Педагогический анализ программы по физической культуре для учащихся первых классов | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Михайлова С. Н. Педагогический анализ программы по физической культуре для учащихся первых классов [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 134-136. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13422/ (дата обращения: 22.06.2018).



В данной статье проводится анализ соответствия программы по физической культуре возрастным особенностям учащихся первых классов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.

Ключевые слова:физическая культура, школьники, программа, учитель физической культуры, физическая подготовка, двигательные качеств, координация движений.

При проведении занятий по физической культуре учитель должен опираться на точное знание возрастных особенностей строения и функций организма ребенка, на основные закономерности развития его психики и личности. Только в случае применения теоретически обоснованных методов обучения и воспитания педагогический процесс будет проходить грамотно и эффективно. В связи с этим целесообразно выполнить педагогический анализ программы по физической культуре и ее соответствие возрастным особенностям детей 6–7 лет.

Известно, что успешное освоение школьной программы по физической культуре для каждого возрастного периода требует определенного уровня в развитии двигательных качеств.

Педагогический анализ программы производился с целью определения требований, которые она представляет к двигательным качествам детей [1]. Педагогический анализ программы осуществляли учителя по физической культуре (в количестве 70-ти человек), имеющие высшее образование и опыт работы с детьми младшего школьного возраста.

Анализ программы осуществлялся консультативным методом. Сущность его заключалась в том, что учителя физической культуры определяли роль двигательных качеств, необходимых для выполнения каждого упражнения программы по физическому воспитанию. Сумма оценок, характеризующих долю двигательных качеств, необходимых для выполнения каждого упражнения, составляла 10 баллов. Они распределялись между двигательными качествами в зависимости от их важности для успешного выполнения каждого данного упражнения.

Опрос учителей проводился с целью выяснения уровня разработанности методик развития координации движений и других двигательных качеств Все опрошенные лица имели высшее специальное образование, средний стаж работы в школе работы в школе не менее 10 лет, вели уроки по физической культуре в младших классах..В опросе приняли участие 50 учителей по физической культуре.

Педагогический анализ программы по физическому воспитанию для учащихся первых классов позволил установить, выраженную в процентах, долю каждого двигательного качества, необходимого для успешного овладения упражнениями этой программы.

Результаты исследований показывают, что в программе содержатся упражнения, которые требуют для их усвоения проявления, главным образом, координации движении, равновесия, силы. Несколько меньшее значение имеют быстрота, гибкость, выносливость. В данном случае координация движений и равновесие рассматривались отдельно. Эти данные говорят о том, что в целом программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Анализ специальной литературы показал, что на общем фоне развития всех двигательных качеств детей в возрасте 6–7 лет большее внимание следует уделять координации движений, равновесию, быстроте, скоростно-силовым качествам, гибкости [2]. Это обусловлено тем, что двигательный аппарат ребенка более приспособлен к динамическим нагрузкам. Большие мышечные усилия недопустимы для детей. Продолжительная, монотонная работа, в частности, длительный бег, вызывает

отрицательные эмоции, приводит к утомлению и отказу от подобного рода деятельности. Кроме того, в период от шести до семи лет происходит особенный качественный скачок в совершенствовании регуляции кровообращения, что обусловливает необходимость предъявления более щадящих нагрузок в деятельности детей. Приведенные выше результаты были дополнены данными анкетного опроса учителей по физической культуре.

Большинство учителей (68,8 %), отвечая на вопрос о степени значимости двигательных качеств в освоении учебного материала программы по физической культуре для учащихся первых классов, первое место отвели координации движении, последующие — быстроте, гибкости, силе, равновесию, выносливости.

Опрошенные учителя испытывают трудности в методике развития двигательных качеств, особенно в отношении координации движении (61,8 %), силы (58,3 %), выносливости (41,3 %).

При развитии координации движении затруднения у многих учителей (70,0 %) вызваны недостатком научно-методической литературы по данному вопросу.

Для развития координации движении учителя используют различные средства: общеразвивающие упражнения, упражнения с предметами, упражнениями с элементами новизны, подвижные игры. Отдельные специалисты применяют упражнения танцевального характера (5,7 %), упражнении на внимание (4,8 %), упражнения для развития быстроты двигательных реакций (2.9 %).

Большинство опрошенных учителей (68,8 %) считают, что развитие координации движении целесообразно начинать у детей младшего школьного возраста.

При анализе ответов на вопрос о степени значимости специальных физических упражнений для развития координации движении у детей 6–7 лет получены следующие результаты: на первое место большинство учителей поставили упражнения на точность соразмерения движении в пространстве, упражнения на точность соразмерения движении во времени.

Таким образом, полученные в результате исследования данные свидетельствуют о том, что овладение учебным материалом школьной программы для учащихся первых классов зависит, главным образом, от уровня проявления координации движений и содействует ее развитию. В то же время это развитие не может быть высоко эффективным, поскольку оно происходит в значительной мере стихийно. Для целенаправленного развития координации движений необходимо применять упражнения, специально направленные на улучшение отдельных ее компонентов. А такие упражнения в программе не предусмотрены. Методика развития координации движении у детей 6–7 лет в передовой практике и научно-методической литературе разработана недостаточно. Поэтому специальный интерес представляет изучение влияния регулярных занятий физическими упражнениями на проявление координации движении.

У детей к 6–7 годам создаются благоприятные условия для развития координации движении. В это время происходят существенные изменения в произвольной двигательной функции детей. Они обусловлены интенсивным созреванием лобных областей коры головного мозга, двигательного анализатора и усилению его связей с мозжечком. А эти отделы мозга играют особо важную роль в управлении движениями человека, в сохранении равновесия, ориентировке в пространстве. Кроме того, к этому возрастному периоду происходит созревание физиологических механизмов, обусловливающих проявление координации движении. Возрастает сила и подвижность нервных процессов увеличивается возможность тормозных реакции [3]. Центральная нервная система детей отличается пластичностью, восприимчивостью, что определяет необычно выраженную способность к обучению. Вероятно, поэтому в период от 5 до 12 лет дети осваивают примерно 90 % общего объема двигательных навыков, приобретаемых человеком в течение жизни. Данное обстоятельство также служит благоприятной предпосылкой для целенаправленного развития координации движении, которое строится на базе обогащение детей двигательным опытом.

Важность развития координации движении у детей 6–7 лет подтвердили данные педагогического анализа программы по физическому воспитанию для учащихся первых классов. Они показали, что координация движений играет первостепенную роль при овладении учебным материалом, изложенным в программе.

На первый взгляд упражнения для развития координации движении подобраны в этой программе вполне удачно. В то же время в ней практически нет четкой установки на развитие элементарных компонентов координации движений. Есть лишь отдельные задания, направленные на формирование способности детей выполнять движения в заданном темпе. Абсолютное же большинство рекомендованных упражнений требует комплексного проявления координации движений. Выполнение упражнений без четких методических указаний не может дать достаточно высокого положительного эффекта. В данном возрасте необходимо больше уделять внимания развитию отдельных компонентов координации движений: согласованности движений различными звеньями тела; созданию представлений о мерах пространства, времени, способности соразмерять движения в пространстве, во времени и по величине мышечного усилия. Такой подход согласуется с указаниями ряда физиологов и педагогов. Развитие координации движений надо начинать с освоения основных элементов движений (направление, амплитуда, напряжение и скорость). А это возможно лишь в случае конкретной постановки задач перед детьми: выполнить упражнение в заданный интервал времени, в заданном темпе, в установленных пределах пространства, «в полную силу», «вполсилы». Детям младшего школьного возраста (до семи лет) следует давать упражнения для развития отдельных компонентов координации движении, учить их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакции [4]. При этом дети учатся управлять своими движениями и контролировать их. Они приобретают двигательный опыт, который позволяет им с меньшими затратами времени и усилии достигать большего эффекта. При таком подходе создаются благоприятные предпосылки для развития других двигательных качеств. Известно, что развитие силы, быстроты, выносливости на первых этапах зависит от внутримышечной и мышечной координации, от согласованности движений различными звеньями тела. Координация движений в значительной мере обусловливает экономное расходование нервной и мышечной энергии при выполнении сложных физических упражнений. Поэтому полная реализация физических возможностей детей становится реальной лишь при идеальной координации движении в разученном двигательном действии.

Результаты опроса учителей по физической культуре также свидетельствует, что в возрасте 6–7 лет в процессе физического воспитания детей первоочередное и наибольшее внимание следует уделять развитию координации движении. В то же время более половины опрошенных учителей испытывают трудности в методике ее развития у детей шести лет. Одной из причин такого положения является, по-видимому, недостаточная изученность вопрос развития координации движении у детей 6–7 лет. На сегодняшний день более глубоко исследованы возможности ее развития у детей более старшего возраста. Установлено, что энергичное улучшение отдельных компонентов координации движении происходит в период от 7 до 12 лет. В подавляющем большинстве указанных выше работ отправной точкой при проведении исследовании служил возраст 7 лет –время, когда дети начинали (до недавнего времени) обучение в школе и были охвачены обязательными уроками по физической культуре. Отсюда и вытекали соответствующие выводы, полученные в работах о том, что младший школьный возраст (7–10 лет) является благоприятным периодом для развития координации движении в результате применения целенаправленных педагогических воздействий. Возрастные же возможности детей шести лет в плане развития у них данного двигательного качества оказались менее исследованными. И, очевидно, поэтому в специальной литературе гораздо реже можно встретить рекомендации о целесообразности развития координации движении у детей данного возраста.

Литература:

  1. Физическая культура. Учебная программа для 1–4 классов общеобразовательной школы: Министерство образования и науки Республики Казахстан, Национальная академия образования им. И.Алтынсарина. — Астана, 2014.-21с.
  2. Шитикова Г. Ф. Методические основы направленного использования физической культуры в различные периоды школьного возраста / Основы теории и методики физической культуры: Учебн. для техн. физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловкого — М.: ФиС, 1986. — С. 223–235.
  3. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов –М, Высшая школа, 198. -394 с.
  4. Михайлова С. Н. Развитие координации движений у детей 6–7 лет как основа повышения их физической подготовленности: Дис… канд. пед. наук.- Ленинград, 1989. -231с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, развитие координации, движение, упражнение, ребенок, педагогический анализ программы, координация движений, младший школьный возраст, учащееся первое классов, физическое воспитание.

Ключевые слова

школьники, программа, физическая культура, физическая подготовка, координация движений, учитель физической культуры, двигательные качеств

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос