Интегрированные программы как средство достижения образовательных результатов учеников | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 27.01.2018

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Рязанцева Ю. А. Интегрированные программы как средство достижения образовательных результатов учеников [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 49-52. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13660/ (дата обращения: 25.06.2018).



В настоящее время система образования, является основой экономического роста и социального развития общества, а также «фактором благополучия граждан и безопасности страны» [12]. Поэтому система образования требует постоянного обновления технологий, частого освоения инноваций, адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.

На период до 2020 года приоритетными образовательными результатами должны стать: способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития технологических компетенций, формирование позитивных социальных установок. При этом необходимо будет обеспечить базовую успешность каждого школьника, не допуская выхода из школ молодых людей без основ грамотности в области естественных и гуманитарных наук, без базовых социальных компетентностей.

В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» указано, что результат образования — это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

Эти особенности обусловливают новые требования к ученику, который должен иметь целостный социально-ориентированный взгляд на мир «в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий» [12]. И это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов. Одним их источников, способствующих развитию целостно — социально-ориентированного взгляда на мир, являются интегрированные учебные программы, как средство достижения образовательных результатов учеников.

Предметная структура учебного плана общеобразовательной школы обеспечивает овладение учащимися основами научных и систематизированных (в рамках учебного предмета) знаний. Однако предметное обучение страдает дидактической ограниченностью, суть которой состоит в том, что каждый предмет рассматривает факты и явления реальной действительности со своих позиций. Такое одностороннее аналитическое рассмотрение развивает привычку рассматривать вещи и процессы природы в их изоляции, без всеобщей связи. В связи с этим, как указывает Ю. К. Бабанский, у школьников в процессе обучения возникают серьезные трудности при формировании всесторонних представлений о природе, мире и мышлении. «А такие понятия и представления реального мира могут быть построены на основе единства аналитического и синтетического рассмотрения действительности» [3].

Анализ образовательной практики позволяет выделить основные категории, обозначающие современное понимание образовательных результатов:

1) грамотность — (в узком смысле) умения читать и писать; в широком смысле — устойчивое свойство личности, связанное с освоением базовых знаний и умений, которые позволяют осваивать элементы культуры на начальном уровне;

2) образованность — индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;

3) компетентность как образовательный результат есть сложное свойство личности, обуславливающее ее способность решать проблемы и типичные задачи реальных жизненных ситуаций с использованием всего накопленного опыта [10].

Результатом уроков в школе является не только усвоение учащимися знаний, умений и навыков, отражающих социальный опыт, но и формирование собственного опыта деятельности, собственного опыта отношений с учителями, товарищами по классу, другими участниками образовательного процесса. Собственный опыт учащихся представляет собой совокупность «поучительных выводов для будущего»— выводов о том, как следует себя вести, поступать, действовать в тех или иных ситуациях. Эти выводы являются «уроками школы», которые складываются под влиянием не только знаний по различным учебным предметам, но и всех других сторон школьной жизни [11].

В процессе решения задачи, связанной с изучением возрастных особенностей современных школьников, нами были рассмотрены, наряду с традиционными характеристиками возраста, новообразования, присущие подросткам. Анализ работ, посвященных изучению особенностей подросткового возраста (Многосторонний анализ подросткового возраста можно встретить в работах Л. С. Выготского, Д. Б.Эльконина, Л. И. Божович, А. Г. Ковалева.) А Фельдштейн, Абульханова-Славская позволил выделить характеристики, присущие современным подросткам. Это стремление к самоактуализации, повышение уровня социальной активности подростков, более свободное и независимое поведение, чем у школьников прошедших десятилетий, обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам, падение доверия к авторитетам и традиционным источникам знаний, стремление к реальной самостоятельности. При этом наиболее часто занятие учебной деятельностью мотивируется у подростков прагматической ориентацией — они не хотят изучать то, что кажется им бесполезным. Важным же современным подросткам представляется возможность достигать личностные цели посредством изучения различных предметов.

Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным» предметам. При этом для них в равной степени имеет значение как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями: «Интересными бывают уроки тогда, когда учитель рассказывает не только то, что есть в учебнике. А если учитель рассказывает, как в учебнике, или же заставляет в классе читать новый материал по учебнику, то уроки становятся скучными и не нравятся» [5].

В исследовании Е. Б. Евладовой доказано, что интегрированная программа — это продукт совместной деятельности педагогов, объединяющий отдельные образовательные области в единое целое. В термин «интеграция» в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.

Интеграция должна рассматриваться не только с точки зрения взаимосвязей по предметам, но и как интегрирование технологий, методов и форм обучения. Педагогическая деятельность — это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приемов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Потребность в возникновении интегрированных программ объясняется целым рядом их возможностей:

Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

Во-вторых, интегрированные программы развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В-третьих, форма проведения уроков по интегрированной программе нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.

Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интегрированных программ в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе.

В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности.

В-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1986.-299 с.
  2. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Школьное образование в современных социокультурных условиях: Монография / Под ред. проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: ПетроПресс, 2005.- 181 с.
  3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.Педагогика,1989.-560с
  4. Бермус А. Г. Модернизация образования: философия, политика, культура / Монография. — Москва: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2008.
  5. Бондаревская Е. В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. — Москва 2010, № 3.
  6. Бондаревская Е. В., Бермус А. Г., Хоронько Л. Я. и др. Методологическая сфера образования / Монография. — Ростов н/Д: Булат, 2007
  7. 7.Браже, Т. Г. Интеграция предметов в современной школе / Т. Г. Браже // Литература в школе. — 2004. — № 5. — С. 150–154.
  8. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
  9. Дик, Ю. И. Интеграция учебных предметов / Ю. И. Дик //Современная педагогика. — 2008. — № 9. — С. 42–47
  10. Компетентностный подход в образовании: Коллективная монография /Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. — СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2004. — 392 с.
  11. Лебедев О. Е. Вопросы образования. 2009. № 1. С. 40–59.
  12. Национальная образовательная инициатива Наша Новая Школа]
  13. Федеральные государственные образовательные стандарты на официальном сайте Министерства образования и науки РФ
  14. Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». — 2012. -№ 1.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, интегрированная программа, подростковый возраст, подросток, предмет, система образования, современное общество, урок, учебная деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос