Сущность понятия «самообразование» и его взаимосвязь с понятием «математическая культура» | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

III международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 06.12.2017

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Насыпаная В. А. Сущность понятия «самообразование» и его взаимосвязь с понятием «математическая культура» [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 182-186. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13483/ (дата обращения: 21.06.2018).



Данная статья раскрывает сущность понятия «самообразование», а также его взаимосвязь с понятием «математическая культура» через сопоставление их основных характеристик и функций.

Ключевые слова: самообразование, математическая культура, обучающиеся основной школы, функции, характеристики.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), наряду с предметными и метапредметными результатами обучения прописаны требования к личностным результатам, которые включают, в том числе, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию [10]. Также и в «портрете выпускника основной школы» одной из характеристик является следующая — «умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике» [10].

Цель данной статьи — рассмотреть сущность понятия «самообразование» и его взаимосвязь с понятием «математическая культура».

В начале отметим, что обозначенные в Стандарте личностные результаты в отечественной психологии определяются как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. «К окончанию школьного обучения такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, обретение личностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии» [7, с. 32].

Отсюда основой современных требований к построению педагогического процесса в рамках ФГОС ООО является создание условий для соучастия обучающегося в организации собственного обучения, проявлении его подлинной самостоятельности, способности к творчеству. Задача формирования личности ученика выступает как задача обеспечения его культурно-личностного роста. Решение этой задачи возможно через организацию обучения, передачу определенного культурно-исторического опыта как личностно значимой ситуации, затрагивающей базовые личностные образования, в частности субъектный опыт самого ученика.

Согласно М. А. Александровой и И. Н. Степанова, «личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности» [1, с. 98].

В данном определении нам встречаются понятия, близкие понятию «самообразование» — это самопознание, самостроительство и самореализация. Понятие «самопознание» относится к психологическому понятию. Отечественные психологи традиционно рассматривают самопознание как «сложный непрерывный многоуровневый процесс формирования знаний о себе, результатом которого выступает образ Я — система накопленных знаний о различных сторонах и качествах своей личности» [9, с. 245].

Подробное изучение указанных выше понятий произвел доктор философских наук, профессор В. В. Байлук в своей статье «ФГОС основного общего образования в свете самообразования, самопознания, самовоспитания и самореализации» [2]. Самообразование ученый относит к первому этапу универсальной технологии саморазвития обучающегося, которое идет параллельно с познанием своего «Я» универсального. В. В. Байлук указывает, что «данный этап включает две стадии: l) самообразование (учебная активность обучающегося) в процессе образовательного взаимодействия с учителями; 2) полностью самостоятельная учебно-познавательная деятельность, прежде всего при выполнении домашних заданий» [2, с. 107].

Цель самообразовательной деятельности обучающегося, по мнению В. В. Байлук, это «овладение знаниями по данному учебному предмету, предполагающее понимание смысла этих знаний. Овладеть знаниями — значит познать определенную часть мира, построить частную картину мира. Конечный результат самообразовательной деятельности обучающегося — его образованность» [2, с. 108].

Анализируя понятие «самообразование» как одно из основополагающих в данном исследовании, мы обратились к истории его изучения и отметили, что основная часть исследований приходится на 60–80-е гг. ХХ века. Такие ученые, как В. А. Сухомлинский, Л. В. Занков, А. К. Громцева, В. П. Стрекозин, Н. Ф. Голованова, Л. А. Земскова, Л. Н. Сергеева, Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин, В. П. Бондаренко, Ю. Г. Любимцева и др. разрабатывали важнейшие проблемы самообразования. При всём разнообразии определений самообразования, которые дают указанные исследователи, они сходятся в главном: самообразование представляет собой часть системы непрерывного образования, самостоятельную, специально организованную, систематическую познавательную деятельность.

Анализ современных диссертационных исследований изучаемого понятия в отношении школьников показал, что их количество невелико. Так, Н. А. Яковлев изучает систему самообразования школьников в обучении экономической и социальной географии мира (2004 г.), Р. С. Есаян изучает вопрос формирования у школьников-подростков интереса к самообразованию во внеурочной деятельности (2005 г.), Е. М. Таран рассматривает проблему управления формированием навыков самообразования у обучающихся в современных условиях (2005 г.), Т. А. Юденко обращается к историческому аспекту самообразования школьников (2007 г.), М. Б. Алиева рассматривает вопрос формирования навыков самообразования у подростков в учебной деятельности (2008 г.), В. В. Морозова исследует формирование учебной компетентности самообразования школьников как условие обучения в форме экстерната (2010 г.), Е. А. Борисова обращается к проблеме формирования готовности школьников к самообразованию в процессе обучения иностранному языку (2013 г.). Как мы видим, процессы самообразования школьников, в том числе обучающихся основной школы, пока еще находятся в стадии изучения.

Также важно отметить, что психологические и педагогические представления дают размытые характеристики феномена самообразования. Подходы к проблеме самообразования традиционно представлены с позиции философии и педагогических технологий по развитию личности, направленных на усовершенствование отдельных личностных качеств и достижение жизненных целей любыми способами. Часто между понятиями «самообразование» и «самообучение» не делается никакой разницы. Например, «Большой энциклопедический словарь» определяет «самообразование» как приобретение знаний путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя, т. е. самообучение [3, с. 788]. С позиции происхождения слов данные понятия различны. Приставка «само-» указывает, что человек делает лично «сам». Слово «образование» можно понять через слово «образ», который может передавать какое-либо смысловое или эмоциональное послание. Получается, что при самообразовании человек не просто овладевает новыми знаниями и умениями, как это происходит при самообучении, но и создает из себя «новый образ».

Укажем далее функции самообразования. М. Князева и В. Д. Диденко выделяют «следующие функции:

‒ экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний);

‒ ориентировочная (определение себя в культуре и своего места в обществе);

‒ компенсаторная (преодоление недостатков в полученном образовании);

‒ саморазвития (развитие самосознания, познавательных процессов, рефлексивных способностей);

‒ методологическая (формирование образа мира, своего места в нем и т. п.);

‒ коммуникативная (установление связей между науками, профессиями, специальностями, возрастами);

‒ развитие творческого потенциала личности;

‒ психотерапевтическая (сохранение жизненной энергии, силы личности; переживание полноты бытия)» [цит. по: 4, с. 39–40].

Г. Н. Сериков пишет, что «самообразование как самостоятельное овладение знанием имеет узкий, более практический смысл. Самообразование как образование себя, сознательное созидание своей личности рассматривается в более широком, гуманистическом смысле. В этом смысле обучающийся впитывает не столько конкретное знание, сколько приобретает и впитывает всю созданную человечеством культуру. Самостоятельное овладение знанием становится частью и основанием самообразования в психологическом и культурологическом смысле. В общении с культурой человек совершенствует свои интеллект, память, эрудицию, структуру своей личности, превращает репродуктивную деятельность в продуктивную» [8, с. 81].

По мнению В. В. Столина, «в современном мире самообразование предопределяет социокультурную независимость и самостоятельность личности, а значит, дает человеку многостороннее и естественное состояние в жизни. Известные люди в разные времена считали и считают, что самообразование как вид свободной духовной деятельности — это самый свободный путь к ускоренному саморазвитию, представляющий собой систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я. Особая ценность самообразования заключается в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания» [9, с. 316]. Отсюда самообразование можно обозначить как деятельность постижения культуры, приобщения к ней, творческая работа по развитию своей личности.

В указанном определении важным для нас является взаимосвязь двух понятий — самообразования и культуры, поскольку мы подробно изучаем проблему формирования математической культуры школьников. Рассмотрев сущность понятия «самообразование», обратимся к характеристике данного понятия как средства формирования математической культуры обучающихся основной школы.

В начале приведем определение Д. Пойа в отношении математики как науки. «Заслуга математики состоит в том, что она является весьма действенным инструментом к самопознанию человеческого разума. И хотя человек не всегда имеет возможности для создания чего-то нового в той или иной сфере деятельности, но будучи личностью, он, тем не менее, не может не быть готовым ктворческому самовыражению. Математика помогает ему, пробуждая творческие потенции. В этом и есть одно из главных предназначений учебного предмета математики» [6, с. 112].

Напомним, что под математической культурой обучающихся мы понимаем «личностное образование, основными характеристиками которого являются наличие математических знаний, умений и навыков для свободного владения при решении математических заданий; умение переносить полученные знания в новые ситуации; стремление действовать рационально и творчески» [5].

