Творческое развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Ермакова Л. А. Творческое развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 86-88. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13437/ (дата обращения: 21.06.2018).



Важным моментом в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья является — творчество. Разнообразие окружающего мира, его красота способствуют формированию у детей интереса к творчеству, но еще лучше, чтобы он не только замечал эту красоту, но и творил ее. Пусть это будет один бумажный или нарисованный элемент, но это будет единственный и неповторимый в мире элемент, сделанный своими руками.

Огромный стимул к расширению кругозора и знаний является интерес.

Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще всего не интересуются ни предметом, ни действием с этим предметом. Их творческий мир беден, жизнь без содержательна, пуста, чрезвычайно скудна. Ребенка с ОВЗ может увлечь простое манипулирование кисточкой, многократное и долгое повторение мазка, штриховки, действий с пластилином, бумагой.

Детям с ограниченными возможностями здоровья нравится наблюдать за взрослым: как держит ножницы, кисть, карандаш. Педагог все время обдумывает свои действия, чтобы дети подражая переносили полученные впечатления в свою творческую деятельность (увидел — понравилось — попробую — сделаю).

Педагог учит детей с ОВЗ смотреть и видеть, так как любознательность и наблюдательность — основа развития интереса к творческой деятельности.

Воспитывая радость от увиденного и радость от совместного общения, педагог одновременно развивает желание раскрашивать, лепить, складывать узоры, замечать удивительный мир творчества.

Не секрет, что работа с бумагой имеет огромное значение в творческом развитии личности, что способствует гармоничному развитию творчества, пробуждает фантазию, наблюдательность, внимание.

Композиции и поделки получаются красочными, яркими, интересными и удивительными. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья имеют слабую костно-мышечную мускулатуру рук, которую нужно развивать. Поэтому развивая мелкую и крупную моторику рук, мы стимулируем ЦНС и способствуем ее развитию, развитию психических процессов, речи и интеллекта ребенка.

Занятия бумагопластикой позволяют отражать впечатления, приносит радость себе и близким, демонстрируя плоды своего творчества.

Одним из важнейших условий творческого процесса является взаимодействие взрослого и ребенка. Общение должно быть позитивным и эмоционально положительным. Взрослому необходимо постоянно поощрять и хвалить ребенка, тем самым подчеркивая его достижения в той или иной творческой деятельности. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно, испытывая гордость от полученного результата. Фантазируя и делая различные композиции, ребенок с ОВЗ открывает для себя мир творчества, который играет яркими цветочными красками.

Каждому выполнению действий, созданию образа предшествует предварительная работа, на которой педагог выявляет имеющиеся знания на определенную лексическую тему. Поэтому мы с ребятами очень любим, посещать различные мероприятия, связанные с новыми впечатлениями. Совершаем индивидуальные коллективные прогулки в парк, ходим на различные игровые площадки, наблюдаем за явлениями окружающего мира, собираем природный материал для будущих поделок. После таких экскурсий мы вместе с детьми переносим полученные впечатления и наблюдения в свой процесс творчества. Раскрашиваем, затем ламинируем картинки, так получаются книжки-малышки, после чего вместе рассматриваем, вспоминаем увиденное и даже составляем небольшие рассказы. Такая работа вызывает неподдельный интерес, радость, желание делать и добиваться результата.

Дети с ОВЗ любят творить и создавать, и мы видим море счастья в их глазах, им просто нужно в этом помочь, обогащая их жизненный творческий опыт.

Дети с ОВЗ любят творить и создавать, и мы видим море счастья в их глазах, им просто нужно в этом помочь, обогащая их жизненный творческий опыт. У них плохо сформированы нужные для понимания учебного материала знания, умения, навыки и умения, с помощь которых нормально развивающиеся дети обычно приобретают в ранний период. Такие дети с трудом усваивают навыками счета, чтения и письма. Им весьма трудно соблюдать принятые нормы поведения. Они испытывают большие трудности в произвольной организации деятельности: они с большим трудом выполняют инструкции воспитателя, переходить по его указанию от одного задания к другому. Встречаемые на пути трудности отрицательно влияют и ослабляют их нервную систему. Воспитанники очень быстро устают, работоспособность их значительно падает, а иногда они перестают выполнять работу.

Многие особенности таких детей говорят о том, что задержка психического развития обнаруживается как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и в задержке развития познавательных процессов. Это проявляется в том, что интеллектуальное развитие воспитанников не соответствуют их возрасту. Понижение трудоспособности и неустойчивость внимания могут иметь и другие симптомы личного характера. У одних детей максимальное проявление внимания и наиболее большая возможность работоспособности в начале выполнения задания и постепенно снижается в ходе выполнения работы; у других сосредоточение внимания наступает только после определенного периода деятельности; у третьих встречаются редкие проявления внимания и кратковременная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.

Многие воспитанники ощущают трудности в процессе восприятия. Прежде всего, это проявляется в том, что воспитанники не понимают в полной мере с изучаемый ими изучаемый материал. Очень значительная часть воспринимается ими неправильно.

Большое отставание и индивидуальность проследует и в развитии их мыслительной деятельности. Всё это вместе с наибольшей вероятностью проявляется в процессе решения интеллектуальных задач. Очевидный факт, что большинство выполняемых воспитанниками заданий связано с необходимостью решать те или иные интеллектуальные задачи. При решении многих заданий ребята сталкиваются с трудностями мыслительного характера.

Одна из психологических черт у таких ребят состоит в том, что у них обычно наблюдается отставание в развитии всех видов мышления. Это отставание встречается в максимальной степени во время решения задач, предусматривающих выполнение словесно-логического мышления.

Речь детей с ОВЗ так же отличается от детей нормы и связана с задержкой психического развития. Многим ребятам присущи дефекты речи, что естественно, приводит к трудностям в ходе процесса чтения и письма. Дети обладают скудным словарным запасом, понятия часто неполноценны — неточны, а за частую и просто ошибочны. Они испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций. Их собственная речь отличается бедностью словаря и примитивностью грамматического строя.

Значительным образом отличается поведение детей с ОВЗ. Ведущей деятельностью является игра. Но к школьному возрасту у детей оказывается несформированной высшая форма игровой деятельности — ролевая игра. Это игра со сложными правилами, которая по существу подготавливает ребенка к выполнению учебной деятельности. Дети оказываются не в состоянии выполнять взятую на себя роль. Переходят от одной роли к другой или начинают осуществлять манипулятивные действия. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.

В связи с этим у детей быстро развивается отрицательное отношение к учебной деятельности. Этого нужно и можно избежать. Надо только найти к каждому воспитаннику индивидуальный подход и необходимо всевозможно поддерживать у детей на первых порах положительное отношение к трудовой деятельности. Не следует постоянно напоминать об отсутствие успехов в учебной деятельности и критиковать за не адекватное поведение.

Таким образом, существуют определенные типичные особенности, характерные всем детям с ОВЗ:

‒ Ребенок с ОВЗ уже на первый взгляд обладает наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, не воспринимает и не выполняет многие словесные инструкции воспитателя, и в то же время превосходно чувствует себя в игре, и используя её тех случаях, когда появляется возможность уйти от трудной для него процесса обучения, хотя многие виды игры с разными правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ОВЗ недоступны и вызывают только тревогу или отказ от игры.

‒ Не воспринимая себя учеником и не понимая зачем ему учиться, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

‒ Учебный материал, идущий от воспитателя, воспитанник воспринимает с трудом и так же ее перерабатывает, а для полного понимания и восприятия он нуждается в наглядно-практическом материале и в предельно простой инструкции. Словесно-логическое мышление слабое, поэтому воспитанники плохо понимают, о чем идет речь.

‒ У ребят с ОВЗ очень низкий уровень работоспособности, очень быстрая утомляемость, объем, и темп работы низкий или полностью отсутствует. У многих ребят на замечания воспитателя вспыхивают негативные реакции, другие дети просто отказываются работать, если задание оказывается для них непосильным.

Литература:

  1. Павлова О. В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Вторая младшая группа: конспекты занятий. Волгоград: Учитель, 2011.-154 с.
  2. Королёва Т. В. Игры с красками: (рисование в младенческом возрасте). М.:ТЦ Сфера, 2008.-48 с.
  3. Васина Н. С. Бумажные цветы. М.6 Айрис — пресс, 2012.-112 с.
  4. Петрова И. М. Объёмная аппликация. Учебно-методическое пособие. «Детство-Пресс», 2007.-48 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебная деятельность, творческая деятельность, словесно-логическое мышление, психическое развитие, окружающий мир, мор счастья, жизненный творческий опыт, воспитанник.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос