Реализация деятельностного подхода в формировании коммуникативных навыков на уроках английского языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Павлова, Екатерина Спасова. Реализация деятельностного подхода в формировании коммуникативных навыков на уроках английского языка / Екатерина Спасова Павлова, Е. Н. Иванова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13434/ (дата обращения: 25.04.2024).



Наша жизнь не стоит на месте — она стремительно развивается, внося свои коррективы в образовательные процессы и требует новых знаний и умений. На сегодняшний день, системно — деятельностный подход наиболее полно описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского образования, являясь методологической основой стандартов общего образования нового поколения.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Овладение учащимися умением общаться на иностранном языке является основным назначением иностранного языка как предметной области школьного обучения. Технология деятельностного метода позволяет планировать достижение результатов с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, так как каждый ученик должен выйти из школы с ощущением уверенности в собственной языковой компетентности.

На начальном этапе обучения английскому языку важно организовать по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. И так как до начала обучения в школе, дети заняты преимущественно игрой и смена видов деятельности происходит не естественным путем и не по воле ребенка, этот период является сложным в его жизни. Одним из методов, снижающих адаптационные издержки перехода, является учебная игра, которая может принимать различные формы. Это сюжетные и ролевые игры, игровые импровизации, игры-фантазии и т.д [2, с. 3–4].

Итак, в обучении лексике или грамматике, в качестве основного мотивирующего приема можем использовать игру. В начале урока можно проводить любую игру с движениями в качестве физкультминутки или зарядки. Зарядка в сочетании с рифмами объединяет учащихся. Постоянное повторение рифмовок позволяет овладеть достаточным запасом слов, отработать произношение отдельных звуков и интонацию. Подобные игры, в дальнейшем, помогут снять скованность в реальном общении и на уроках английского языка. Музыкальное сопровождение оживляет процесс игры, а также помогает непроизвольному запоминанию слов и выражений. Изучение песен на английском языке помогает привить интерес к изучаемому предмету, пополняет лексический запас и помогает отследить различные грамматические явления на материале песен [3, с. 5].

Также, при изучении лексики и грамматики, обычное задание можно сделать более интересным, предложив игровой момент Mr. Rule saуs…. В любом учебнике, на всем протяжении работы с УМК, есть какой-нибудь сказочный персонаж, например в учебнике “Spotlight” на протяжении со второго по четвертый класс у детей есть любимчик — шимпанзе Chuckles, который играет с детьми в различные игры, поет с ними песни, рассказывает стихи. Таким образом, смысл задания заключается в том, что учащиеся выполняют только те команды, которые якобы дает этот персонаж. Использование сказочного персонажа помогает младшим школьникам лучше усвоить лексический материал, и обучение приносит не слезы, а радость. В этом случае, дети запоминают даже сложный грамматический материал практически автоматически, с помощью ассоциаций. В итоге, победителем становится самый внимательный ученик, а запутавшийся — выбывает из игры.

Речь ребенка обогащается быстрее, если учитель ставит его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи, построенных на принципах лингводидактики.

Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому.

Метод имитации заключается в том, что и обучающий, и обучаемый говорят одно и то же, но по-разному: обучающий несколько энергичнее, чем в повседневном разговоре, артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует ее, а обучаемый слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл (соотнести данные комплексы звуков с обозначаемыми предметами, действиями и т. д.). Этот метод применяется, начиная с самой ранней возрастной ступени и на всех последующих (не только в детском саду, школе, но и при обучении взрослых).

Особенно много благоприятных ситуаций для развития речи складывается в процессе сюжетных игр — ролевых, «режиссерских», драматизации.

В младших классах при обучении устной речи довольно результативным является прием драматизации, и что немаловажно, интерес и результативность сохраняются до выпуска из школы [1, с. 6]. Первым и самым важным вопросом, который задают ученики во всех классах — это «кого мы будем играть, и хватит ли на всех ролей». Драматизация уверенно сохраняет достаточный уровень мотивации на всех ступенях обучения иностранному языку. Актуальность и результативность инсценировок позволяет использовать их во время урока и во внеклассной работе не только в начальной, но и в средней школе. Уроки с использованием элементов драматизации способствуют созданию благоприятного психологического климата в классе и помогают учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения [1, с.7].

Учащимся, испытывающим затруднения при коммуникации, подойдет также ролевая игра, которая снимет все психологические барьеры, так как она способствует раскрепощению и активизации учащихся.

Ролевая игра обеспечивает расширение возможности индивидуализации процесса обучения иностранному языку, организованная в доброжелательной атмосфере способствует отработке языкового материала в смоделированной ситуации, решить комплекс задач по усвоению нового материала, закрепления, развития творческих способностей.

На этапе проведения игры учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли, они практикуют устную речь и речевые клише социокультурной направленности.

Коммуникативные игры являются необходимыми упражнениями при обучении иностранному языку, так как они приближают процесс активизации лексико-грамматического материала к условиям реального общения, а также обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

Коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала в речевой деятельности. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной деятельности.

Приемы коммуникативной методики используются в коммуникативных играх, в процессе которых учащиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому главной целью коммуникативных игр является организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы.

Своевременным и обоснованным считается использование интерактивных методов в образовании детей. Современному учителю нужно учить умению строить интересный, конструктивный диалог, в обществе высоко ценятся такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде, а участие в диалоге требует умение слушать, слышать, говорить и быть понятым. Интерактивность в наши дни обрела особое значение, и доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и интересными упражнениями. Итак, интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, он создает естественную языковую среду (с его помощью, с успехом можно использовать такие материалы, как художественные и документальные фильмы, мультфильмы, музыкальные клипы для проведения динамических минуток и даже рекламу) [4, с. 96].

Использование проектной технологии позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль.

Литература:

  1. Белянко Е. А. Драматизация в обучении английскому языку / Е. А. Белянко. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 93, [1] с. — (Серия «Сердце отдаю детям»).
  2. Комаров А. С. Игры и пьесы в обучении английскому языку / А. С. Комаров. Изд. 2-е Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 220, [2] с.
  3. Красюк В. В., Красюк Н. И. Стихи и игры на английском языке / сост. Красюк В. В., Красюк Н. И. — 3-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 96 с.: ил. — (English. Начальная школа)
  4. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед.вузов и учителей / Е. Н. Соловова. — 2-е изд.- М.: Астрель, 2010. — 272с.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, игра, английский язык, метод обучения, овладение учащимися, реальное общение, речевая деятельность, ролевая игра, устная речь, языковой материал.

Похожие статьи

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

При обучении устной речи необходимо развивать познавательные способности. Языковую компетенцию чаще всего раскрывают как совокупность конкретных умений, необходимых нам для речевых контактов и овладения языком как учебной дисциплины.

Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе

ролевая игра, иностранный язык, игра, учащийся, роль, английский язык, язык, младший возраст, коммуникативная мотивация, неподготовленная речь. Значение ролевой игры в процессе преподавания иностранного... Бесспорно, проведение ролевых игр на...

Ролевая игра как средство интенсификации процесса овладения...

ролевая игра, иностранный язык, игра, английский язык, урок, ребенок, иноязычное общение, игровая деятельность, вовлечение учащихся, устная коммуникация.

Ролевая игра как существенное дидактическое средство...

ролевая игра, иностранный язык, игра, учащийся, роль, английский язык, язык, младший возраст, коммуникативная мотивация, неподготовленная речь. Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе. 2. Ролевая игра может превзойти возможности любой парной и...

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

иностранный язык, процесс обучения, песнь, ролевая игра, ролевая ситуация, развивающая функция, время игры, обучение, материал, учебный материал. Ролевая игра как средство интенсификации процесса овладения...

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному...

ролевая игра, иностранный язык, игра, английский язык, урок, ребенок, иноязычное общение, игровая деятельность

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей... Ролевая игра мотивирует порождение речевой деятельности, так как обучаемые...

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку...

Характер и содержание игры социальны по своей природе и детерминированы конкретными культурными и социально-экономическими условиями жизни ребенка. Ролевая игра, как метод обучения иностранному языку...

Обучение диалогической речи на уроках английского языка

диалогическая речь, диалог, иностранный язык, ролевая игра, репка, английский язык, постановка задач, нетрадиционный метод обучения, монологическая речь, устная речь.

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней...

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь, учебный процесс.

Похожие статьи

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

При обучении устной речи необходимо развивать познавательные способности. Языковую компетенцию чаще всего раскрывают как совокупность конкретных умений, необходимых нам для речевых контактов и овладения языком как учебной дисциплины.

Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе

ролевая игра, иностранный язык, игра, учащийся, роль, английский язык, язык, младший возраст, коммуникативная мотивация, неподготовленная речь. Значение ролевой игры в процессе преподавания иностранного... Бесспорно, проведение ролевых игр на...

Ролевая игра как средство интенсификации процесса овладения...

ролевая игра, иностранный язык, игра, английский язык, урок, ребенок, иноязычное общение, игровая деятельность, вовлечение учащихся, устная коммуникация.

Ролевая игра как существенное дидактическое средство...

ролевая игра, иностранный язык, игра, учащийся, роль, английский язык, язык, младший возраст, коммуникативная мотивация, неподготовленная речь. Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе. 2. Ролевая игра может превзойти возможности любой парной и...

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

иностранный язык, процесс обучения, песнь, ролевая игра, ролевая ситуация, развивающая функция, время игры, обучение, материал, учебный материал. Ролевая игра как средство интенсификации процесса овладения...

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному...

ролевая игра, иностранный язык, игра, английский язык, урок, ребенок, иноязычное общение, игровая деятельность

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей... Ролевая игра мотивирует порождение речевой деятельности, так как обучаемые...

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку...

Характер и содержание игры социальны по своей природе и детерминированы конкретными культурными и социально-экономическими условиями жизни ребенка. Ролевая игра, как метод обучения иностранному языку...

Обучение диалогической речи на уроках английского языка

диалогическая речь, диалог, иностранный язык, ролевая игра, репка, английский язык, постановка задач, нетрадиционный метод обучения, монологическая речь, устная речь.

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней...

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь, учебный процесс.