Использование ИКТ технологий как средство обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Якурина М. В., Трунова Н. Н., Дунина О. В., Докина Е. Г., Гартвиг Ю. Г. Использование ИКТ технологий как средство обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 31-37. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13500/ (дата обращения: 25.06.2018).



Компьютер стал неотъемлемой частью жизни современного общества, теперь он востребован и в детском саду. В руках творческого педагога он способствует повышению качества образования. Отличительными особенностями цифровых образовательных ресурсов являются наглядность, высокая информационная насыщенность и мобильность. Современные информационные технологии позволяют использовать игровые формы обучения, организовать эффективное взаимодействие среди детей. Важно понимать, что использование только интерактивной доски и компьютера не решит всех учебных проблем. И педагоги совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом занятии. Но использование ее делает занятие увлекательным и динамичным, эффективным. А овладение вторым языком — процесс долгий и сложный. Не все используемые на сегодняшний день методы обучения могут с максимальным успехом развить у дошкольников необходимые речевые умения и способности, так как дети опираются на закономерности механического запоминания. Традиционные методы не формируют у детей мотивацию к изучению языка. В связи с этим возникают новые требования к дошкольникам и воспитателям. Воспитатели должны обладать системным мышлением, профессиональной мобильностью и информационными коммуникативными навыками.

Занятия хакасского языка — благодатная почва для формирования всех видов компетенций, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях, традиции хакасского народа и быт. Раннее изучение способствует не только более свободному практическому владению хакасским языком, но и несет в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал. Овладение хакасским языком полезно всем детям, живущим в Хакасии, независимо от их способностей, поскольку оно положительно влияет на развитие памяти, воображения, мышления ребенка, а также стимулирует развитие его речевых навыков. Не нужно забывать и о том, что компьютер не может заменить учителя на занятии. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его тогда, когда он действительно необходим.

Основными целями применения ИКТ на занятиях хакасского языка в дошкольном учреждении являются:

– повышение мотивации к изучению хакасского языка;

– расширение объема знаний о культуре, традициях и обычаях хакасского народа;

– развитие речевой компетенции;

Педагог может использовать компьютер на всех этапах обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении. С его помощью можно так же осуществлять контроль полученных знаний, умений и навыков.

Очень важно детям почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе.

Учитывая интересы дошкольников, нами был разработан в 2016 году инновационный проект по теме «Использование ИКТ технологий как средство обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку».

Реализация проекта рассчитана на 2 года.

Основная цель: обучение детей хакасскому языку посредством информационно-коммуникативных технологий.

Задачи. Какие задачи мы ставили, перед собой:

– Создавать условия для формирования и развития первоначальных умений и навыков практического владения хакасским языком в устной форме;

– Создавать условия для развития интереса детей к самостоятельному выполнению поставленной задачи;

– Создавать условия, стимулирующие познавательную, творческую и речевую активность детей, их любознательность, инициативность;

– Способствовать формированию патриотических и толерантных качеств; — Приобщать дошкольников к культуре, быту и традициям хакасского народа.

Актуальность: Применение ИКТ на занятиях повышает мотивацию к изучению хакасского языка, делая его более эффективным и интересным, а так же:

– помогает привлекать пассивных ребят к активной деятельности;

– помогает формировать информационную культуру у детей;

– предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

– несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

– движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;

– предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

– позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе…);

– помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.) и развивает монологическую и диалогическую речь.

Используя вработе ИКТ технологии, мы для себя выделили 3 вида занятий сприменением ИКТ технологий:

Мультимедийные презентации;

Компьютерные игры;

Аудио ивидео материалы.

Мультимедийные презентации: В первую очередь, мультимедийная презентация — это информация. Мультимедийная презентация сочетает в себе динамику, звук и изображение. Для успешного обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку и для его закрепления мною подобран иллюстративный материал к занятиям по хакасскому языку. И так же созданы презентации для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Мы используем презентации при введении нового лексического материала, а также при закреплении. В старших группах при знакомстве со словами приветствия и прощания, мы использовали видеоролик «Вежливая Тарика», где дети правильно на слух воспринимают произношение хакасских фраз: «Изеннер» (Здравствуйте), «Чалахайиртеннен» (Доброе утро), «Алгыс» (Спасибо), «Анымчох» (До свидания). Презентации на тему «Домашние животные»:

Презентации на тему одежда:

Также используем презентации на тему «Посуда» (Iдiс- хамыс), «Дикие животные» (Сас Аннар), презентация «Республика Хакасия» и другие.

Активно используем цифровую аппаратуру и программы редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их (фотографии с изображением достопримечательностей города, республики, природы родного края).

Фотовыставка «Абакан- столица Хакасии»

Также для обучения нами используется комплекс компьютерных дидактических игр. Они делают процесс обучения запоминающимся, ярким, интересным,помогают наиболее долго удерживать внимание ребенка и способствуют овладению богатством языка, развитию речи и словарь. Благодаря компьютерным играм достигаются следующие результаты:

– дети легче усваивают формы цвета и величины;

– быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

– тренируется внимание и память;

– активно пополняется словарный запас;

– развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движения глаз и руки; и так далее…

Аудио и видео материалы в обучении дошкольников хакасскому языку.

Занятия можно разнообразить с помощью аудиосказок на хакасском языке. Важно, чтобы суть аудиосказки была понятна детям, иначе ребенок быстро потеряет интерес не только к сказке, а вообще к этой аудиозаписи.

В своей работе используем такие сказки как «Курочка Ряба» (Ала танагас), «Репка» (Салгын), «Колобок» (Тогылагас), «Теремок» (Турачах). У вас сразу возникает вопрос???ПОЧЕМУ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ?, потому что эти сказки дети знают наизусть и им уже интересно узнавать новые слова при помощи любимых сказок. С помощью аудиосказок в речь ребенка вводятся новые слова, обогащается словарный запас ребенка.

Аудиосказки всочетании силлюстративным материалом.

По ходу заучивания аудиосказки дети вместе с педагогом рассматривают картинки и одновременнозаучивают слова.

Аудиосказки иметод «полного погружения»

Чтобы сделать прослушивание хакасских аудио сказок более интересным, можно задействовать один из методов сказотерапии- рисование сказки. Но рисовать в процессе прослушивания получится в том случае, если сюжет сказки хотя бы немного ребенку знаком.

В рамках проекта драматизируем хакасские народные сказки с применением ИКТ технологий на хакасском языке. Это сказка «Iкiнанчы» («Два Друга») паза «Волшебный чатхан».

C:\Users\Unit2015win7bit86\Desktop\IMG_20160317_103000.jpg

Видеофильмы для изучения хакасского языка.

Целью видеофильма является изучение хакасского языка детьми дошкольного возраста с использованием коммуникативного метода обучения. Программный материал должен быть интересным для ребенка, но в то же время образовательным. Во время просмотра даже самый невнимательный ребенок становится внимательным, т. к. для понимания содержания фильма ребенку необходимо приложить усилия. Для того чтобы процесс обучения хакасскому языку с помощью видеоматериалов был эффективным необходимо систематическое и рациональное использование видео на занятиях. Видеофильмы скачиваем с интернета. Используем обучающие видеофильмы, мультфильмы.

Сайт «Три карандаша»

Гипотеза:

если внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ ИКТ технологии и эффективно управлять им, то повысится уровень освоения детьми второго языка, обеспечив повышение качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Чтобы эта гипотеза реализовалась, конечно, в первую очередь требуется оснащение дошкольных учреждений компьютерными кабинетами.

Ожидаемый результат:

использование инновационных педагогических технологий способствует формированию активности ребенка в познании окружающей действительности, развитию речи и словаря, овладению богатства языка и раскрытию неповторимой индивидуальности в процессе взаимодействия педагога с воспитанником.

Какой бы конечный продукт хотелось бы получить:

– это будут активно использоваться информационные технологии в образовательном процессе;

– повысится мотивация овладения речевыми навыками и умениями для качественного формирования элементов языковой системы в сознании ребенка.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий позволило повысить словарный запас у детей, представления о родном крае, об истории, культуре, быте хакасского народа.

Литература:

  1. С. А. Ахпашева, Н. В. Судочакова, З. С. Колмакова. «Иркечек», Программа по хакасскому языку. -Абакан,2005г.;
  2. М.С Арчимаева, Н. Я. Толмачёва, С. А. Ахпашева, З. С. Колмакова, Ю. Д. Чаптыкова, Методические рекомендации по составлению рабочих программ с учётом этнокультурной ситуации развития детей в дошкольных образовательных организациях Республики Хакас. — Абакан, 2015;
  3. Т. С. Чаптыкова, Раскраска для детей. Хакасская национальная одежда;
  4. Е. Аева Хоозычахтар.- Абакан, 1991;
  5. Е. Е. Меткижекова, Играй и раскрашивай. Альбом с игровыми занятиями и рисунками для раскрашивания. — Абакан,1991г.;
  6. Н. П. ТокмашоваЧылнынтустары.- Абакан, 2003.;
  7. В. И. Доможаков, Хакасские народные сказки. — Красноярск, 1986г.
Основные термины (генерируются автоматически): хакасский язык, ребенок, занятие, хакасский народ, ИКТ технологий, презентация, Хакасия, дошкольный возраст, мультимедийная презентация, родной край.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос