Системно-деятельностный подход как основа формирования экологической культуры будущих учителей начальных классов | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 05.12.2017

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Иващенко О. В. Системно-деятельностный подход как основа формирования экологической культуры будущих учителей начальных классов [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 167-170. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13452/ (дата обращения: 21.10.2018).



Ключевые слова: системно-деятельностный подход, экологическая культура, экологическая компетентность, социально-экологическая подготовка

В настоящее время в мире сложилась достаточно сложная экологическая обстановка, которая волнует всех и каждого. Человеческая деятельность, осуществляемая без учета законов природы, достаточно быстро приводит к глобальным катастрофическим последствиям для мира природы. Возникла реальная угроза для существования человечества: непрерывное уменьшение природных ресурсов и опасное для человеческой жизни загрязнение окружающей среды.

Потребительское отношение целого поколения молодежи, которое не задумывается о разрушительных последствиях своей деятельности, очень настораживает. В связи с этим в обществе все чаще стали подниматься вопросы формирования экологической компетентности подрастающего поколения, от которого впоследствии будет зависеть судьба каждого человека и будущее планеты в целом. В настоящее время одной из значимых задач в области образования становится подготовка экологически грамотного поколения, которое осознает пагубное влияние спонтанного вмешательства человека в мир природы, обладает комплексом определенных компетенций, необходимых для принятия грамотных решений.

В действующих в настоящий период образовательных стандартах усиливается внимание к формированию общекультурных компетенций и использованию приобретаемых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Однако этого недостаточно. Необходимо, сохраняя лучшие аспекты высшего образования, перенаправить его на новые образовательные результаты, которые отражают не только усвоение предметного содержания изучаемых дисциплин, но и овладение метапредметными умениями (способами деятельности, применимыми как в обучении, так и при решении реальных жизненных проблем). Также сюда включаются личностные результаты, отражающие систему ценностных отношений, интересов, мотивации обучающихся. В данном контексте актуальной задачей становится реализация системно-деятельностного подхода в процессе формирования экологической культуры будущего учителя начальных классов.

Системно-деятельностный подход в социально-экологической подготовке позволяет на каждой ступени образования:

‒ обозначить образовательные цели в виде системы ключевых задач, которые отражают направления формирования определенных качеств личности;

‒ на основании выдвинутых целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;

‒ определить основные результаты обучения в виде достижений личностного, социального, познавательного развития обучаемых.

Успешность решения возникающих социально-экологических проблем во многом зависит от степени подготовленности молодого поколения, уже усвоенным им позитивным опытом взаимодействия с природной средой, способностью изучать, охранять, восстанавливать и возобновлять природные условия и ресурсы [1].

Расширение и обогащение экологического опыта, дальнейшее развитие способности оптимизировать социально-экологические отношения, во многом связаны с экологизацией целей и содержания образования, в частности высшего, с необходимостью формирования у будущих профессионалов не только прочных социально-экологических знаний, но и умений рационального природопользования, гармоничного взаимодействия с окружающей природой, сбережения ее потенциала для будущих поколений. Соответственно, возникает необходимость формирования экологической культуры студентов, тесно связанной с их профессиональной подготовкой, так как каждая профессия тем или иным образом связана с природной средой, использует ее потенциал и имеет определенные возможности для ее сохранения и возобновления [5].

Важную роль в этом процессе, по мнению Мамедова Н.М, принадлежит учителю, который «создает систему формирования и сохранения экологических знаний, нравственности, передачи всего накопленного экологического опыта следующим поколениям, и всем тем людям, которые способны нести ответственность за будущее цивилизации» [3, с. 24].

Современные подходы к решению сложившихся глобальных и локальных экологических проблем актуализируют включение экологической составляющей в структуру как гражданской, так и профессиональной ответственности каждого человека. По нашему мнению, гражданская ответственность человека по отношению к природной среде выражается в уровне развития его экологической культуры.

В основе новых ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе познания и освоения мира составляет не только цель, но и основной результат образования.

Характерной особенностью системно-деятельностного подхода является положение о том, что психологические функции и способности — это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Содержание образования при этом проектирует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. В свою очередь, содержание учебной дисциплины выступает как система научных понятий, конституирующих определенную предметную область.

Системно-деятельностный подход направлен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры. Понимание человеком самоценности природы, стремление к толерантному взаимодействию в глобальной системе «человек-природа-общество», понимание личной причастности к решению экологических проблем, стремление к духовно-нравственному совершенствованию личности при принятии несокрушимых жизненных ценностей — это те основные понятия, под которыми подразумевается определенная готовность человека к адекватным действиям по преобразованию существующей социоприродной действительности. С позиций системно-деятельностного подхода содержание этих понятий можно расширить до определения феномена экологической культуры личности [2, с. 94].

На современном этапе развития в ряде исследований в области среднего и высшего профессионального образования (Ф. С. Гайнуллова, С. Н. Глазачев, В. А. Наумова, Е. Г. Нелюбина, А. И. Новиков-Качан, Л. В. Панфилова, О. Е. Перфилов, Е. А. Шульпина и т. д.) рассматриваются педагогические особенности формирования экологической компетентности как элемента профессионализма будущих учителей, инженеров, врачей и т. д. Также отмечается сложная многокомпонентная структура экологической компетентности. В качестве основных составляющих в нее входят когнитивный компонент и практически-деятельностная составляющая. При этом достаточно часто центральное место и системообразующая роль отводится экологическим знаниям, что существенно снижает продуктивность применения системно-деятельностного подхода как методологического инструментария к определению целей и результатов образования. Однако, одним из основателей компетентностного подхода в образовании Дж. Равеном в структуру компетентности наряду со знаниевым (когнитивным) и деятельностным (поведенческим) включается также отношенческий (аффективный) компонент [4, с.83].

На современном этапе развития общества формирование экологической культуры необходимо рассматривать как психолого-педагогический процесс, нацеленный на развитие экологического сознания. Реализация данной цели, соответствующей концепции устойчивого развития, и воплощается через систему экологических ценностей, которая служит внутренним, смыслопорождающим ориентиром экологической деятельности.

Как показывают результаты ряда психолого-педагогических исследований (С. Д. Дерябо, И. Д. Зверев, Т. А. Кряж, В. А. Ясвин и др.), поступки, совершаемые обучаемыми по отношению к природному окружению, носят преимущественно антропоцентрический, прагматический характер, то есть преобладают потребительские мотивы, обусловливающие экспансивно-присваивающее поведение. Особую актуальность, в связи с этим, приобретает включение в содержание экологической культуры непрагматического отношения к природе, которому соответствуют следующие виды мотивов: познавательные (изучение законов природы, жизни растений, животных, экосистем); эстетические (любование красотой, звуками, красками природы, склонность к переживанию, симпатии и эмпатии к созданиям природы); этические (забота о созданиях природы и о природе в целом, охрана природы); практические (забота о животных, обустройство местных ландшафтов) [6,с.118]. Таким образом, формирование экологической культуры личности будущих учителей начальных классов на основе системно-деятельностного подхода предстает как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, которая обеспечивает сохранение и воспроизводство жизни, выживание и развитие человека.

Для практической реализации экологически целесообразной деятельности, которая является важной составляющей экологической культуры, мы предложили студентам принять участие в Конкурсе социально значимых проектов «Наша инициатива», который проводится в Приднестровском Государственном университете им. Т. Г. Шевченко в рамках Года «Инноваций в воспитании». Основной целью конкурса является создание условий для развития созидательной активности молодежи, гражданского становления и творческой самореализации студенчества, стимулирования и поддержки их инициатив в решении социально значимых проблем в пространстве города Тирасполя, Приднестровской Молдавской Республики. Для разработки и реализации проектов были предложены следующие направления: «Студенческая наука»; «Профессиональные компетенции»; «Культура и творчество»; «Студенческий спорт и здоровый образ жизни»; «Волонтерство и социальное проектирование»; «Краеведение и экология»; «Историко-патриотическое воспитание». Студенты факультета педагогики и психологии выбрали для реализации несколько направлений: «Волонтерство и социальное проектирование»; «Краеведение и экология»; «Профессиональные компетенции».

В рамках нашего исследования нас заинтересовал проект социально значимый экологический проект «Наш след на Земле». Сроки реализации — 2017–2018 учебный год.

Основными направлениями данного проекта являются:

‒ Студенческая учебно-исследовательская работа;

‒ Участие студентов в различных мероприятиях и акциях по очистке территорий лесопарковых зон, городских парков и территорий, охране и посадке зеленых насаждений, благоустройство территории ПГУ им. Т. Г. Шевченко;

‒ Знакомство с работой экологических служб предприятий города и района, изучение работы экологических лабораторий;

‒ Участие студентов в различных конкурсах экологической направленности районного, областного, регионального и международного масштабов.

В ходе реализации проекта «Наш след на Земле» предполагается достижение следующих результатов:

‒ Организация совместной деятельности обучающихся, преподавателей вуза, жителей города и района по реализации основных мероприятий проекта;

‒ Повышение гражданской сознательности обучающихся, воспитание ответственности за состояние природы нашей Приднестровской Республики;

‒ Повышение интеллектуального уровня обучающихся, заинтересованности в исследовательской деятельности, повышение общекультурного уровня;

‒ Мотивирование обучающихся к здоровому образу жизни и бережному отношению к окружающей природе.

По нашему мнению, участие студентов в подобного рода мероприятиях и конкурсах способствует организации интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности, с учетом развития их личности, максимального выявления и использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности студента, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего образовательного учреждения, города, района, республики.

Системно-деятельностный подход в экологическом образовании предусматривает развитие студентов в качестве субъектов экологически направленной деятельности, формирование у них навыков и умений, которые необходимы для решения экологических проблем. Именно поэтому, так важно и целесообразно использовать в работе с будущими педагогами начального звена практико-ориентированные формы, такие как практикумы, труд в природе, социально-экологические проекты, экологические и природоохранные акции. Все это, в свою очередь, будет способствовать поэтапному формированию экологической культуры будущих учителей, приоритетом которой является «культура действия», направленная на восстановление гармонии в экосистеме.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 — № 4. — С18–22.
  2. Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы: монография. — М.: Современный писатель. 1998. — 432с.
  3. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. — М.: Изд-во РЭФИА, 1996.-51с.
  4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. — М.: Когито-Центр, 2002. — 400 стр.
  5. Сластенина Е. С. Основы экологической подготовки учителя. // Система подготовки учителя к экологическому образованию школьников. Сб.н.тр./Под ред. Е. С. Сластениной. — М.: АПН СССР, 1985,- 106с.- с. 11- 29.
  6. Ясвин В. А. Психология отношения к природе — файл Ясвин В. А. — Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000, 456с.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, экологическая компетентность, подход, природная среда, участие студентов, экологическая деятельность, социальное проектирование, социально-экологическая подготовка, необходимость формирования, мир природы.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование экологической культуры иэстетического отношения человека кприроде посредством экологического воспитания.

Основополагающим в экологическом образовании является использование различных методов экологического воспитания для становления...

Формирование экологической культуры и компетентности...

экологическая культура, экологическое сознание, экологическая деятельность, окружающая среда, природа, природная среда, профессиональная готовность, профессиональная подготовка, устойчивое развитие...

Формирование экологической компетенции обучающихся...

Природоохранная деятельность. – участие в биологических и экологических мероприятиях по сохранению животного и растительного мира

Ермаков, Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся. — М.: МИОО, 2009.

Социально-экологический проект как инструмент реализации...

экологическое мышление, экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, студент вузов, экологический клуб, Российская Федерация, окружающая природная среда, проблема, формирование. Стратегический проект «Поколение Z выбирает...

Формирование экологического мышления у студентов вузов во...

экологическая культура, экологическое сознание, экологическая деятельность, окружающая среда, природа, природная среда, профессиональная готовность, профессиональная подготовка, устойчивое развитие...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность. Современный учебно-воспитательный процесс требует новых, нетрадиционных средств экологического образования школьников...

Формирование экологических компетенций студентов через...

экологическая культура, экологическое сознание, экологическая деятельность, окружающая среда, природа, природная среда, профессиональная готовность, профессиональная подготовка, устойчивое развитие...

Формирование экологического воспитания и культуры...

экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование, формирование, экологическое сознание, окружающий мир, общество, начальная школа, животный мир.

Проект «Экологические тропы как образовательная технология...»

1. Привлечение школьников в социально значимую деятельность в рамках проекта. 2. Развитие у школьников навыков социо-экологического исследования, воспитание у них чувства ответственности при выполнении общественной работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование экологической культуры иэстетического отношения человека кприроде посредством экологического воспитания.

Основополагающим в экологическом образовании является использование различных методов экологического воспитания для становления...

Формирование экологической культуры и компетентности...

экологическая культура, экологическое сознание, экологическая деятельность, окружающая среда, природа, природная среда, профессиональная готовность, профессиональная подготовка, устойчивое развитие...

Формирование экологической компетенции обучающихся...

Природоохранная деятельность. – участие в биологических и экологических мероприятиях по сохранению животного и растительного мира

Ермаков, Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся. — М.: МИОО, 2009.

Социально-экологический проект как инструмент реализации...

экологическое мышление, экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, студент вузов, экологический клуб, Российская Федерация, окружающая природная среда, проблема, формирование. Стратегический проект «Поколение Z выбирает...

Формирование экологического мышления у студентов вузов во...

экологическая культура, экологическое сознание, экологическая деятельность, окружающая среда, природа, природная среда, профессиональная готовность, профессиональная подготовка, устойчивое развитие...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность. Современный учебно-воспитательный процесс требует новых, нетрадиционных средств экологического образования школьников...

Формирование экологических компетенций студентов через...

экологическая культура, экологическое сознание, экологическая деятельность, окружающая среда, природа, природная среда, профессиональная готовность, профессиональная подготовка, устойчивое развитие...

Формирование экологического воспитания и культуры...

экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование, формирование, экологическое сознание, окружающий мир, общество, начальная школа, животный мир.

Проект «Экологические тропы как образовательная технология...»

1. Привлечение школьников в социально значимую деятельность в рамках проекта. 2. Развитие у школьников навыков социо-экологического исследования, воспитание у них чувства ответственности при выполнении общественной работы.

Задать вопрос