Попробуем сопоставить указанные характеристики во взаимосвязи с характеристиками самообразования как педагогической категории (табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь характеристик математической культуры исамообразования

Характеристики

Математическая культура

Самообразование

Наличие знаний, умений и навыков

Наличие математических знаний, умений и навыков для свободного владения при решении математических заданий

Деятельность, направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков и их усовершенствование

Умение переносить полученные знания в новые ситуации

Умение переносить полученные знания в новые ситуации при решении математических заданий

Позволяет применить знания на практике и перенести их в новые ситуации

Владение способами и приемами творческой деятельности

Стремление действовать рационально и творчески

Осуществляется творческая работа по развитию своей личности

Подобным же образом попробуем сопоставить функции математической культуры и самообразования (табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь функций математической культуры исамообразования

Функции математической культуры

Функции самообразования

Аксиологическая, обеспечивающая критическое осмысление поступающей к школьнику информации

Экстенсивная, предполагающая накопление и приобретение новых знаний

Развивающая, отражающая возникновение новых способов деятельности, осознание и понимание роли математики

Саморазвития, предполагающая развитие самосознания, познавательных процессов, рефлексивных способностей

Концентрирующая, направленная на сохранение полученных знаний

Ориентировочная, предполагающая определение себя в культуре и своего места в обществе

Регулирующая, направленная на овладение новыми способами творческой деятельности

Развитие творческого потенциала личности, предполагающая творческое саморазвитие индивида

Анализ взаимосвязи характеристик и функций математической культуры и самообразования позволяет предположить, что самообразование как педагогическая категория может выступать средством формирования математической культуры обучающихся основной школы, но с учетом определенных педагогических условий.

Таким образом, в данной статье мы, прежде всего, обратились к анализу сущности и содержания понятия «самообразование». В этом анализе мы, рассматривая понятие в психологическом и педагогическом аспектах, определили следующие положения для характеристики понятия «самообразование» и возможности его использования в качестве средства формирования математической культуры у обучающихся основной школы:

1) сегодня в центре внимания — ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача — выбрать формы и методы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Мастерство учителя состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы самостоятельной деятельности обучающихся разнообразными, творческими, продуктивными;

2) основой современных требований к построению педагогического процесса в рамках ФГОС ООО является создание условий для соучастия обучающегося в организации собственного обучения, проявлении его подлинной самостоятельности, способности к творчеству. Цель самообразовательной деятельности обучающегося — это овладение знаниями по учебному предмету, предполагающее понимание смысла этих знаний. Конечный результат самообразовательной деятельности обучающегося — его образованность;

3) самообразование можно обозначить как деятельность постижения культуры, приобщения к ней, творческая работа по развитию своей личности;

4) анализ взаимосвязи характеристик и функций математической культуры и самообразования позволил предположить, что самообразование как педагогическая категория может выступать средством формирования математической культуры обучающихся основной школы, но с учетом определенных педагогических условий.

Литература:

  1. Александрова М. А., Степанов И. Н. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 52 с.
  2. Байлук В. В. ФГОС основного общего образования в свете самообразования, самопознания, самовоспитания и самореализации обучающихся // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 5. — С. 106–116.
  3. Большой энциклопедический словарь. Серия: современная энциклопедия. — М.: ACT, Астрель, 2008. — 1248 с.
  4. Борисова Е. А. Формирование готовности учащихся к самообразованию в процессе обучения иностранному языку: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. — Самара, 2013. — 247 с.
  5. Насыпаная В. А. Математическая культура учащихся: основные характеристики, функции и компоненты // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 42–45. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12743/ (дата обращения: 30.11.2017).
  6. Пойа Д. Математическое открытие. — М.: Наука, 1976. — 448 с.
  7. Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО. Составитель А. В. Серякина. Научный редактор М. Ю. Михайлина. — Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. — 98 с.
  8. Сериков Г. Н. Самообразование в жизнедеятельности человека // Вестник Южноуральского гос. ун-та. — Челябинск: ЮУрГУ, 2001. — Вып. 1. — С. 75–82.
  9. Столин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дис.... д — ра психол. наук: 19.00.01. — М., 1985. — 530 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897. — URL: http://mi- nobr.gov-murman.ru/files/Pr_1897.pdf (дата обращения: 30.11.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): математическая культура, самообразование, основная школа, знание, математическая культура обучающихся, самообразовательная деятельность обучающегося, педагогическая категория, творческая работа, средство формирования, личность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос