Особенности формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся в «Гимназии № 6» (г. Лангепас) в условиях реализации ФГОС ООО | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 18.01.2018

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Шквыря Е. Л. Особенности формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся в «Гимназии № 6» (г. Лангепас) в условиях реализации ФГОС ООО [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 56-58. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13634/ (дата обращения: 24.06.2018).



Ключевые слова: особенности организации образовательного процесса, формирование и развитие, универсальные учебные действия у обучающихся.

Сегодня всё более востребованными становятся результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Поэтому в современной школе назрела необходимость введения нового образовательного стандарта. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) определил требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметным. [1, с.4–5]. «Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться». [2, с.3].

Итак, по мнению психологов и методистов, для того, чтобы формировать и развивать весь спектр универсальных учебных действий, научить учащихся самостоятельно и творчески овладевать знаниями, нужно включить их в специально организованную деятельность. Как этого добиться? Каков методический путь достижения цели: «Формирование и развитие (с учетом преемственности начального образования) универсальных учебных действий у учащихся основной школы» в отдельном образовательном учреждении? Опираясь на нормативные документы: ФГОС ООО, примерные образовательные программы школы, примерные программы по отдельным предметам, внеурочной деятельности, формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся основной школы, традиции и сложившийся опыт, в нашей образовательной организации был создан свой пакет документов (локальные акты, образовательные программы и т. д.), на основе которого реализуется ФГОС ООО. Опираясь на схему управления (рис. 1), в нашей школе была создана модель управления процессом реализации ФГОС ООО. Особенностью этой модели является организация деятельности следующих временных творческих коллективов (ВТК), состоящих из учителей-предметников, классных руководителей, работающих на параллели:

— «Формирование метапредметных результатов учащихся основной школы» (подбор педагогами материалов для комплексных работ на межпредметной основе, их проведение, проверка и подробный анализ);

Рис. 1. Модель управления процессом формирования (развития) универсальных учебных действий у учащихся в условиях реализации ФГОС ООО в ЛГ МАОУ «Гимназия № 6»

– «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода» (проведение педагогами мастер-классов, открытых учебных занятий и занятий по внеурочной деятельности);

– «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся» (педагогическое сопровождение учащихся при защите проектов, выступлений на конференциях и т. д.);

– «Портфолио достижений школьника» (деятельность классных руководителей и учителей-предметников при заполнении обучающимися личного электронного портфолио).

В начале каждого учебного года (сентябрь, октябрь) в школе проводятся стартовые диагностические комплексные работы на межпредметной основе. После проверки и анализа, выделяются группы учащихся с различным уровнем сформированности ууд (низкий, базовый, высокий), намечаются пути коррекции, предлагаются рекомендации для учителей-предметников. Однако такие работы позволяют отслеживать у школьника не весь спектр универсальных учебных действий. Коммуникативные учебные действия, часть компонентов регулятивных и личностных учебных действий не попадают в поле зрения педагога. Чтобы устранить выявленные недостатки, педагоги пришли к выводу, что необходимо учащихся дополнительно включить в индивидуальную (январь) и групповую (март) проектную деятельность. Далее, в конце учебного года (май), проводится итоговая диагностическая работа на межпредметной основе. После проведения каждого мероприятия классным руководителем заполняется индивидуальная карта формирования УУД учащегося и составляется сводная таблица сформированности УУД по классу. За основу нами была заимствована форма диагностической карты, расположенная на сайте «Методичка ФГОС ООО» [3.]. Такая форма очень удобна для мониторинга, так как позволяет педагогу покомпонентно отследить процесс формирования каждого вида универсальных учебных действий, выявить их уровень. После проверки работы и выполнения сравнительного анализа, проводится итоговое совещание педагогов, на котором корректируется план работы образовательного учреждения на следующий учебный год по формированию универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ООО. Таким образом, нами была выстроена цепочка основных мероприятий на каждой параллели, представленная на рис. 2.

В нашей школе индивидуальная проектная деятельность организуется на каждой параллели ступени основного общего образования. Каждый педагог, работающий на параллели, создает условия для проектной деятельности в рамках своего предмета. Система воспитательной деятельности, охват учащихся внеурочной деятельностью, реализация системно-деятельностного подхода в образовательный процесс способствуют формированию и развитию всего спектра универсальных учебных действий.

Рис. 2. Цепочка основных мероприятий по созданию условий для формирования УУД у учащихся

Особенностью организации индивидуальной проектной деятельности учащихся в нашей школе являются традиционные мероприятия, проводимые в рамках сессий:

5 класс — подготовка сообщения по выбранной из предложенных тем и выступление (защита) перед классным коллективом и членами комиссии;

6 класс — подготовка сообщения по выбранной из предложенных тем и выступление с презентацией (защитой) перед классным коллективом и членами комиссии;

7 класс — подготовка сообщения по выбранной из предложенных тем предмета английского языка и выступление (защита) перед классным коллективом и членами комиссии;

8 класс — «Такой широкий мир профессий» (подготовка сообщения по самостоятельно выбранной теме и выступление перед классным коллективом и членами комиссии);

9 класс — «Представление проекта средствами информационно-коммуникационных технологий» (подготовка реферата по самостоятельно выбранной теме и выступление (защита) перед классным коллективом и членами комиссии).

Банк тем для сессии учащихся 5–6 классов готовится заранее учителями — предметниками.

Особенностью коллективной деятельности, направленной на формирование и развитие всего спектра ууд у учащихся, в 5–6 классах является ее организация в виде игровой формы, в 7–9 классах — в виде коллективных творческих дел или проектов. На всех подобных мероприятиях класс делится на группы по 4–5 человек, в которых распределяются роли или поручения между участниками. За ходом всего мероприятия ведет наблюдение педагог-тьютор. По окончании образовательного события учителями-предметниками и классными руководителями оформляются диагностические карты.

По мнению наших педагогов, заполнение учителем диагностических карт учащихся на протяжении учебного года дает возможность проведения мониторинга всех компонентов универсальных учебных действий, что способствует своевременно выявить проблемы, выполнить коррекцию для групп учащихся с низким и базовым уровнем, грамотно осуществить педагогическое сопровождение групп учащихся с высоким уровнем сформированности ууд в учебном процессе.

Полагаем, что, таким образом организованная деятельность участников образовательного процесса позволяет создать условия для успешного формирования (развития) универсальных учебных действий у учащихся основной школы.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос.Федерации. -М.: Просвещение, 2011.-48 с.(Стандарты второго поколения).-ISBN 978–5-09–023473–9.
  2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.: ил. —18ВК 978–5-09–020588–7.

3. Методичка ФГОС. Диагностическая карта формирования УУД. [Электронный ресурс]/ Metodichka.FGOS.ptz .

Основные термины (генерируются автоматически): член комиссии, действие, классный коллектив, подготовка сообщения, основная школа, образовательный процесс, межпредметная основа, основное общее образование, класс, учащийся, формирование, внеурочная деятельность.

Ключевые слова

особенности организации образовательного процесса, формирование и развитие, универсальные учебные действия у обучающихся

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос