Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с ЗПР (подготовительная группа) | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Барсукова О. В. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с ЗПР (подготовительная группа) [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 134-136. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13617/ (дата обращения: 24.06.2018).



  1. Пояснительная записка

Основная цель — планирование, организация и проведение работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, которые испытывают трудности при освоении программного материала; профилактика вторичных проявлений, вызванных основным нарушением; помощь семье в создании благоприятных условий для развития ребенка.

Основные направления деятельности:

  1. психолого-педагогическая диагностика (дефектологическое обследование);
  2. Коррекционно-развивающая деятельность;
  3. Мониторинг уровня развития ребенка, педагогическое наблюдение.
  4. Консультирование субъектов образовательного процесса.

Задачи программы:

а). Образовательные: формировать способы ориентировки в новых видах деятельности; формировать продуктивные виды деятельности; формировать коммуникативные компетенции; систематизировать и расширять имеющиеся представления об окружающей действительности.

б). коррекционно-развивающие: развивать сенсомоторную сферу ребенка; развивать познавательную активность ребенка; развитие психических функций ребенка в процессе совместной и самостоятельной деятельности; развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.

в). воспитательные: воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Объем рабочей программы: программа рассчитана на один год обучения.

Продолжительность 1 занятия: 30 мин (2 раза в неделю); 7–8 занятий в месяц.

Форма реализации: индивидуальная и (или) подгрупповая.

  1. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
  1. Диагностика. Психолого-педагогическое (дефектологическое) обследование.
  2. Индивидуальные (или подгрупповые) занятия.

Формирование умения действовать по 2–3 ступенчатой инструкции; формирование умения действовать по алгоритму, плану; развитие познавательной активности; развитие мыслительных операций (классификации и обобщения, анализа и синтеза, сравнения, делать простые выводы, элементарные умозаключения); развитие ориентировки в пространстве и времени; формирование элементарный математических представлений; развитие мелкой моторики и графических навыков; систематизация и расширение имеющихся представлений об окружающем; развитие эмоционально-волевой сферы; закрепление пройденного материала; индивидуальная психолого-педагогическая поддержка во время образовательной деятельности; коррекционно-педагогическая деятельность во время режимных моментов.

  1. Мониторинг. Педагогическое наблюдение.Итоговая диагностика. Психолого-педагогическое (дефектологическое) обследование.
  2. Консультирование субъектов образовательного процесса.
  1. Календарно-тематический учебный план программы

Месяц

Занятие №

Наименование разделов/тем занятий

Кол-во занятий

Форма контроля

Декабрь

1

Первичная диагностика познавательного развития детей

1

Анализ протоколов

Декабрь

2, 3

Уточнение представлений ребенка о себе, своей семье, цветовые предпочтения

2

наблюдение

Декабрь

4, 5

Уточнение представлений ребенка о временах года, частях суток

2

наблюдение

Декабрь

6

Уточнение представлений ребенка о животных, птицах

1

наблюдение

Декабрь

7, 8

Уточнение представлений ребенка о растениях, фруктах, овощах

2

наблюдение

Январь

9, 10

Уточнение представлений ребенка о предметном мире, погоде

2

Январь

11

Дифференциация по форме

2

наблюдение

Январь

12, 13

Сравнение по форме (сериации, классификация, анализ, синтез)

2

наблюдение

Январь

14

Развитие воображения «В мире форм»

1

наблюдение

Февраль

15, 16

Совмещение признаков «цвет» и «форма»

2

наблюдение

Февраль

17, 18

Классификация предметов признакам

2

наблюдение

Февраль

19, 20

Сравнение по размеру

2

наблюдение

Февраль

21

Сравнение по размеру в игровой и творческой деятельности

1

наблюдение

Март

22, 23

Развитие мышления, уточнение представлений о последовательности

2

наблюдение

Март

24, 25

Развитие пространственно-временных представлений в связной речи

2

наблюдение

Март

26, 27

Развитие временных представлений

2

наблюдение

Март

28, 29

Развитие мышления, понимание знаковых символов

2

наблюдение

Апрель

30, 31

Развитие связной речи, расширение предикативного словаря

2

наблюдение

Апрель

32, 33

Развитие познавательной деятельности и безопасность жизнедеятельности

2

наблюдение

Апрель

34, 35

Систематизация и обобщение представлений о временах года

2

наблюдение

Апрель

36, 37

Развитие речи, словообразование, родственные слова

2

наблюдение

Май

38, 39

Развитие речи, рассказ-описание предмета

2

наблюдение

Май

40, 41

Развитие пространственных представлений в речи. Понимание предлогов

2

наблюдение

Май

42, 43

Уточнение представлений ребенка о себе, своей семье и домашнем адресе

2

наблюдение

Май

44

Развитие мышления. Противоположности

1

наблюдение

Май

45

Первичная диагностика познавательного развития детей

1

Анализ протоколов

Июнь

46, 47

Развитие мышления. Аналогии

2

наблюдение

Июнь

48, 49

Развитие временных представлений, систематизация личного опыта

2

наблюдение

Июнь

50, 51

Систематизация личного опыта

2

наблюдение

Июнь

52

Итоговая диагностика

1

наблюдение

Июнь

53, 54

Обобщение пройденного в творческом проекте «Здравствуй, лето»

2

наблюдение

  1. Ожидаемые результаты

‒ развитие познавательного интереса;

‒ формирование представлений о свойствах предметов;

‒ развитие речи;

‒ формирование элементарный математических представлений;

‒ развитие графо-моторных навыков;

‒ Психолого-педагогическая подготовка к школьному обучению.

  1. Требования кусловиям реализации программы

Условия для реализации программы: кабинет с зонированием пространства; электронная почта для рассылки рекомендаций и коррекционно-развивающих материалов родителям.

Материалы: муляжи фруктов и овощей, дидактические пособия «Тени», «Незавершенные изображения», «Ассоциации», «Аналогии», «Логика», «Сказки», счетный материал;разрезные картинки. Бланки графических упражнений. Предметные картинки. Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей. Сюжетные картинки (иллюстрации к сказкам). Детские книги. Канцелярские принадлежности (альбомы, цветные карандаши).

Основные термины (генерируются автоматически): наблюдение, уточнение представлений ребенка, развитие мышления, развитие речи, развитие, первичная диагностика, педагогическое наблюдение, образовательный процесс, личной опыт, итоговая диагностика.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос