Использование модульной технологии на уроках физики | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Осипова Л. Г. Использование модульной технологии на уроках физики [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 106-108. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13376/ (дата обращения: 16.08.2018).



Знания только тогда знания, когда они добыты собственной мыслью, а не памятью

Л. Н. Толстой

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Цель профессионального образования — подготовка рабочих, умеющих ориентироваться в нестандартных ситуациях, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать план действий.

Формирование этих качеств возможно при использовании такой образовательной системы, которая была бы направлена на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями. Одной их таких технологий является модульное обучение.

Технология модульного обучения позволяет обучающемуся приобретать навыки рационального использования времени на уроке, учиться соизмерять свои силы и способности, более ответственно подходить к оценке выполненной работы, искать пути решения поставленных задач. Технология модульного обучения, как личностно-ориентированная, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы обучающихся.

Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий учеников, причем не эпизодических, а системных. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и дозы помощи обучающемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т. е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Из положительных аспектов данной технологии я выделила для себя следующие:

– жесткая последовательность действий, законченность блоков содержания, предполагающая движение обучающегося с постепенным погружением в детали циклов;

– индивидуальный темп обучения, адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых за счет исходной диагностики знаний и темпа усвоения;

– обязательный самоконтроль;

– формирование ориентировочной основы действий;

– гибкое управление обучением;

– рефлексивный подход (многократно повторяющаяся учебная деятельность обучающихся в ходе самостоятельной работы на адекватном индивидуализированном уровне сложности переводит умения в навыки).

Поскольку модульная технология обучения призвана, в частности, устранить прогрессирующую пока потерю интереса обучающихся к учёбе, она ориентирована на использование естественной потребности ребят в познании окружающего мира, на развитие их самостоятельности и активности. Необычная организация занятий в рамках модульной технологии — сильнейший стимул учёбы, развития познавательного интереса. Изменение методики преподавания, связанное с внедрением в учебно-воспитательный процесс модульной технологии, затрагивает изменение не только содержания обучения, но и его методы, ориентируя их на возвышение, развитие личности обучающегося, на создание благоприятных условий для её становления и развития.

Основной целью обучения я считаю создание условий для самореализации личности каждого обучающегося, удовлетворения его образовательных потребностей в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Необходимо подготовить обучающихся к творческому, интеллектуальному труду, социализировать с учетом реальных потребностей рынка труда.

В современных условиях возрастает объем информации и знаний, поэтому преподаватели средних специальных учебных заведений просто обязаны кардинально поменять взаимоотношения обучающегося и преподавателя в учебном процессе. Одно из ведущих положений теории деятельности — эффективное обучение. Оно предполагает такую организацию, при которой обучающийся сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае знания усваиваются осознанно и прочно.

Обучающийся должен учиться сам, а преподаватель осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. заинтересовать, организовать, а также координировать, консультировать и контролировать учебную деятельность.

Достичь желаемого возможно, применяя такие современные технологии обучения, как, например, модульное обучение. Именно модульное обучение интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Из программированного обучения заимствуется идея активности обучающегося — четкие действия в определенной логике; постоянная проверка своих действий самоконтролем, индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть, отраженная в названии. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью. Психология обогатила обучение рефлексивным подходом. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизация обучения, принцип проблемности — все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса.

Технология модульного обучения является адаптивной, природосообразной, способствует сохранению уровня психофизического здоровья, снижению тревожности, росту самостоятельности и качеству обучения. Она научно актуальна: в ней сочетаются новые подходы к обучению и традициям, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт ее применения неизбежно приводит к росту компетентности обучающихся и преподавателей. Информационные технологии в модульном обучении сочетают в себе стимулы повышения профессионального мастерства с выполнением общественно важной миссии — подготовки способных, увлеченных людей.

Модульный урок отличается от обычного тем, что ученики учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою и чужую работу. Особое внимание обращается на то, чтобы каждый обучающийся уяснил цель урока, что и как необходимо изучить на данном уроке, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит преподавателя из режима информирования в режим консультирования и управления. Роль учителя на модульном уроке — управление работой обучающихся. При такой организации работы есть возможность общаться практически с каждым обучающимся, помогать слабым и консультировать сильных.

У значительной части учеников отмечается неуверенность в себе, страх неудачи, апатия. Модульный урок даёт возможность получать много оценок — баллов за все виды устных и письменных работ. При этом получается, что даже двойка перестаёт быть “приговором”. Получив неудовлетворительную отметку, обучающийся может самостоятельно исправить её, доработав материал. В журнале выставляют только оценки “выходного контроля”.

Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если обучающийся отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то ему нет необходимости выполнять домашнее задание. Если же в ходе работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Обычно в конце каждого урока — модуля есть рекомендации преподавателя, которые начинаются словами: “Если ты что-то не усвоил на уроке, не расстраивайся, повтори параграф №, выполни решение следующих задач”

Модульное обучение активизирует способности обучающихся, поэтому предусмотрены задания творческого характера. Такая работа оценивается отдельно. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого обучающегося исключает нарушения дисциплины.

Преподаватель должен понять, что для обеспечения высокой профессиональной подготовки в условиях рыночной экономики необходимо смещать акцент в сторону самостоятельной учебной деятельности обучающихся, что его задача — не набивать их головы автоматически знаниями, как копилку, а научить учиться.

Стоит отметить, что в модульную технологию обучения органически вписывается рейтинговая система оценки знаний, так как в модулях очень четко представлены все элементы знаний, а также уровни их усвоения.

Литература:

  1. Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев.-15-е изд.- М.: Просвещение. 2006.-381с. ISBN 5–09–015168–7
  2. Касьянов В. А. Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2002.-416с. ISBN 5–7107–5381–5
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.
  4. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе. М. Новая школа, 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): модульное обучение, обучающийся, модульная технология, модульный урок, учебная деятельность, учебное содержание, рефлексивный подход, гибкое управление, домашнее задание, учебный материал.

Похожие статьи

Модульные технологии обучения в вузе | Статья в сборнике...

модульное обучение, учебная проблема, учебный материал, модульная технология, блочно-модульное обучение, задание, балл, проблемное обучение, модульное занятие, модуль.

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии. модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный процесс, учебная дисциплина, управление качеством, процесс обучения, модульный подход, Высшее профессиональное образование.

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии...

модульное обучение, учебная проблема, учебный материал, модульная технология, блочно-модульное обучение, задание, балл, проблемное обучение, модульное занятие, модуль. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии.

Технология модульного обучения в школе | Статья в журнале...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм. Модульность в образовании: методики...

Применение блочно-модульной технология в развитии...

модульное обучение, модуль, учебная программа, учебный материал, студент, работа, задание, обратная связь, модульная

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии. модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный...

Модульная технология обучения как средство повышения...

обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная задача, практическое задание, окончательный результат, дополнительная информация, входной контроль.

Модульно-рейтинговая система как средство повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Модульное обучение как педагогическая технология

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульной представления учебной информации. Модульное обучение как педагогическая технология имеет давнюю историю.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Модульные технологии обучения в вузе | Статья в сборнике...

модульное обучение, учебная проблема, учебный материал, модульная технология, блочно-модульное обучение, задание, балл, проблемное обучение, модульное занятие, модуль.

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии. модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный процесс, учебная дисциплина, управление качеством, процесс обучения, модульный подход, Высшее профессиональное образование.

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии...

модульное обучение, учебная проблема, учебный материал, модульная технология, блочно-модульное обучение, задание, балл, проблемное обучение, модульное занятие, модуль. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии.

Технология модульного обучения в школе | Статья в журнале...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм. Модульность в образовании: методики...

Применение блочно-модульной технология в развитии...

модульное обучение, модуль, учебная программа, учебный материал, студент, работа, задание, обратная связь, модульная

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии. модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный...

Модульная технология обучения как средство повышения...

обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная задача, практическое задание, окончательный результат, дополнительная информация, входной контроль.

Модульно-рейтинговая система как средство повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Модульное обучение как педагогическая технология

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульной представления учебной информации. Модульное обучение как педагогическая технология имеет давнюю историю.

Задать вопрос