Математика как перспективная методическая основа обучения научной иноязычной коммуникации в технических университетах | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 29.01.2018

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Жеребкина О. С. Математика как перспективная методическая основа обучения научной иноязычной коммуникации в технических университетах [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 114-117. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13681/ (дата обращения: 21.11.2018).



Обучение иностранному языку в техническом университете должно строиться на междисциплинарной основе, быть научно и профессионально ориентированным. Математика выбрана содержательным аспектом обучения, Mathcad — техническим средством.

Ключевые слова: иностранный язык, обучение, технический университет, междисциплинарный подход, математика, Mathcad.

Обучение научной коммуникации является важной задачей при изучении иностранного языка в технической магистратуре, и оно должно проводиться на междисциплинарной интегративной основе [1, с. 3], [2, с. 74]. Иностранный язык является оптимальным средством междисциплинарной интеграции с предметами не только гуманитарного, но и естественнонаучного цикла. К недостаточно изученным вопросам относится методика интеграции технических и естественнонаучных дисциплин с иностранным языком в неязыковом университете [3, с. 1244].

Одной из фундаментальных дисциплин подготовки магистрантов в техническом университете является математика, большой арсенал ресурсов которой, на наш взгляд, можно и нужно использовать для активизации научной коммуникации магистрантов всех технических направлений. Поскольку деятельность будущих специалистов напрямую связана с использованием математических формул и операций, построением схем и графиков, представляется логичным использование математики в качестве содержательного компонента в процессе обучения. Кроме того, опыт работы с учащимися технической магистратуры позволяет утверждать, что интеграция иностранного языка и математики (как основы технических наук) существенно повышает мотивацию магистрантов к обучению.

Обучение языку математических операций предлагаем проводить на основе программы Mathcad, используя ее как общепринятый электронный математический учебник, средство вычислений, редактор научного текста, не требующее специальной подготовки и имеющее доступную версию. С помощью данной программы мы изучаем важную для любого технического направления тематику (компьютерную математику), но при этом решаем свои задачи, связанные с обучением иноязычной научной коммуникации.

Сопровождение учебного процесса Mathcad происходит следующим образом.

Студенты постепенно от урока к уроку изучают произношение различных математических операций. Преподаватель помогает учащимся изучить лексику по теме (Таблица 1) и правила-образцы произношения различных математических операций (Таблица 2), затем студенты выполняют упражнения на произношение данной операции (Таблица 3). На это на занятии затрачивается до 10 минут в зависимости от сложности темы и уровня языковой подготовки учащихся.

Таблица 1

Пример лексики по теме «Evolution»

root

[ru:t]

корень

extract the root of (out of)

[ɪk'strækt]

извлекать корень (из)

index (pl. indices)

['ɪndeks], pl. ['ɪndɪsi:z]

показатель

radical sign

['rædɪk(ə)l'saɪn]

знак корня

Таблица 2

Пример правила-образца произношения математической операции «Evolution» разными способами

Example

The square root of nine is two

The square root out of nine equals two

The cube root of twenty seven is three

The fourth root of sixteen is two

The square root of x

The cube root of x

The sixth root out of x square

The fifth root out of x to the power eight

Таблица 3

Пример упражнения по теме «Evolution»

Pronounce the following problems, using example given above.

1) =16; =27; =7;=2.828; =3.624; ; ;.

2) Which of the following numbers is greater (less)?

a) 3; 5; 2

b) ; ;

c) ; ;

3) Which of the solutions is incorrect?

a) =0.5

b)

c)

d)

e)

4) Think of your own evolution problems, read them aloud for your group mates to write down, check their answers.

На следующем занятии мы используем Mathcad для того, чтобы избежать повторения заданий и иметь возможность быстро повторить и закрепить пройденный на предыдущих занятиях материал. Преподаватель произносит математические операции, пройденные ранее, а студенты записывают их в Mathcad на слух. Решение задачи появляется на экранах студентов мгновенно. Преподавателю не нужно подходить к каждому учащемуся, он может спросить ответ, и, если задание понято студентами верно, то и ответ будет корректен. Потом студенты придумывают свои операции и произносят их, в то время как их коллеги записывают операции на слух. При этом затраты по времени также уменьшаются, поскольку контроль понимания осуществляется при проверке правильности решения задачи. На эти задания отводится до 10 минут аудиторной работы. Таким образом, Mathcad расширяет возможности быстро повторить и закрепить пройденный на предыдущих занятиях материал и изучить новый.

Работа со схемами и диаграммами, 2D и 3D графиками является обязательной для технического специалиста. Студенты владеют этими средствами, что не требует их обучения этому. Эти средства дают предметную основу для изучения технической лексики и грамматики. Например, следует задание построить 2D график в декартовой системе координат и перестроить его в полярную систему.

Матричные вычисления составляют основу научных расчетов. Студенты получают задание на действия с матрицей, например, транспонировать матрицу А и ответить «Чему равен второй элемент третьей стоки матрицы А». Общение, естественно, происходит на иностранном языке (Таблица 4).

