Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Рюмина Т. А., Бойкова М. Ю., Плотникова Т. И., Аксенова Ю. В., Романовская Т. Г., Саможенова А. О. Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 36-39. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13602/ (дата обращения: 25.06.2018).



В статье рассматривается одна из актуальных задач современной педагогики — развитие двигательной активности и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, инновации, фитбол, фитбол-гимнастика.

В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. Исследования, проведенные медицинскими работниками по Кемеровской области, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2,5 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Значительно меньше детей, чем это было в прежние годы, развивается в соответствии со своим календарным возрастом: их число за последние 5 лет снизилось с 85 до 65 %. Соответственно, возросло число детей с замедленными темпами созревания. Медицинские работники констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

На современном этапе развития дошкольного образования все дошкольные организации стали работать с учетом ФГОС ДО (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155). Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт направлен на решение нескольких задач, среди которых красной нитью выделена задача:

охрана иукрепление физического ипсихического здоровья детей, втом числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка — это основа формирования личности.

В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в детском образовательном учреждении имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии воспитанников ДОУ. Поэтому не случайно одним из наиболее важных направлений физического развития детей дошкольного возраста, считается двигательная активность детей.

Наше образовательное учреждение начало свою работу в 1988 году. В 2018 году оно будет отмечать юбилей: ему исполнится 30 лет. На протяжении всех этих лет педагогическим коллективом велась физкультурно-оздоровительная работа с воспитанниками, что являлось приоритетным направлением работы нашего детского сада. Поэтому для нашего педагогического коллектива на протяжении всего времени остается актуальным поиск эффективных путей укрепления здоровья детей, и увеличения двигательной активности " как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека», стимуляции физического развития, закаливания организма, повышения его устойчивости к различным заболеваниям. Оздоровление, воспитание и развитие детей — кампания не одного дня, а комплексная, целенаправленная, систематически спланированная работа образовательного учреждения и семьи на длительный период времени.

Для реализации задач охраны и укрепления здоровья детей, снижения детской заболеваемости, в нашем образовательном учреждении рабочей группой педагогов была разработана оздоровительная программа для детей дошкольного возраста «Здоровый ребенок» и сборник методических рекомендаций по использованию современных здоровьесберегающих технологий в организации работы с детьми и совместной деятельности с родителями с максимальным использованием благоприятных климатических, природных и культурных особенностей Кузбасского региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы, отмеченные дипломом и золотой медалью за лучший экспонат международной специализированной выставки-ярмарки «Кузбасский образовательный форум» (Кемерово, 2017).

Благодаря внедрению данной программы в воспитательно-образовательный процесс нашего образовательного учреждения, на 30 % увеличилось количество педагогов, систематически и методически грамотно использующих здоровьесберегающие технологии в своей деятельности, что составляет 90 % от общего числа педагогов образовательного учреждения.

Реализуя задачи программы, педагогами проводятся здоровьесберегающие технологии обучения здоровому образу жизни, сохранения и стимулирования здоровья. Так же в нашем детском саду широко используются инновационные здоровьесберегающие технологии: игровой стретчинг, ритмопластика, и фитбол-гимнастика.

Фитбол-гимнастика в нашем детском саду применяется как основное средство оздоровительной, профилактической и коррекционно-развивающей работы, так и в качестве игрового и релаксационного элемента. В осуществлении непосредственной образовательной деятельности по физической культуре, фитбол, возможно, использовать на всем её протяжении, либо, как элемент деятельности (подвижная игра, релаксация и т. д.). Очень эффективен фитбол в спортивных состязаниях, в эстафетах, в играх соревновательного характера и так же в развлечениях, создавая тем самым атмосферу веселья, делая эти мероприятия эмоциональными и яркими.

Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях. Все занятия фитбол-гимнастики проводятся в игровой форме под музыкальное сопровождение, что не только способствует физическому развитию ребенка, но и не дает ему быстро уставать во время занятий. Упражнения во время занятий с фитболом укрепляют у детей мышцы спины и брюшного пресса, и как результат создают хороший мышечный корсет, что в свою очередь приводит к формированию у детей правильной осанки.

Для работы с детьми на фитболах педагоги используют материал, взятый из программы Сайкиной У. Г., Кузьминой С. В. «Фитбол-гимнастика для детей «Танцы на мячах» и «золотые правила» фитбол-гимнастики из книги Овчинниковой А. А., Потапчук Т. С. «Двигательный игротренинг для дошкольников». Во время занятий также поощряется детское творчество: сочинение и разыгрывание мини-сказок, придуманных детьми.

Работа с детьми на фитболах проходит в 3 этапа.

На первый этапе детям даются представления о форме и физических свойствах фитбола, их обучают правильной посадке на мяче, знакомят с правилами работы с большим мячом. Детей учат основным исходным положениям фитбол-гимнастики. На этом этапе детям очень нравится заниматься на фитболах под музыку Екатерины Железновой («Аэробика для малышей»). Все движения дети выполняют по тексту песен Екатерины Железновой, только с одним отличием, сидя на фитболе.

На 2 этапе педагоги ставят перед собой следующие задачи: тренировать у детей способность удерживать равновесие при выполнении упражнений; во время выполнения упражнений учат сохранять правильную осанку; вводят упражнения для расслабления мышц на фитболе. На этом этапе с детьми разучиваются небольшие музыкальные композиции, веселые разминки и упражнения, направленные на релаксацию.

Задачи 3 этапа, заключительного: педагогами создаются игровые ситуации, побуждающие детей к проявлению творчества, самостоятельности в игровых упражнениях и играх; с помощью взрослых дети сочиняют и разыгрывают мини-сказки на фитболе с использованием ранее разученных упражнений. На этом этапе дети проявляют творчество и развивают креативное мышление при изготовлении атрибутов к мини-сказкам.

На протяжении всех 3 этапов очень важно следить за техникой безопасности при выполнении упражнений детьми на фитболе. Для этого нужно помнить о том, что:

  1. Рекомендуемое количество детей для занятий с фитболом — 12 чел.
  2. Фитболы должны быть соответствующего размера. Фитбол подбирается каждому ребёнку индивидуально по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой.
  3. Дети должны знать технику безопасности при занятиях с фитболом.
  4. Дети должны знать правильную посадку на фитболе и уметь правильно ложиться на фитбол животом и спиной.

В нашем образовательном учреждении фитбол-гимнастика прижилась. Фитбол так же нашел применение в работе узких специалистов образовательного учреждения. Музыкальный руководитель использует фитболы в работе с детьми для развития музыкально — ритмических навыков. Учитель-логопед и педагог — психолог применяют такой мяч в работе с детьми с ОВЗ для снятия психомоторных зажимов и напряжения, пластики мелкой и общей моторики, в качестве массажного и стимулирующего средства.

Из опыта многолетней работы образовательного учреждения по использованию фитболов можно сделать вывод, что дети, занимающиеся фитбол-гимнастикой, меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам. Дошкольники получают приятные эмоции от общения с фитболом, от победы над своей неуклюжестью, от понимания того, что они делают очень важное для своего здоровья. И в этом понимании им помогают воспитатели групп во главе с инструктором по физической культуре. Взрослые всячески поощряют детей за их усилия во время занятий. Поощрение выражается в виде похвалы, эмоциональной поддержки, что в свою очередь стимулирует детей для дальнейших побед. Нельзя вести занятие на фоне отрицательных эмоций. Благодаря положительным эмоциям, сопровождающим занятия на фитболе, значительно лучше развивается нервная система ребенка.

Анализ заболеваемости воспитанников, проводимый администрацией образовательного учреждения за последние 2 года показал понижение данного показателя по учреждению на 3,1 %. За последние 2 года на 2,3 % понижен показатель количества пропусков по болезни; количество детей, имеющих, высокий уровень физического развития повысилось на 16 % и составляет 65 %; увеличилось на 44 % и составляет 82 %, количество воспитанников, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни.

Педагоги нашего образовательного учреждения принимая участие в семинаре-практикуме городского методического объединения «Физическое развитие в современном ДОО» (2017) делились опытом «Использование фитбола для повышения двигательной активности в работе с детьми дошкольного возраста», инструктор по физической культуре показывала мастер-класс для педагогов города «Фитбол — чудо мяч!".

Литература:

  1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008–160 с
  2. Никанорова Т. С., Сергиенко Е. М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. — Воронеж, 2007–85 с
  3. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. — СПб.: РЕЧЬ, 2002–176 с
  4. Сайкина Е. Г., Кузьмина С. В. Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах» учеб. -метод, пособ. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.209 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, ребенок, время занятий, дошкольное образование, дошкольный возраст, детский сад, двигательная активность, физическая культура, Физическое развитие, этап.

Ключевые слова

инновации, здоровьесберегающие технологии, фитбол, фитбол-гимнастика

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос