос. Научно-практ. конф. (27–30 июня 2005 года) / ПетрГУ. — Петрозаводск, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, информационная среда, облачная интернет-технология, микротема текста, обучающийся, описание работы, политическая партия начала, Российская империя, сжатое изложение, текст.

Похожие статьи

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Тема текста… Идея… Микротема

Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в...

Курс-практикум «Работа с текстом» | Статья в сборнике...

Типы монологических текстов речи: повествование, описание, рассуждение.

Единицы текста. Микротема.

Текст и его признаки. Задание: сравните тексты. Определите тему, основную мысль, идеи текстов.

Особенности использования информационных технологий...

Библиографическое описание

Ключевые слова: информационные технологии, особенности использования информационных технологий, образовательный процесс СПО.

Программа курса внеурочной учебной деятельности...

Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной компетентности как способности и

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

Применение технологии смешанного обучения в модели...

Библиографическое описание: Касимова О. А., Орлов А. Г. Применение технологии

Очень важно в данном случае подать обучающимся четкую инструкцию по выполнению домашнего задания.

Закрепить полученные знания. Контролирует работу учащихся.

Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе

Библиографическое описание: Карапузова Н. Н. Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе [Текст]

Нестандартные уроки, возможность учащихся самим формулировать вопросы и искать ответы на них, свободное изложение своих мыслей, рассуждение...

Технологическая карта урока: сложности и проблемы разработки

В данной работе мы также использовали результаты анкетирования, проведенного в 2013 году [2].

Интернет-ресурсы.

Использование технологий геоинформационной системы при... Вариант ответа. Ответы.

Статьи по ключевому слову "информационная среда..."

Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения.

Информационная война в Интернете (на примере текстов, посвященных разгрому Японии в 1945 году).

Внедрение информационно-технологических сред в образовательную среду.

Применение цифровых образовательных ресурсов сети Интернет...

Материал исследования: цифровые образовательные ресурсы сети интернет, учащиеся 12 класса МБОУ

Первым этапом работы стало разработка критериев анализа сайтов.

Задания на сайте должны соответствовать демоверсии 2016 года, учитывать все изменения в...

Похожие статьи

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Тема текста… Идея… Микротема

Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в...

Курс-практикум «Работа с текстом» | Статья в сборнике...

Типы монологических текстов речи: повествование, описание, рассуждение.

Единицы текста. Микротема.

Текст и его признаки. Задание: сравните тексты. Определите тему, основную мысль, идеи текстов.

Особенности использования информационных технологий...

Библиографическое описание

Ключевые слова: информационные технологии, особенности использования информационных технологий, образовательный процесс СПО.

Программа курса внеурочной учебной деятельности...

Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной компетентности как способности и

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

Применение технологии смешанного обучения в модели...

Библиографическое описание: Касимова О. А., Орлов А. Г. Применение технологии

Очень важно в данном случае подать обучающимся четкую инструкцию по выполнению домашнего задания.

Закрепить полученные знания. Контролирует работу учащихся.

Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе

Библиографическое описание: Карапузова Н. Н. Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе [Текст]

Нестандартные уроки, возможность учащихся самим формулировать вопросы и искать ответы на них, свободное изложение своих мыслей, рассуждение...

Технологическая карта урока: сложности и проблемы разработки

В данной работе мы также использовали результаты анкетирования, проведенного в 2013 году [2].

Интернет-ресурсы.

Использование технологий геоинформационной системы при... Вариант ответа. Ответы.

Статьи по ключевому слову "информационная среда..."

Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения.

Информационная война в Интернете (на примере текстов, посвященных разгрому Японии в 1945 году).

Внедрение информационно-технологических сред в образовательную среду.

Применение цифровых образовательных ресурсов сети Интернет...

Материал исследования: цифровые образовательные ресурсы сети интернет, учащиеся 12 класса МБОУ

Первым этапом работы стало разработка критериев анализа сайтов.

Задания на сайте должны соответствовать демоверсии 2016 года, учитывать все изменения в...