Теория решения изобретательных задач и развитие творческого воображения — это здорово! (Из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 13.02.2018

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Падалка, А. П. Теория решения изобретательных задач и развитие творческого воображения — это здорово! (Из опыта работы) / А. П. Падалка. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13775/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена обсуждению использования технологии ТРИЗ и РВТ в работе с детьми дошкольного возраста. Показан опыт воспитателей по использованию данной технологии в работе с воспитанниками детского сада.

Ключевые слова: ТРИЗ, РВТ, совместная деятельность взрослого и ребенка.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, творчества. Все это учитывает коллектив МКДОУ Нововоронежский детский сад № 15 при интеллектуальном и личностном развитии детей, используя почти десять лет систему ТРИЗ и РТВ (Теория решения изобретательских задач и развитии творческого воображения).

«ТРИЗ — это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи [1, с. 2].

Красной нитью проходит эта система через все наши направления и технологии в работе с детьми. Педагоги последовательно включают ребенка в активный процесс познания мира, через русскую народную культуру, экологическую, кружковую работу, «единые творческие дни», духовно-нравственное воспитание. Детям очень интересны нетрадиционные занятия, которые требуют мыслительной, поисковой, творческой деятельности.

Чем же хороша система ТРИЗ и РТВ? Каковы результаты этой системы у нас в саду? Поэтапное внедрение этой системы давалось нелегко. На первом этапе мы в каждой группе детям создали психологический комфорт, развивающую среду, чтобы находиться с ними в одном жизненном пространстве. Начинали с культуры поведения детей, их общения в играх, на занятиях, в режимных моментах. Учили здороваться, прощаться по-разному: словом, кивком, поклоном, руками. Выражать свое радостное, грустное, сердитое настроение в ТРИЗовских играх: «Кто мы?» (в автобусе, магазине, дома в саду), «Хорошо-плохо», «Игры-загадки» (горькое, но полезное? Это лук.), «Игры с каплей краски».

Последовательно переходя от одного нетрадиционного занятия к другому, воспитатели используя систему ТРИЗ и РТВ, ставили перед детьми вопросы поискового характера: как вы думаете?, а как бы ты поступил?, а чем эта игрушка хороша?, чем интересна?, почему?. [2,15]

И «ТРИЗовые человечки», и геометрические фигуры «оживали» в руках у детей в образах «озорных поросят», «непослушного утенка». Педагоги дают детям все потрогать руками, сделать, переделать, вспомнить, додумать, делать свои умозаключения, при этом используя длительный контакт «глаза в глаза» и тактильный. От этих прикосновений, ласки, любви и добрых слов становится комфортнее.

Используя ТРИЗ и РТВ, последовательно «штурмуя мозг» ребенка, воспитатели через нетрадиционную технику рисования (пальцами, кистью, поролоном, мелками, палочками и другими способами), используя бросовый материал, создают огромные коллективные картины: «Дед Мазай и зайцы», «Осень», «Лето». Прежде, чем изобразить, создать, воспитатели учат рисовать по представлению, развивая интерес к процессу и результату, расширяя пространственные представления, развивают чувства цвета, гармонии и фантазии.

В театральном кружке у детей есть возможность решать проблемные ситуации, придумывая самостоятельно препятствия героям из сказок. «Можно ли радоваться тому, что мышка разбила золотое яичко? Лиса съела колобка? Медведь раздавил теремок?» — об этом и другом спрашивает воспитатель.

На математических занятиях воспитатели, используя ТРИЗовские приемы, заранее планируя «ошибки», называя неправильный ответ, пропуская слова, цифру, заставляют детей искать правильный ответ, тем самым, развивая самостоятельную мыслительную деятельность.

Любимые детьми и родителями «Единые творческие дни», регулярно проводимые в нашем детском саду помогают малышам вести себя раскованно и непринужденно. Самые пассивные и замкнутые дети раскрываются в эти творческие дни. Основная цель в этот день — разгрузить ребенка от многообразного режима детского сада, дать возможность детям творить, изобретать, фантазировать, радоваться, тем самым' разгрузить свою нервную систему. Выбор темы идет от желания детей. Это «Путешествие в страну чудесных сказок», в мир мультфильмов или «В волшебный лес».

Гостеприимная хозяйка «Гостиной русской народной культуры» и музея «Родные просторы» путем приобщения к традициям русской народной культуры обогащает и совершенствует работу по нравственному воспитанию. Беря в руки настоящие лапти, метя муку в ступе, качая колыбель, слыша народную речь, дети перевоплощаются в героев: лешего, старика, царя, царевну-лягушку, Василису премудрую, кощея. Используя старинные экспонаты музея, создают свои образы. У детей есть возможность оценивать добрые поступки героев и видеть плохое, в этом помогают воспитатели, которые работают в этом направлении.

Наиболее сложный этап в познании ТРИЗа происходит в созданном кабинете экологии, где на все «тысячу» вопросов почему? зачем?, а что было бы?, и другие, воспитатели умело дают ответы. Именно здесь, в этом уютном, зеленом уголке детского сада, путем исследований, опытнической работы воспитанники совершают свои открытия: в природе нет ничего лишнего и бесполезного, дары природы нужно правильно использовать. Проведение опытов знакомит детей со свойствами воды, огня, наблюдения за живыми обитателями (кроликом, ежом, черепахой, канарейками, попугаем), учат детей доброте.

Используя систему ТРИЗ и РТВ в работе с детьми, мы видим результаты: расширяется кругозор детей, развивается память, речь, логическое мышление и творческое воображение, что способствует умению детей делать выводы, идет активная, целенаправленная подготовка детей к школе.

Литература:

  1. Альтшуллер, Г. С. Программа «ТРИЗ» [Текст]/ Г. С. Альтшулер. — М.: Информ издат. центр «ТРИЗ-инфо», 1997. — 208 с.
  2. Сидорчук, Т. А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ)/ Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх. — М.: Изд-во: Аркти, 2010. — 76 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, воспитатель, работа, русская народная культура, система, творческое воображение.

Ключевые слова

ТРИЗ, РВТ, совместная деятельность взрослого и ребенка

Похожие статьи

Использование народных художественных промыслов России...

Организуя работу по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства, целесообразно выделить

Занятие предварялось рассказом o символическом значении этих животных в русской народной культуре.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

ребенок, сказка, русский народ, родитель, традиция, игра, педагогический процесс, народная культура, народная игра, детский сад.

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного...

Грибовская, А.А. Народное искусство и детское творчество [Текст] / А.А. Грибовская.

изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования, Детский сад, изобразительное искусство...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами...

Кусукина Людмила Алексеевна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара. Современный этап развития системы дошкольного образования подтверждает интерес на

Волшебные сказки передают тонкости переживаний героев, волнуют воображение детей.

Развитие творческих способностей посредством приобщения...

Воображение выступает как психологическая система, действие которой проявляется в усложнении форм

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность».

Как воспитать в ребенке творческую личность? | Молодой ученый

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа, образовательный процесс, творческая работа, художественно-творческая

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

ребенок, народная культура, русская народная культура, образовательная область, воспитатель, яркое небо, образовательная деятельность, детский сад, декоративно-прикладное искусство, приобщение детей.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

ребенок, народная культура, русская народная культура, образовательная область, воспитатель, яркое небо, образовательная деятельность, детский сад, декоративно-прикладное искусство, приобщение детей.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место.

Похожие статьи

Использование народных художественных промыслов России...

Организуя работу по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства, целесообразно выделить

Занятие предварялось рассказом o символическом значении этих животных в русской народной культуре.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

ребенок, сказка, русский народ, родитель, традиция, игра, педагогический процесс, народная культура, народная игра, детский сад.

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного...

Грибовская, А.А. Народное искусство и детское творчество [Текст] / А.А. Грибовская.

изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования, Детский сад, изобразительное искусство...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами...

Кусукина Людмила Алексеевна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара. Современный этап развития системы дошкольного образования подтверждает интерес на

Волшебные сказки передают тонкости переживаний героев, волнуют воображение детей.

Развитие творческих способностей посредством приобщения...

Воображение выступает как психологическая система, действие которой проявляется в усложнении форм

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность».

Как воспитать в ребенке творческую личность? | Молодой ученый

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа, образовательный процесс, творческая работа, художественно-творческая

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

ребенок, народная культура, русская народная культура, образовательная область, воспитатель, яркое небо, образовательная деятельность, детский сад, декоративно-прикладное искусство, приобщение детей.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

ребенок, народная культура, русская народная культура, образовательная область, воспитатель, яркое небо, образовательная деятельность, детский сад, декоративно-прикладное искусство, приобщение детей.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место.