Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие зернышка» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)

Дата публикации: 30.12.2017

Статья просмотрена: 642 раза

Библиографическое описание:

Жорина, Н. Е. Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие зернышка» / Н. Е. Жорина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13566/ (дата обращения: 24.04.2024).



Цель: закрепление знаний детей о хлебе.

Задачи:

– расширять и обогащать знания детей о хлебе;

– познакомить детей с видами мельниц;

– развивать любознательность детей, интерес к исследовательской деятельности;

– обогащать словарный запас;

– развивать навыки художественно-творческого труда при работе с соленым тестом;

– воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу.

Оборудование: ширма-избушка, стол, костюм бабушки, горшочек с землей, семена пшеницы, горшочек с пророщенной пшеницей, лейка, колосья, макет мельницы, ветродуи, изображения мельниц, мука, соленое тесто, доски для лепки, салфетки, угощение.

Предварительная работа: разучивание стихов о хлебе; чтение пословиц и поговорок; проращивание зерен пшеницы и ржи; экскурсия в мини-музей хлеба; беседа на тему: «Из чего пекут хлеб»; объяснение слова «мельница».

Ход ОД:

Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки»

Открываются створки ширмы. Внутри на скамеечке сидит грустная бабушка за столом (на столе самовар).

Воспитатель: — Ребята, мы с вами попали в гости к бабушке Матрене. Давайте с ней поздороваемся.

Бабушка: — Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: — Бабушка, ты почему грустишь?

Бабушка: — Ну как же мне не грустить! Сегодня у дедушки Матвея — праздник, день его рождения и я хотела испечь каравай, да муки то нет…

Воспитатель: — Бабушка, не грусти. Вот тебе пшеничное зернышко, ты его посади.

Бабушка: — Спасибо. Посадила я зернышко, а зернышко то не растет. Ребята, может вы мне поможете? А что нужно для того, чтобы выросло зернышко?

(ответы детей)

Воспитатель: — Для роста зерен нужен свет, тепло и вода. Ребята, мы с вами знаем игру «Дождик». Давайте сыграем в нее, чтобы помочь Матрене полить землю?

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик-дождик, поливай! (стучать пальчиками правой руки, начиная с указательного, по левой ладошке)

Будет хлеба урожай,

Калачи да сушки,

Пряники, ватрушки.

Вот сколько! (загибать указательным пальцем правой руки сначала большой, а затем и все остальные пальцы левой ладони)

Бабушка в избушке заменяет горшочек с землей на горшочек с проросшим зерном.

Бабушка: — Какие вы молодцы! Сейчас мы из леечки польем наше зернышко. Ой, смотрите, зернышко дало росточки.

Воспитатель: — Ребята, давайте покажем бабушке, как растет зернышко.

Игра «Подрастает зернышко»

Подрастает зернышко — (дети сидят на корточках)

Потянулось к солнышку. (встали, потянулись)

С ветерком оно играет, (подняли руки вверх — прогнулись)

Ветерок его качает (наклоны туловища в стороны)

К земле низко прижимает — (присели)

Вот как весело играет (покачивание рук из стороны в сторону)

Потянулся наш росток, (встали, руки подняли вверх)

Превратился в колосок

Бабушка в избушке заменяет горшочек с землей на горшочек с колосьями.

Бабушка: — Ребята, пока вы играли, наши зернышки выросли и превратились в колоски, а что же теперь с ними делать?

(ответы детей)

Воспитатель: — Нужно собрать все колосья. А что же делать дальше, чтоб испечь каравай?

(ответы детей)

Воспитатель: — Все верно, нам потребуется мука. Ребята, но чтобы сделать муку зерно нужно отвезти на мельницу. Внутри мельницы есть большие круглые камни, они называются жерновами. Крылья мельницы вертятся и заставляют работать жернова, а между ними зерна в муку растираются. Давайте, потрем ладошку об ладошку, как жернова друг об дружку трутся: ладоням даже горячо стало! Только ладошки мягкие, зернышки между ними не разотрешь. А камни-жерновки крепкие, твердые. Крутятся они, трут друг друга, а мука так и сыплется.

Мельницы разные бывают. Этой мельнице ветер работать помогает, крылья ей крутит, поэтому она называется ветряная. (Показ изображения) У этой — крыльев нет, зато есть колесо. (Показ изображения) Стоит она не в поле и не на горе, а на речке. Река течет и колесо крутит. Эта мельница называется — водяная.

Но эти мельницы были очень неудобными. Ветряная мельница могла работать только тогда, когда дул сильный ветер. А водяная мельница не работала зимой, так как вода на реке замерзает. И люди придумали электрические мельницы. (Демонстрация изображения).

Посмотрите, у нас тоже есть мельница (показ макета). Как она называется?

(ответы детей)

Воспитатель: — Да, это ветряная мельница. Ребята, я предлагаю вам превратиться в ветерок и подуть, чтобы мельница заработала.

Дети делают дыхательную гимнастику, дуют на вертушки. Воспитатель крутит лопасти у мельницы.

Воспитатель: — Смотрите сколько мы с вами муки намололи. Давайте отдадим ее бабушке для каравая.

Воспитатель с детьми возвращаются к бабушке, отдают ей муку

Бабушка: — Спасибо вам большое, помогли вы мне.

Воспитатель: — Ребята, что нужно сделать с мукой, чтобы получить каравай?

(ответы детей)

Воспитатель: — Сначала нам нужно замесить тесто. А какие ингредиенты нам нужны?

(ответы детей)

Воспитатель: — Правильно, ребята. Для теста нужна мука, вода, соль, сахар, яйцо, дрожжи. Давайте поможем бабушке Матрене замесить тесто.

Пальчиковая гимнастика «Тесто мнем»

Тесто мнем, мнем, мнем!

(Руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки)

Каравай мы испечем!

(руками совершаем движения, как будто лепим снежки)

Сахар не забыли мы,

(«посыпаем сахар»)

В печку посадили мы.

(разворачиваем руки ладонями вверх)

Печка весело горит,

(попеременно ударяем кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Наша мама говорит:

(грозим указательным пальцем)

— Крошки, что останутся,

(«посыпаем крошки»)

Воробью достанутся.

(«клюем пальчиками одной руки по другой»)

Бабушка: — Как хорошо вы месили тесто. Вот оно у нас какое замечательное получилось. (Бабушка достает тесто) Теперь я смогу испечь каравай для дедушки Матвея.

Воспитатель: — Ребята, а что еще можно испечь из теста?

(ответы детей)

Воспитатель: — Какие вы молодцы! Как много изделий из теста вы назвали. Бабушка Матрена пришла в магазин за покупками, но все товары на прилавке перемешались. Помогите ей, пожалуйста, выбрать и сложить в корзину только те продукты, которые сделаны из теста.

Проводится игра «Поход вмагазин»

Воспитатель: — Молодцы! Все правильно сложили. Ребята, а кто знает, что нужно делать дальше с нашим тестом?

(ответы детей)

Воспитатель: — А давайте мы с вами станем пекарями и испечем свой каравай?

(Воспитатель предлагает детям пройти к столам и слепить из теста украшения для каравая.)

Воспитатель: — Подойдите к столу и посмотрите, что у вас лежит на дощечках?

(ответы детей)

Воспитатель: — Я предлагаю вам потрогать муку. Какая она на ощупь?

(ответы детей)

Воспитатель: — Мука сухая, нежная, рассыпчатая. А теперь возьмите кусочек теста. Какое оно на ощупь?

(ответы детей)

Воспитатель: — Да, тесто очень мягкое, нежное, эластичное, липкое. А чтобы тесто не прилипало к рукам обваляйте его в муке.

Далее дети по примеру воспитателя лепят украшения для каравая. Напомнить детям приемы лепки (катание теста круговыми движениями, раскатывание, соединение).

Воспитатель: — Какой красивый каравай у нас получился. А давайте мы его отдадим бабушке Матрене, чтобы она запекла его в своей печи и поставим его в нашем музее хлеба? (ответы детей)

Бабушка: — Вот и мой каравай для деда Матвея готов. Спасибо вам, ребята, за вашу помощь. А я и для вас приготовила угощения из муки.

Воспитатель: — Ребята, посмотрите на столы. Какие изделия вам знакомы?

(ответы детей)

Воспитатель: — Да, здесь есть и булочки, и пряники, и разные печенья, сушки и сухари. Предлагаю вам угоститься ими.

Детям предлагается пройти кстолам, накрытым для чаепития.

Литература:

  1. Бойчук И. А., Попушина И. Н. Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2017.- 352 с.
  2. Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь — основа планирования работы с дошкольниками. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015. — 304 с.
  3. Потешки про дождик // Все для детей. URL: http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki31.php (дата обращения: 27.12.2017).
  4. Пальчиковые игры // Совенок. URL: http://sovenok.co.uk/box/harvest/food/fingers-games-food (дата обращения: 27.12.2017).
  5. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. — Москва: Сфера, 2017. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ответ детей, воспитатель, бабушка, мука, Ребята, зернышко, каравай, мельница, ребенок, тесто.

Похожие статьи

Хлебушек ты мой душистый! (Сценарий организованной...)

Воспитатель: Дети, что же нам делать, как помочь Кузьме? Дети: Можно в магазин сходить.

Через несколько минут каравай был готов. Вот он — хлебушек душистый.

— Как замешивают тесто для хлеба? Какие нужны для этого продукты? Ответы детей.

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Чудеса на грядке»...

Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Дети: можно выращивать помидор в теплице. Воспитатель: Ребята, а вы видели теплицу? Дети: Да, у моей бабушки есть теплица.

Игровая ситуация во второй младшей группе. «В гости курочка...»

