Системно-деятельностный подход как основа формирования экологической культуры будущих учителей начальных классов | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 05.12.2017

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Иващенко О. В. Системно-деятельностный подход как основа формирования экологической культуры будущих учителей начальных классов [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 167-170. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13452/ (дата обращения: 21.06.2018).



Ключевые слова: системно-деятельностный подход, экологическая культура, экологическая компетентность, социально-экологическая подготовка

В настоящее время в мире сложилась достаточно сложная экологическая обстановка, которая волнует всех и каждого. Человеческая деятельность, осуществляемая без учета законов природы, достаточно быстро приводит к глобальным катастрофическим последствиям для мира природы. Возникла реальная угроза для существования человечества: непрерывное уменьшение природных ресурсов и опасное для человеческой жизни загрязнение окружающей среды.

Потребительское отношение целого поколения молодежи, которое не задумывается о разрушительных последствиях своей деятельности, очень настораживает. В связи с этим в обществе все чаще стали подниматься вопросы формирования экологической компетентности подрастающего поколения, от которого впоследствии будет зависеть судьба каждого человека и будущее планеты в целом. В настоящее время одной из значимых задач в области образования становится подготовка экологически грамотного поколения, которое осознает пагубное влияние спонтанного вмешательства человека в мир природы, обладает комплексом определенных компетенций, необходимых для принятия грамотных решений.

В действующих в настоящий период образовательных стандартах усиливается внимание к формированию общекультурных компетенций и использованию приобретаемых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Однако этого недостаточно. Необходимо, сохраняя лучшие аспекты высшего образования, перенаправить его на новые образовательные результаты, которые отражают не только усвоение предметного содержания изучаемых дисциплин, но и овладение метапредметными умениями (способами деятельности, применимыми как в обучении, так и при решении реальных жизненных проблем). Также сюда включаются личностные результаты, отражающие систему ценностных отношений, интересов, мотивации обучающихся. В данном контексте актуальной задачей становится реализация системно-деятельностного подхода в процессе формирования экологической культуры будущего учителя начальных классов.

Системно-деятельностный подход в социально-экологической подготовке позволяет на каждой ступени образования:

‒ обозначить образовательные цели в виде системы ключевых задач, которые отражают направления формирования определенных качеств личности;

‒ на основании выдвинутых целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;

‒ определить основные результаты обучения в виде достижений личностного, социального, познавательного развития обучаемых.

Успешность решения возникающих социально-экологических проблем во многом зависит от степени подготовленности молодого поколения, уже усвоенным им позитивным опытом взаимодействия с природной средой, способностью изучать, охранять, восстанавливать и возобновлять природные условия и ресурсы [1].

Расширение и обогащение экологического опыта, дальнейшее развитие способности оптимизировать социально-экологические отношения, во многом связаны с экологизацией целей и содержания образования, в частности высшего, с необходимостью формирования у будущих профессионалов не только прочных социально-экологических знаний, но и умений рационального природопользования, гармоничного взаимодействия с окружающей природой, сбережения ее потенциала для будущих поколений. Соответственно, возникает необходимость формирования экологической культуры студентов, тесно связанной с их профессиональной подготовкой, так как каждая профессия тем или иным образом связана с природной средой, использует ее потенциал и имеет определенные возможности для ее сохранения и возобновления [5].

Важную роль в этом процессе, по мнению Мамедова Н.М, принадлежит учителю, который «создает систему формирования и сохранения экологических знаний, нравственности, передачи всего накопленного экологического опыта следующим поколениям, и всем тем людям, которые способны нести ответственность за будущее цивилизации» [3, с. 24].

Современные подходы к решению сложившихся глобальных и локальных экологических проблем актуализируют включение экологической составляющей в структуру как гражданской, так и профессиональной ответственности каждого человека. По нашему мнению, гражданская ответственность человека по отношению к природной среде выражается в уровне развития его экологической культуры.

В основе новых ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе познания и освоения мира составляет не только цель, но и основной результат образования.

Характерной особенностью системно-деятельностного подхода является положение о том, что психологические функции и способности — это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Содержание образования при этом проектирует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. В свою очередь, содержание учебной дисциплины выступает как система научных понятий, конституирующих определенную предметную область.

Системно-деятельностный подход направлен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры. Понимание человеком самоценности природы, стремление к толерантному взаимодействию в глобальной системе «человек-природа-общество», понимание личной причастности к решению экологических проблем, стремление к духовно-нравственному совершенствованию личности при принятии несокрушимых жизненных ценностей — это те основные понятия, под которыми подразумевается определенная готовность человека к адекватным действиям по преобразованию существующей социоприродной действительности. С позиций системно-деятельностного подхода содержание этих понятий можно расширить до определения феномена экологической культуры личности [2, с. 94].

На современном этапе развития в ряде исследований в области среднего и высшего профессионального образования (Ф. С. Гайнуллова, С. Н. Глазачев, В. А. Наумова, Е. Г. Нелюбина, А. И. Новиков-Качан, Л. В. Панфилова, О. Е. Перфилов, Е. А. Шульпина и т. д.) рассматриваются педагогические особенности формирования экологической компетентности как элемента профессионализма будущих учителей, инженеров, врачей и т. д. Также отмечается сложная многокомпонентная структура экологической компетентности. В качестве основных составляющих в нее входят когнитивный компонент и практически-деятельностная составляющая. При этом достаточно часто центральное место и системообразующая роль отводится экологическим знаниям, что существенно снижает продуктивность применения системно-деятельностного подхода как методологического инструментария к определению целей и результатов образования. Однако, одним из основателей компетентностного подхода в образовании Дж. Равеном в структуру компетентности наряду со знаниевым (когнитивным) и деятельностным (поведенческим) включается также отношенческий (аффективный) компонент [4, с.83].

На современном этапе развития общества формирование экологической культуры необходимо рассматривать как психолого-педагогический процесс, нацеленный на развитие экологического сознания. Реализация данной цели, соответствующей концепции устойчивого развития, и воплощается через систему экологических ценностей, которая служит внутренним, смыслопорождающим ориентиром экологической деятельности.

Как показывают результаты ряда психолого-педагогических исследований (С. Д. Дерябо, И. Д. Зверев, Т. А. Кряж, В. А. Ясвин и др.), поступки, совершаемые обучаемыми по отношению к природному окружению, носят преимущественно антропоцентрический, прагматический характер, то есть преобладают потребительские мотивы, обусловливающие экспансивно-присваивающее поведение. Особую актуальность, в связи с этим, приобретает включение в содержание экологической культуры непрагматического отношения к природе, которому соответствуют следующие виды мотивов: познавательные (изучение законов природы, жизни растений, животных, экосистем); эстетические (любование красотой, звуками, красками природы, склонность к переживанию, симпатии и эмпатии к созданиям природы); этические (забота о созданиях природы и о природе в целом, охрана природы); практические (забота о животных, обустройство местных ландшафтов) [6,с.118]. Таким образом, формирование экологической культуры личности будущих учителей начальных классов на основе системно-деятельностного подхода предстает как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, которая обеспечивает сохранение и воспроизводство жизни, выживание и развитие человека.

Для практической реализации экологически целесообразной деятельности, которая является важной составляющей экологической культуры, мы предложили студентам принять участие в Конкурсе социально значимых проектов «Наша инициатива», который проводится в Приднестровском Государственном университете им. Т. Г. Шевченко в рамках Года «Инноваций в воспитании». Основной целью конкурса является создание условий для развития созидательной активности молодежи, гражданского становления и творческой самореализации студенчества, стимулирования и поддержки их инициатив в решении социально значимых проблем в пространстве города Тирасполя, Приднестровской Молдавской Республики. Для разработки и реализации проектов были предложены следующие направления: «Студенческая наука»; «Профессиональные компетенции»; «Культура и творчество»; «Студенческий спорт и здоровый образ жизни»; «Волонтерство и социальное проектирование»; «Краеведение и экология»; «Историко-патриотическое воспитание». Студенты факультета педагогики и психологии выбрали для реализации несколько направлений: «Волонтерство и социальное проектирование»; «Краеведение и экология»; «Профессиональные компетенции».

В рамках нашего исследования нас заинтересовал проект социально значимый экологический проект «Наш след на Земле». Сроки реализации — 2017–2018 учебный год.

Основными направлениями данного проекта являются:

‒ Студенческая учебно-исследовательская работа;

‒ Участие студентов в различных мероприятиях и акциях по очистке территорий лесопарковых зон, городских парков и территорий, охране и посадке зеленых насаждений, благоустройство территории ПГУ им. Т. Г. Шевченко;

‒ Знакомство с работой экологических служб предприятий города и района, изучение работы экологических лабораторий;

‒ Участие студентов в различных конкурсах экологической направленности районного, областного, регионального и международного масштабов.

В ходе реализации проекта «Наш след на Земле» предполагается достижение следующих результатов:

‒ Организация совместной деятельности обучающихся, преподавателей вуза, жителей города и района по реализации основных мероприятий проекта;

‒ Повышение гражданской сознательности обучающихся, воспитание ответственности за состояние природы нашей Приднестровской Республики;

‒ Повышение интеллектуального уровня обучающихся, заинтересованности в исследовательской деятельности, повышение общекультурного уровня;

‒ Мотивирование обучающихся к здоровому образу жизни и бережному отношению к окружающей природе.

По нашему мнению, участие студентов в подобного рода мероприятиях и конкурсах способствует организации интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности, с учетом развития их личности, максимального выявления и использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности студента, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего образовательного учреждения, города, района, республики.

Системно-деятельностный подход в экологическом образовании предусматривает развитие студентов в качестве субъектов экологически направленной деятельности, формирование у них навыков и умений, которые необходимы для решения экологических проблем. Именно поэтому, так важно и целесообразно использовать в работе с будущими педагогами начального звена практико-ориентированные формы, такие как практикумы, труд в природе, социально-экологические проекты, экологические и природоохранные акции. Все это, в свою очередь, будет способствовать поэтапному формированию экологической культуры будущих учителей, приоритетом которой является «культура действия», направленная на восстановление гармонии в экосистеме.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 — № 4. — С18–22.
  2. Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы: монография. — М.: Современный писатель. 1998. — 432с.
  3. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. — М.: Изд-во РЭФИА, 1996.-51с.
  4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. — М.: Когито-Центр, 2002. — 400 стр.
  5. Сластенина Е. С. Основы экологической подготовки учителя. // Система подготовки учителя к экологическому образованию школьников. Сб.н.тр./Под ред. Е. С. Сластениной. — М.: АПН СССР, 1985,- 106с.- с. 11- 29.
  6. Ясвин В. А. Психология отношения к природе — файл Ясвин В. А. — Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000, 456с.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, экологическая компетентность, подход, природная среда, участие студентов, экологическая деятельность, социальное проектирование, социально-экологическая подготовка, необходимость формирования, мир природы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос