Использование ИКТ технологий как средство обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Якурина М. В., Трунова Н. Н., Дунина О. В., Докина Е. Г., Гартвиг Ю. Г. Использование ИКТ технологий как средство обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 31-37. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13500/ (дата обращения: 16.12.2018).



Компьютер стал неотъемлемой частью жизни современного общества, теперь он востребован и в детском саду. В руках творческого педагога он способствует повышению качества образования. Отличительными особенностями цифровых образовательных ресурсов являются наглядность, высокая информационная насыщенность и мобильность. Современные информационные технологии позволяют использовать игровые формы обучения, организовать эффективное взаимодействие среди детей. Важно понимать, что использование только интерактивной доски и компьютера не решит всех учебных проблем. И педагоги совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом занятии. Но использование ее делает занятие увлекательным и динамичным, эффективным. А овладение вторым языком — процесс долгий и сложный. Не все используемые на сегодняшний день методы обучения могут с максимальным успехом развить у дошкольников необходимые речевые умения и способности, так как дети опираются на закономерности механического запоминания. Традиционные методы не формируют у детей мотивацию к изучению языка. В связи с этим возникают новые требования к дошкольникам и воспитателям. Воспитатели должны обладать системным мышлением, профессиональной мобильностью и информационными коммуникативными навыками.

Занятия хакасского языка — благодатная почва для формирования всех видов компетенций, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях, традиции хакасского народа и быт. Раннее изучение способствует не только более свободному практическому владению хакасским языком, но и несет в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал. Овладение хакасским языком полезно всем детям, живущим в Хакасии, независимо от их способностей, поскольку оно положительно влияет на развитие памяти, воображения, мышления ребенка, а также стимулирует развитие его речевых навыков. Не нужно забывать и о том, что компьютер не может заменить учителя на занятии. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его тогда, когда он действительно необходим.

Основными целями применения ИКТ на занятиях хакасского языка в дошкольном учреждении являются:

– повышение мотивации к изучению хакасского языка;

– расширение объема знаний о культуре, традициях и обычаях хакасского народа;

– развитие речевой компетенции;

Педагог может использовать компьютер на всех этапах обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении. С его помощью можно так же осуществлять контроль полученных знаний, умений и навыков.

Очень важно детям почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе.

Учитывая интересы дошкольников, нами был разработан в 2016 году инновационный проект по теме «Использование ИКТ технологий как средство обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку».

Реализация проекта рассчитана на 2 года.

Основная цель: обучение детей хакасскому языку посредством информационно-коммуникативных технологий.

Задачи. Какие задачи мы ставили, перед собой:

– Создавать условия для формирования и развития первоначальных умений и навыков практического владения хакасским языком в устной форме;

– Создавать условия для развития интереса детей к самостоятельному выполнению поставленной задачи;

– Создавать условия, стимулирующие познавательную, творческую и речевую активность детей, их любознательность, инициативность;

– Способствовать формированию патриотических и толерантных качеств; — Приобщать дошкольников к культуре, быту и традициям хакасского народа.

Актуальность: Применение ИКТ на занятиях повышает мотивацию к изучению хакасского языка, делая его более эффективным и интересным, а так же:

– помогает привлекать пассивных ребят к активной деятельности;

– помогает формировать информационную культуру у детей;

– предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

– несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

– движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;

– предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

– позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе…);

– помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.) и развивает монологическую и диалогическую речь.

Используя вработе ИКТ технологии, мы для себя выделили 3 вида занятий сприменением ИКТ технологий:

Мультимедийные презентации;

Компьютерные игры;

Аудио ивидео материалы.

Мультимедийные презентации: В первую очередь, мультимедийная презентация — это информация. Мультимедийная презентация сочетает в себе динамику, звук и изображение. Для успешного обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку и для его закрепления мною подобран иллюстративный материал к занятиям по хакасскому языку. И так же созданы презентации для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Мы используем презентации при введении нового лексического материала, а также при закреплении. В старших группах при знакомстве со словами приветствия и прощания, мы использовали видеоролик «Вежливая Тарика», где дети правильно на слух воспринимают произношение хакасских фраз: «Изеннер» (Здравствуйте), «Чалахайиртеннен» (Доброе утро), «Алгыс» (Спасибо), «Анымчох» (До свидания). Презентации на тему «Домашние животные»:

Презентации на тему одежда:

Также используем презентации на тему «Посуда» (Iдiс- хамыс), «Дикие животные» (Сас Аннар), презентация «Республика Хакасия» и другие.

