Использование инновационных образовательных технологий в повышении эффективности уроков чтения в начальных классах | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 21.02.2018

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Абдуллаева Н. М. Использование инновационных образовательных технологий в повышении эффективности уроков чтения в начальных классах [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 8-11. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13820/ (дата обращения: 22.06.2018).



Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования инновационных образовательных технологий, создающих благоприятные условия для совершенствования содержания образования, обеспечивающих высокую степень усвоения учебного материала, который превращает учащихся в активных участников образовательного процесса, способствует рациональному использованию учебного времени и самое главное, гарантирует расширение кругозора учащихся.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, педагогическая технология, технологическая карта, проект урока, метод «Лесенка», уроки классного и внеклассного чтения, образное мышление, связная речь, формирование чувства ответственности перед Родиной, чувство национальной гордости и достоинства.

Совершенствование содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований является одним из основных факторов формирования гармонично развитой личности. Полноценная реализация данного фактора предполагает повышения профессионального уровня учителей, внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий.

Использование инновационных образовательных технологий создает благоприятные условия для совершенствования содержания образования, обеспечивает высокую степень усвоения учебного материала, превращает учащихся в активных участников образовательного процесса, способствует рациональному использованию учебного времени и самое главное, гарантирует расширение кругозора учащихся. [1, с. 18]

Известно, что проектирование урока на основе педагогической технологии предполагает разработку технологической карты, которая составляется с учетом специфики предмета, поставленных перед уроком целей, возможностей учащихся и ожидаемых результатов.

На основе технологической карты учитель составляет проект урока, где точно и четко определяются цели и задачи урока, способы и приёмы их реализации, приводятся в определённую методическую систему.

Такая система может быть представлена в следующем виде:

Мотив может быть вызван или усилен посредством дидактических игр или увлекательных вопросов.

Работа с учебником создаёт условия для активизации учащихся.

Сказанное проиллюстрируем на примере темы «Узбекистан-Родина моя» (1 класс)

Урок начинается с исполнения государственного Гимна Республики Узбекистан. По окончании Гимна в класс входят три ученика с изображением Государственного Флага и «Книги Конституции».

Ознакомление с учебником проводится в виде следующей беседы.

Учитель, показывая учебник, задаёт вопросы:

  1. Прочитайте, пожалуйста, какой это учебник? («Книга для чтения»)
  2. Кто её вам подарил? (Президент И. А. Каримов)
  3. Как вы думаете, с какой целью он подарил? (чтобы мы научились читать, получили прочные знания)
  4. А кто является автором этого учебника? (учитель открывает учебник, показывает начало страницы и просит учащихся прочитать фамилии авторов)
  5. Какие вы знаете стихотворения о книге. Учащиеся вспоминают и рассказывают разученные ими стихотворения. Учитель кратко информирует детей о роли книги в жизни человека. Знакомит учащихся с правилом пользования учебником.
  6. Откройте книгу, рассмотрите рисунки. Что в них изображено? (Герб и Флаг)
  7. А теперь, обратите внимание на изображение Герба нашей страны. Что вы там видите? (коробочки хлопка, колосья пшеницы, птица Хумо, Флаг, поля и солнце)
  8. Цвета на Государственном флаге также имеют символическое назначение. Расскажите о них.

Ответы учащихся обобщаются и дополняются.

  1. Работа над Государственным Гимном.

Ребята, скажите пожалуйста, как нужно исполнять Гимн. (Стоя, приложив правую руку на грудь). Какое чувство вы испытываете при исполнении Гимна? (Гордость, собственное своё достоинство).

Приведём образец технологической карты урока чтения «Узбекистан — Родина моя».

Тема

Узбекистан— Родина моя.

Цель и задачи

– Совершенствование навыков правильного сознательного и выразительного чтения;

– Обогащение словарного запаса;

– Формирование чувства Родины, расширения понятия о Родине;

– воспитание патриотизма.

Содержание учебного процесса

Определение уровня сформированности чувства Родины; совершенствование понятия «Родина»; на основе беседы рисунков на 5–6 стр. учебника обогащение понятия о Родине; Посредством стихотворения П.Мумина «Родина — это…» развивать чувство патриотизма. Использование пословиц и скороговорок о родной земле. Объяснение смысла сочетания «Родина — мать».

Технология осуществления учебного процесса

Используемые методы: беседа, выразительное и комментированное чтение, игра «Счастливый случай», игра — соревнование. Кроссворды.

Форма: урок, работа в подгруппах и коллективная.

Средства: увеличенное изображение рисунков на 3,4–5 страницах учебника, карточки для игры «Счастливый случай».

Приёмы: будут использованы приемы дополнительные средства, способствующие расширению понятия «Родина».

Пословицы, скороговорки, фотографии, видеокассеты.

Контроль: устный опрос, вопросно-ответная беседа, тестирование.

Ожидаемые результаты

Учитель:

создаёт благоприятные условия для прочного усвоения темы всеми учащимися, совершенствования навыков сознательного и выразительного чтения; определяет пути активизации учащихся и достижения поставленной цели; оказывает влияние на усиление мотива и заинтересованности учащихся.