Дети: К бабушке и дедушке в деревню убежали. Воспитатель: Сейчас мы вместе отправляемся на поиски цыплят.

(«Лучики») — хоровой ответ детей.

Дети: Зернышки, хлебные крошки. Воспитатель: Сейчас мы с вами приготовим еду для цыплят.

Театрализованное представление с элементами игры для детей...

Интегрированная ООД для детей первой... (Дети играют в народно-хороводную игру «Каравай» и громко поздравляют котика. воспитатель, котик, Ребенок, Ответ детей, кот, Ребятки, Ребята, комочек пластилина, доброе отношение...

Путешествие в сказку «Репка» | Статья в журнале...

(Ответы детей.) Воспитатель. Кто с нами в путь отправиться готов.

Да-да, не удивляйтесь ребята, ведь на протяжении веков репа для наших дедушек и бабушек была не только пропитанием на зиму, но и замечательным лекарством.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по...

(Ответы детей). Ребята, нам надо найти волшебное перышко! Но это перышко затерялось в осенней листве у нас на полянке.

Основные термины (генерируются автоматически): Ответ детей, воспитатель, герой сказки, Бабушка, материал, герой, прочитанная сказка, ребенок...

Конспект тематического развлечения в 1-й младшей группе...

(Ответы детей) Тогда я буду мама-курочка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, курочка, воспитатель, петушок, цыпленок, клюв, карандаш, зернышко, ребеночек, огурчик.

Исследовательский проект «Хлеб и жизнь»

Материал будет интересен школьникам, педагогам и воспитателям.

Опыт №3. Мы добавили в муку воду, получилась каша, похожая на тесто для блинов.

Я дал их попробовать ребятам. Они сказали, что лепешки намного вкуснее каши из муки и воды.

Нетрадиционные праздники в детском саду (из опыта работы)

Повяжу я кукле бантик — улыбнется мне она. Я в ответ ей улыбнусь и, как Барби, причешусь.

А затем зерна достают из зерен, делают муку. — А из муки? (Тесто). — А теперь мы послушаем детей.

Детей ведь тоже надо угостить, видишь, как постарались мамы и бабушки.

Похожие статьи

Хлебушек ты мой душистый! (Сценарий организованной...)

Воспитатель: Дети, что же нам делать, как помочь Кузьме? Дети: Можно в магазин сходить.

Через несколько минут каравай был готов. Вот он — хлебушек душистый.

— Как замешивают тесто для хлеба? Какие нужны для этого продукты? Ответы детей.

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Чудеса на грядке»...

Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Дети: можно выращивать помидор в теплице. Воспитатель: Ребята, а вы видели теплицу? Дети: Да, у моей бабушки есть теплица.

Игровая ситуация во второй младшей группе. «В гости курочка...»

Дети: К бабушке и дедушке в деревню убежали. Воспитатель: Сейчас мы вместе отправляемся на поиски цыплят.

(«Лучики») — хоровой ответ детей.

Дети: Зернышки, хлебные крошки. Воспитатель: Сейчас мы с вами приготовим еду для цыплят.

Театрализованное представление с элементами игры для детей...

Интегрированная ООД для детей первой... (Дети играют в народно-хороводную игру «Каравай» и громко поздравляют котика. воспитатель, котик, Ребенок, Ответ детей, кот, Ребятки, Ребята, комочек пластилина, доброе отношение...

Путешествие в сказку «Репка» | Статья в журнале...

(Ответы детей.) Воспитатель. Кто с нами в путь отправиться готов.

Да-да, не удивляйтесь ребята, ведь на протяжении веков репа для наших дедушек и бабушек была не только пропитанием на зиму, но и замечательным лекарством.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по...

(Ответы детей). Ребята, нам надо найти волшебное перышко! Но это перышко затерялось в осенней листве у нас на полянке.

Основные термины (генерируются автоматически): Ответ детей, воспитатель, герой сказки, Бабушка, материал, герой, прочитанная сказка, ребенок...

Конспект тематического развлечения в 1-й младшей группе...

(Ответы детей) Тогда я буду мама-курочка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, курочка, воспитатель, петушок, цыпленок, клюв, карандаш, зернышко, ребеночек, огурчик.

Исследовательский проект «Хлеб и жизнь»

Материал будет интересен школьникам, педагогам и воспитателям.

Опыт №3. Мы добавили в муку воду, получилась каша, похожая на тесто для блинов.

Я дал их попробовать ребятам. Они сказали, что лепешки намного вкуснее каши из муки и воды.

Нетрадиционные праздники в детском саду (из опыта работы)

Повяжу я кукле бантик — улыбнется мне она. Я в ответ ей улыбнусь и, как Барби, причешусь.

А затем зерна достают из зерен, делают муку. — А из муки? (Тесто). — А теперь мы послушаем детей.

Детей ведь тоже надо угостить, видишь, как постарались мамы и бабушки.