Таблица 4

Пример упражнений по теме «VectorsandMatrices»

A) Answer the following questions:

1) How many components do these vectors have and are they row or column vectors?

a)

b)

c)

2) How do you write the dimensions of these matrices:

a) ; write down and name the (2, 3) entry of this matrix.

b) ; write down and name the (3, 4) entry and the (1, 3) entry of this matrix.

c) ; write down and name the (2, 1) entry of this matrix.

B) Use Mathcad to solve the following problems, pronounce them:

1.If, calculate:

a) rows(V)

b) cols(V)

c) min(V)

d) max(V)

e) |V|

f) 3*V

g)VT

h) sort(V)

2.If, P=(1 2 3)T calculate:

a)P+V

b)P–V

c)|P–Q|

d)P*Q

e)P/Q

3.If, calculate:

a. rows(A)

b. cols(A)

c. min(A)

d. max(A)

e. AT

f. A-1

g.A*A

h.A*V

4.Think of your own matrix problems, show the matrix operations to solve these problems, read them aloud for your groupmates to write down, check their answers.

Таким образом, использование математики является перспективной методической основой для обучения иноязычной научной коммуникации в технической магистратуре.

Литература:

  1. «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов. Примерная программа [Электронный ресурс]. — М., 2009. — Режим доступа: http://www.vgsa.ru/facult/eco/kaf_cgd/doc/language_pr1.pdf (дата обращения: 24.01.2018).
  2. Лихачева Н. В. Интеграция языковых и внеязыковых компонентов в содержании обучения иностранному языку в неязыковом вузе / Н. В. Лихачева // Веснiк БДУ. — Сер.4. — 2012. — № 4. — С.74–77
  3. Степанова М. М. Иностранный язык как средство междисциплинарной интеграции: от школы до магистратуры // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1244–1246. — URL https://moluch.ru/archive/63/9915/ (дата обращения: 24.01.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, техническая магистратура, таблица, технический университет, операция, обучение, студент, использование математики, иноязычная научная коммуникация, правила-образец произношения.

Похожие статьи

Обучение иностранному языку в техническом вузе...

иностранный язык, обучение, студент, будущий специалист, техническая поддержка, процесс обучения, практическое владение, качество инструмента деятельности, группа, учебный процесс.

Особенности работы с газетными материалами в процессе...

Поэтапное обучение иностранному языку в технических вузах.

русский язык, речевая деятельность, говорение, неродной язык, технический вуз, студент, устная речь, практическое занятие, индуктивный метод, вид.

Проблемы обучения языку специальности студентов...

иностранный язык, язык специальности, профессиональный иностранный язык, специальность, иностранный язык студентов, процесс обучения, студент, иноязычная лексика, лексический материал, родной язык.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку.

Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей. Оплата и скидки.

Поэтапное обучение иностранному языку в технических вузах

В данной статье рассматриваются методы обучения иностранному языку в технических вузах.

Задачей обучения иностранному языку в неязыковых вузах является формирование у обучающихся профессиональной иноязычной компетенции.

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

В языковом Центре Мюнхенского технического университета студенты получают специализированное иноязычное образование на английском, арабском, китайском, испанском, итальянском, русском, французском, польском, португальском, чешском, японском языках.

Использование модульной технологии в обучении...

Использование модульной технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза.

иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент языковых вузов, студент, профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция...

Коммуникативность — один из важных путей повышения...

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая деятельность, компетенция, студент, подход.

Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей. Оплата и скидки.

Изучение иностранных языков в неязыковом вузе

Работа над произношением и техникой чтения является наиболее трудной для студентов, поэтому многие исследователи рекомендуют каждое

Формирование у студентов навыков устной речи является самым трудоемким видом работы при обучении иностранным языкам.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Обучение иностранному языку в техническом вузе...

иностранный язык, обучение, студент, будущий специалист, техническая поддержка, процесс обучения, практическое владение, качество инструмента деятельности, группа, учебный процесс.

Особенности работы с газетными материалами в процессе...

Поэтапное обучение иностранному языку в технических вузах.

русский язык, речевая деятельность, говорение, неродной язык, технический вуз, студент, устная речь, практическое занятие, индуктивный метод, вид.

Проблемы обучения языку специальности студентов...

иностранный язык, язык специальности, профессиональный иностранный язык, специальность, иностранный язык студентов, процесс обучения, студент, иноязычная лексика, лексический материал, родной язык.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку.

Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей. Оплата и скидки.

Поэтапное обучение иностранному языку в технических вузах

В данной статье рассматриваются методы обучения иностранному языку в технических вузах.

Задачей обучения иностранному языку в неязыковых вузах является формирование у обучающихся профессиональной иноязычной компетенции.

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

В языковом Центре Мюнхенского технического университета студенты получают специализированное иноязычное образование на английском, арабском, китайском, испанском, итальянском, русском, французском, польском, португальском, чешском, японском языках.

Использование модульной технологии в обучении...

Использование модульной технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза.

иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент языковых вузов, студент, профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция...

Коммуникативность — один из важных путей повышения...

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая деятельность, компетенция, студент, подход.

Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей. Оплата и скидки.

Изучение иностранных языков в неязыковом вузе

Работа над произношением и техникой чтения является наиболее трудной для студентов, поэтому многие исследователи рекомендуют каждое

Формирование у студентов навыков устной речи является самым трудоемким видом работы при обучении иностранным языкам.

Задать вопрос