Ученики учимся читать правильно и выразительно. Совершенствует навык беглого чтения посредством выполнения различных упражнений. Расширяет представление о Родине. Формируется чувство Родины, чувство гордости за Родину.

Учитель, обращая внимание учащихся на вывешенные на доске рисунки, задает вопрос: «Можно ли дать одинаковые название обоим рисункам? Как можно их назвать? (Моя Родина — Узбекистан). Обобщая ответы учащихся, учитель дает название: «Узбекистан — Родина моя».

Подготовка к чтению стихотворения поэта П.Мумина «Родина это …». На данном этапе можно использовать метод «Лесенка». Учитель разделяет класс на подгруппы, фиксирует ответы учащихся на доске:

— Как вы понимаете слово «Родина»?

— Почему люди любят Родину и считают ее священным местом?

На второй ступени обобщаются ответы учащихся: Родина — это место, где человек родился и живет. Село, город в котором вы родились и учитесь, наша республика — это ваша Родина. Люди воспитываются, учатся, работают, отдыхают, живут со своими близкими в своей родине. Поэтому любят ее.

Человек, любящий свою родину, трудится на ее благоустройство и процветание, заботится о чистом небе над Родиной, и, в случае необходимости, встает на ее защиту. А, вы ребята, своим примерным поведением, примерной учебой должны показать свою любовь к Родине.

Учитель называет стихотворение и дает краткую информацию о его авторе. После выразительного чтения проводится словарная работа.

После первичного чтения выясняется впечатление, которое произвело стихотворение на учащихся:

— Вам стихотворение понравилось?

— О чем оно?

Почему слова «Родина» и «мать» употребляются рядом?

Третья ступень. Чтение стихотворения учащимися. Сначала проводится хоровое чтение. Затем текст прочитывается несколькими учащимися. Далее — чтение текста с выполнением задания.

— Прочтите первое четверостишие, расскажите, о чём идет речь? Почему поэт называет Родину сердцем?

На следующей, четвертой ступени, обобщаются ответы учащихся.

— Вы родились в этой Родине, на этой земле. Поэтому каждый уголок её святой, как мать. Человек не может жить без сердца, его и заменить нельзя. Как и сердце, душа, Родина тоже бывает единственной. Она, как и мать кормит, растёт, учит нас. Поэтому её мы называем Матерью. Мы должны помнить и свои обязанности перед Родиной: должны любить, беречь её, а в случае необходимости защищать её.

На последней, пятой ступени, учитель поощряет активных учеников и предлагает мысль о создании альбома «Пейзаж Родины». В связи с этим учащиеся получают конкретные задания.

С целью осуществления интеграции уроков классного и внеклассного чтения работа в указанном направлении продолжается и во внеклассном чтении в связи с изучением стихотворения А. Орипова: «За что я люблю Узбекистан». Технологическая карта урока может быть представлена следующим образом.

Тема

Изучение стихотворения «За что ялюблю Узбекистан»

Цель и задачи

Обучение выразительному чтению; развитие устной и письменной речи; выработка умения образного мышления; формирование чувство патриотизма и национальной гордости.

Содержание урока внеклассного чтения

Сообщение краткой информации об авторе — Герое Узбекистана, поэта А. Орипова; на основе поставленного в стихотворении риторического вопроса формировать навык самостоятельного мышления.

Технология осуществления процесса

Письменно, по методу «Лесенка» ответить на вопрос: «За что я люблю Узбекистан». Комментирование сочетаний родной край, Родина — мать. Раскрытие содержания фразы «Родина бывает единственной». Работа над изобразительно — выразительными средствами.

Ожидаемые результаты

У учащихся формируются навыки выразительного чтения; совершенствуется умение образного мышления, связная речь; формируется чувство ответственности перед Родиной; углубляется чувство национальной гордости и достоинства.

В заключении хочется отметить, что использование образовательных технологий позволило нам осуществить интеграцию уроков классного и внеклассного чтения.

Литература:

  1. Мавлонова Р. А., Арабова M., Салохиддинова Г. “Педагогик технология” Tашкент, Фан, 2008.
  2. Мавлонова Р. А., Рахмонқулова Н. Х. “Бошланғич таълимни интеграциялашнинг педагогик технологияси” Tашкент, Илм зиё, 2009
  3. Матчонов С.va boshqalar “4-синф “Ўқиш китоби” дарслиги, Янги йўл полиграф сервис, 2010
  4. Юлдашев Ж. Г. “Бошланғич таълимда замонавий педагогик технология асослари” Tашкент, Ўқитувчи, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, Родина, внеклассное чтение, ответ учащихся, выразительное чтение, учащийся, образное мышление, национальная гордость, технологическая карта, учебный процесс.

Ключевые слова

технологическая карта, педагогическая технология, связная речь, образное мышление, инновационные образовательные технологии, проект урока, метод «Лесенка», уроки классного и внеклассного чтения, формирование чувства ответственности перед Родиной, чувство национальной гордости и достоинства

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос