Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с ЗПР (подготовительная группа) | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Барсукова О. В. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с ЗПР (подготовительная группа) [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 134-136. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13617/ (дата обращения: 26.09.2018).



  1. Пояснительная записка

Основная цель — планирование, организация и проведение работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, которые испытывают трудности при освоении программного материала; профилактика вторичных проявлений, вызванных основным нарушением; помощь семье в создании благоприятных условий для развития ребенка.

Основные направления деятельности:

  1. психолого-педагогическая диагностика (дефектологическое обследование);
  2. Коррекционно-развивающая деятельность;
  3. Мониторинг уровня развития ребенка, педагогическое наблюдение.
  4. Консультирование субъектов образовательного процесса.

Задачи программы:

а). Образовательные: формировать способы ориентировки в новых видах деятельности; формировать продуктивные виды деятельности; формировать коммуникативные компетенции; систематизировать и расширять имеющиеся представления об окружающей действительности.

б). коррекционно-развивающие: развивать сенсомоторную сферу ребенка; развивать познавательную активность ребенка; развитие психических функций ребенка в процессе совместной и самостоятельной деятельности; развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.

в). воспитательные: воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Объем рабочей программы: программа рассчитана на один год обучения.

Продолжительность 1 занятия: 30 мин (2 раза в неделю); 7–8 занятий в месяц.

Форма реализации: индивидуальная и (или) подгрупповая.

  1. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
  1. Диагностика. Психолого-педагогическое (дефектологическое) обследование.
  2. Индивидуальные (или подгрупповые) занятия.

Формирование умения действовать по 2–3 ступенчатой инструкции; формирование умения действовать по алгоритму, плану; развитие познавательной активности; развитие мыслительных операций (классификации и обобщения, анализа и синтеза, сравнения, делать простые выводы, элементарные умозаключения); развитие ориентировки в пространстве и времени; формирование элементарный математических представлений; развитие мелкой моторики и графических навыков; систематизация и расширение имеющихся представлений об окружающем; развитие эмоционально-волевой сферы; закрепление пройденного материала; индивидуальная психолого-педагогическая поддержка во время образовательной деятельности; коррекционно-педагогическая деятельность во время режимных моментов.

  1. Мониторинг. Педагогическое наблюдение.Итоговая диагностика. Психолого-педагогическое (дефектологическое) обследование.
  2. Консультирование субъектов образовательного процесса.
  1. Календарно-тематический учебный план программы

Месяц

Занятие №

Наименование разделов/тем занятий

Кол-во занятий

Форма контроля

Декабрь

1

Первичная диагностика познавательного развития детей

1

Анализ протоколов

Декабрь

2, 3

Уточнение представлений ребенка о себе, своей семье, цветовые предпочтения

2

наблюдение

Декабрь

4, 5

Уточнение представлений ребенка о временах года, частях суток

2

наблюдение

Декабрь

6

Уточнение представлений ребенка о животных, птицах

1

наблюдение

Декабрь

7, 8

Уточнение представлений ребенка о растениях, фруктах, овощах

2

наблюдение

Январь

9, 10

Уточнение представлений ребенка о предметном мире, погоде

2

Январь

11

Дифференциация по форме

2

наблюдение

Январь

12, 13

Сравнение по форме (сериации, классификация, анализ, синтез)

2

наблюдение

Январь

14

Развитие воображения «В мире форм»

1

наблюдение

Февраль

15, 16

Совмещение признаков «цвет» и «форма»

2

наблюдение

Февраль

17, 18

Классификация предметов признакам

2

наблюдение

Февраль

19, 20

Сравнение по размеру

2

наблюдение

Февраль

21

Сравнение по размеру в игровой и творческой деятельности

1

наблюдение

Март

22, 23

Развитие мышления, уточнение представлений о последовательности

2

наблюдение

Март

24, 25

Развитие пространственно-временных представлений в связной речи

2

наблюдение

Март

26, 27

Развитие временных представлений

2

наблюдение

Март

28, 29

Развитие мышления, понимание знаковых символов

2

наблюдение

Апрель

30, 31

Развитие связной речи, расширение предикативного словаря

2

наблюдение

Апрель

32, 33

Развитие познавательной деятельности и безопасность жизнедеятельности

2

наблюдение

Апрель

34, 35

Систематизация и обобщение представлений о временах года

2

наблюдение

Апрель

36, 37

Развитие речи, словообразование, родственные слова

2

наблюдение

Май

38, 39

Развитие речи, рассказ-описание предмета

2

наблюдение

Май

40, 41

Развитие пространственных представлений в речи. Понимание предлогов

2

наблюдение

Май

42, 43

Уточнение представлений ребенка о себе, своей семье и домашнем адресе

2

наблюдение

Май

44

Развитие мышления. Противоположности

1

наблюдение

Май

45

Первичная диагностика познавательного развития детей

1

Анализ протоколов

Июнь

46, 47

Развитие мышления. Аналогии

2

наблюдение

Июнь

48, 49

Развитие временных представлений, систематизация личного опыта

2

наблюдение

Июнь

50, 51

Систематизация личного опыта

2

наблюдение

Июнь

52

Итоговая диагностика

1

наблюдение

Июнь

53, 54

Обобщение пройденного в творческом проекте «Здравствуй, лето»

2

наблюдение

  1. Ожидаемые результаты

‒ развитие познавательного интереса;

‒ формирование представлений о свойствах предметов;

‒ развитие речи;

‒ формирование элементарный математических представлений;

‒ развитие графо-моторных навыков;

‒ Психолого-педагогическая подготовка к школьному обучению.

  1. Требования кусловиям реализации программы

Условия для реализации программы: кабинет с зонированием пространства; электронная почта для рассылки рекомендаций и коррекционно-развивающих материалов родителям.

Материалы: муляжи фруктов и овощей, дидактические пособия «Тени», «Незавершенные изображения», «Ассоциации», «Аналогии», «Логика», «Сказки», счетный материал;разрезные картинки. Бланки графических упражнений. Предметные картинки. Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей. Сюжетные картинки (иллюстрации к сказкам). Детские книги. Канцелярские принадлежности (альбомы, цветные карандаши).

Основные термины (генерируются автоматически): наблюдение, уточнение представлений ребенка, развитие мышления, развитие речи, развитие, первичная диагностика, педагогическое наблюдение, образовательный процесс, личной опыт, итоговая диагностика.

Похожие статьи

Наблюдение как метод оценки качества образовательного...

К достоинствам метода наблюдения относятся: – наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике

Наблюдая за ребенком, педагоги должны иметь четкие представления о нормальных показателях развития детей.

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей... Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы

В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.

В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми.

Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием...

наблюдение, ребенок, совместная деятельность, дошкольное образование, педагог, развитие ребенка, карт наблюдения, детский сад, группа детей, вид поведения.

История становления педагогической диагностики в России

педагогическая диагностика, педагогическое диагностирование, ребенок, развитие, процесс, педагогический процесс, педагогическая деятельность, объективное наблюдение, личность ребенка, изучение ребенка.

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Соответственно, развитие интеллекта ребенка — многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут все вышеперечисленные процессы — восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их цвете, форме

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил.

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

Например, в ходе развития пространственных представлений воспитатель предлагает

Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей.

Поскольку интерпретация требует перестройки своего прошлого опыта и организации имеющихся знаний, то психическое развитие будет рассматриваться как процесс овладения операциями.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Наблюдение как метод оценки качества образовательного...

К достоинствам метода наблюдения относятся: – наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике

Наблюдая за ребенком, педагоги должны иметь четкие представления о нормальных показателях развития детей.

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей... Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы

В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.

В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми.

Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием...

наблюдение, ребенок, совместная деятельность, дошкольное образование, педагог, развитие ребенка, карт наблюдения, детский сад, группа детей, вид поведения.

История становления педагогической диагностики в России

педагогическая диагностика, педагогическое диагностирование, ребенок, развитие, процесс, педагогический процесс, педагогическая деятельность, объективное наблюдение, личность ребенка, изучение ребенка.

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Соответственно, развитие интеллекта ребенка — многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут все вышеперечисленные процессы — восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их цвете, форме

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил.

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

Например, в ходе развития пространственных представлений воспитатель предлагает

Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей.

Поскольку интерпретация требует перестройки своего прошлого опыта и организации имеющихся знаний, то психическое развитие будет рассматриваться как процесс овладения операциями.

Задать вопрос