Активно используем цифровую аппаратуру и программы редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их (фотографии с изображением достопримечательностей города, республики, природы родного края).

Фотовыставка «Абакан- столица Хакасии»

Также для обучения нами используется комплекс компьютерных дидактических игр. Они делают процесс обучения запоминающимся, ярким, интересным,помогают наиболее долго удерживать внимание ребенка и способствуют овладению богатством языка, развитию речи и словарь. Благодаря компьютерным играм достигаются следующие результаты:

– дети легче усваивают формы цвета и величины;

– быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

– тренируется внимание и память;

– активно пополняется словарный запас;

– развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движения глаз и руки; и так далее…

Аудио и видео материалы в обучении дошкольников хакасскому языку.

Занятия можно разнообразить с помощью аудиосказок на хакасском языке. Важно, чтобы суть аудиосказки была понятна детям, иначе ребенок быстро потеряет интерес не только к сказке, а вообще к этой аудиозаписи.

В своей работе используем такие сказки как «Курочка Ряба» (Ала танагас), «Репка» (Салгын), «Колобок» (Тогылагас), «Теремок» (Турачах). У вас сразу возникает вопрос???ПОЧЕМУ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ?, потому что эти сказки дети знают наизусть и им уже интересно узнавать новые слова при помощи любимых сказок. С помощью аудиосказок в речь ребенка вводятся новые слова, обогащается словарный запас ребенка.

Аудиосказки всочетании силлюстративным материалом.

По ходу заучивания аудиосказки дети вместе с педагогом рассматривают картинки и одновременнозаучивают слова.

Аудиосказки иметод «полного погружения»

Чтобы сделать прослушивание хакасских аудио сказок более интересным, можно задействовать один из методов сказотерапии- рисование сказки. Но рисовать в процессе прослушивания получится в том случае, если сюжет сказки хотя бы немного ребенку знаком.

В рамках проекта драматизируем хакасские народные сказки с применением ИКТ технологий на хакасском языке. Это сказка «Iкiнанчы» («Два Друга») паза «Волшебный чатхан».

C:\Users\Unit2015win7bit86\Desktop\IMG_20160317_103000.jpg

Видеофильмы для изучения хакасского языка.

Целью видеофильма является изучение хакасского языка детьми дошкольного возраста с использованием коммуникативного метода обучения. Программный материал должен быть интересным для ребенка, но в то же время образовательным. Во время просмотра даже самый невнимательный ребенок становится внимательным, т. к. для понимания содержания фильма ребенку необходимо приложить усилия. Для того чтобы процесс обучения хакасскому языку с помощью видеоматериалов был эффективным необходимо систематическое и рациональное использование видео на занятиях. Видеофильмы скачиваем с интернета. Используем обучающие видеофильмы, мультфильмы.

Сайт «Три карандаша»

Гипотеза:

если внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ ИКТ технологии и эффективно управлять им, то повысится уровень освоения детьми второго языка, обеспечив повышение качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Чтобы эта гипотеза реализовалась, конечно, в первую очередь требуется оснащение дошкольных учреждений компьютерными кабинетами.

Ожидаемый результат:

использование инновационных педагогических технологий способствует формированию активности ребенка в познании окружающей действительности, развитию речи и словаря, овладению богатства языка и раскрытию неповторимой индивидуальности в процессе взаимодействия педагога с воспитанником.

Какой бы конечный продукт хотелось бы получить:

– это будут активно использоваться информационные технологии в образовательном процессе;

– повысится мотивация овладения речевыми навыками и умениями для качественного формирования элементов языковой системы в сознании ребенка.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий позволило повысить словарный запас у детей, представления о родном крае, об истории, культуре, быте хакасского народа.

Литература:

  1. С. А. Ахпашева, Н. В. Судочакова, З. С. Колмакова. «Иркечек», Программа по хакасскому языку. -Абакан,2005г.;
  2. М.С Арчимаева, Н. Я. Толмачёва, С. А. Ахпашева, З. С. Колмакова, Ю. Д. Чаптыкова, Методические рекомендации по составлению рабочих программ с учётом этнокультурной ситуации развития детей в дошкольных образовательных организациях Республики Хакас. — Абакан, 2015;
  3. Т. С. Чаптыкова, Раскраска для детей. Хакасская национальная одежда;
  4. Е. Аева Хоозычахтар.- Абакан, 1991;
  5. Е. Е. Меткижекова, Играй и раскрашивай. Альбом с игровыми занятиями и рисунками для раскрашивания. — Абакан,1991г.;
  6. Н. П. ТокмашоваЧылнынтустары.- Абакан, 2003.;
  7. В. И. Доможаков, Хакасские народные сказки. — Красноярск, 1986г.
Основные термины (генерируются автоматически): хакасский язык, ребенок, занятие, хакасский народ, ИКТ технологий, презентация, Хакасия, дошкольный возраст, мультимедийная презентация, родной край.

Похожие статьи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста...

хакасский язык, ребенок, занятие, хакасский народ, ИКТ технологий, презентация, Хакасия, дошкольный возраст, мультимедийная презентация, родной край. Особенности развития монологической речи современных...

Использование наглядности для ознакомления с хакасской...

хакасский язык, ребенок, занятие, хакасский народ, ИКТ технологий, презентация, Хакасия, дошкольный возраст, мультимедийная презентация, родной край. Исследование по развитию активного и пассивного словаря...

Стратегии и перспективы развития дошкольного образования...

Учитывая интересы дошкольников, нами был разработан в 2016 году инновационный проект по теме «Использование ИКТ технологий как средство обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку».

Проект «Родной свой край люби и знай»

 воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им

 Сбор и анализ литературы для детей.

Данные занятия проводятся во время классных часов. Учащиеся знакомятся с Хакасией, узнают историю родного города, а также перспективы его...

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста на основе...

Интересны мифы, легенды хакасского народа.

Цикл занятий по теме «Хакасия — мой край родной» включает в себя знакомство с картой, гербом, флагом Хакасии, её столицей, легендами о происхождении города Абакана, прошлым и настоящим.

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому...

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина

Цель проекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю. Квест «Хакасские истории».

Развитие этнокультурной компетентности младших школьников...

Хакасские народные сказки: на русском языке/ Перевод, предисловие, примечания Б.И. Балтер.

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима». Ключевые слова: этнокультура, дети старшего дошкольного возраста, проект, межнациональные отношения...

Использование информационно-коммуникативных технологий...

дошкольное образование, ИКТ, ребенок, учебный процесс, окружающий мир, дошкольный возраст, интеграция, область, обучение

Использование информационных компьютерных технологий... ребенок, занятие, дошкольное воспитание, использование компьютера...

МБДОУ г. Абакана «Центр развития ребёнка — детский сад...

Адрес: Россия, Сибирский федеральный округ, Республика Хакасия, городской округ Абакан, Абакан, ул. Богдана Хмельницкого, 158.

Использование ИКТ технологий как средство обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста...

хакасский язык, ребенок, занятие, хакасский народ, ИКТ технологий, презентация, Хакасия, дошкольный возраст, мультимедийная презентация, родной край. Особенности развития монологической речи современных...

Использование наглядности для ознакомления с хакасской...

хакасский язык, ребенок, занятие, хакасский народ, ИКТ технологий, презентация, Хакасия, дошкольный возраст, мультимедийная презентация, родной край. Исследование по развитию активного и пассивного словаря...

Стратегии и перспективы развития дошкольного образования...

Учитывая интересы дошкольников, нами был разработан в 2016 году инновационный проект по теме «Использование ИКТ технологий как средство обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку».

Проект «Родной свой край люби и знай»

 воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им

 Сбор и анализ литературы для детей.

Данные занятия проводятся во время классных часов. Учащиеся знакомятся с Хакасией, узнают историю родного города, а также перспективы его...

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста на основе...

Интересны мифы, легенды хакасского народа.

Цикл занятий по теме «Хакасия — мой край родной» включает в себя знакомство с картой, гербом, флагом Хакасии, её столицей, легендами о происхождении города Абакана, прошлым и настоящим.

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому...

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина

Цель проекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю. Квест «Хакасские истории».

Развитие этнокультурной компетентности младших школьников...

Хакасские народные сказки: на русском языке/ Перевод, предисловие, примечания Б.И. Балтер.

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима». Ключевые слова: этнокультура, дети старшего дошкольного возраста, проект, межнациональные отношения...

Использование информационно-коммуникативных технологий...

дошкольное образование, ИКТ, ребенок, учебный процесс, окружающий мир, дошкольный возраст, интеграция, область, обучение

Использование информационных компьютерных технологий... ребенок, занятие, дошкольное воспитание, использование компьютера...

МБДОУ г. Абакана «Центр развития ребёнка — детский сад...

Адрес: Россия, Сибирский федеральный округ, Республика Хакасия, городской округ Абакан, Абакан, ул. Богдана Хмельницкого, 158.

Использование ИКТ технологий как средство обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку.

Задать вопрос