Развитие умственных способностей малышей в процессе формирования сенсорной культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Маттис О. И. Развитие умственных способностей малышей в процессе формирования сенсорной культуры [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 55-56. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13331/ (дата обращения: 20.06.2018).



В опыте работы по данной теме определены цель, задачи и основные направления реализации сенсомоторной деятельности детей раннего возраста, эффективные методы работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсомоторное восприятие, интеграция образовательных областей, педагогическая компетентность, проектная деятельность

Одним из приоритетных направлений раннего периода детства является воспитание сенсомоторной культуры детей. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее сензитивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук — это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач — рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню мышления — наглядно-образному — и будет оперировать уже не предметами, а их образами. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.

Целью сенсомоторной деятельности детей раннего возраста является обеспечение условий для развития сенсомоторных способностей детей. Определены следующие задачи:

– Развивать мелкую моторику рук;

– Способствовать развитию координации движения кистей рук;

– Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

– Активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса;

– Повышение педагогической компетентности родителей в области педагогики и психологии;

Успешность решения данных задач зависит от целенаправленно организованной образовательной деятельности, которая строится на основе принципа интеграции разных видов детской деятельности, путём использования «жизненной обстановки» в целом, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Использование педагогической диагностики, рекомендованной Печорой К. Л., Пантюхиной Г. В., позволяет организовать мониторинг сенсорного развития детей, определить уровень сенсорного развития каждого ребёнка, наметить перспективное педагогическое сопровождение по формированию сенсомоторной деятельности.

В группе создана такая предметно-развивающая среда, которая способствует сенсомоторному развитию детей. Имеется современный сенсомоторный центр, множество коррекционно-развивающих игр для формирования представлений о величине, форме, цвете. Дети используют метод сравнивания, сопоставления предметов, находят сходство и различия между ними, совершенствуют умение дифференцировать предметы по величине, форме и цвету. Игры, с использованием музыкальных инструментов: погремушки, бубен, барабан, дудочка, колокольчик и т. д., прослушивание аудиокассет со звуками домашних животных и птиц, мелодичных звуков водопадов, ручейка, шума моря, дождя вызывают живой отклик у детей и активизируют развитие их слуховых анализаторов. Различные приспособления с интересными световыми эффектами, светящиеся гирлянды, зеркальный шар на штативе способствуют развитию органов зрения, создают ощущение комфорта и безопасности. Благотворное влияние на организм малышей и стимулирование органов обоняния оказывают вдыхание природных запахов мяты, апельсиновых корок, кофе, чеснока. Огромное значение имеют пальчиковые тренинги — такие как: сухие бассейны, пальчиковый массаж, игры с водой, мешочки с крупами совершенствуют мелкую моторику рук, движения координации руки. Игры с использованием природного материала (гороха, фасоли, орехов, каштанов, камней, песка) и бытового материала (карандашей, прищепок, кусочками различного меха, шнурков, пуговиц, липучек) развивают не только ручную и пальцевую моторику, но и творческое воображение малышей, тактильную чувствительность. Дети с увлечённостью играют с пирамидками, собирают кольца в убывающей и возрастающей последовательности, составляют пазлы в единое целое, используют мозаику, конструкторы различных размеров.

Красочно оформленный развивающий центр «Песка и воды» имеет многофункциональное значение. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, исследуют границы дозволенного, знакомятся со свойствами воды и песка, со свойствами предметов, открывают правила взаимодействия и присваивают социальный опыт. Многообразие сенсорных игр стимулируют не только развитие ручной и пальцевой моторики, обогащению чувственного опыта, но и способствуют снятию эмоционального напряжения малышей, купируют состояния невротических проявлений, обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе, их психологическое благополучие.

Гармоничное всесторонне развитое становление личности ребёнка невозможно обеспечить без тесного сотрудничества с родителями. С целью повышения педагогической компетентности родителей, создания единой стратегии воспитания и развития детей, вовлечения родителей в жизнь детского сада применяем различные технологии педагогического взаимодействия с семьёй. Эффективным современным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность, которая объединяет родителей, детей и воспитателей. Участие родителей в творческих выставках, конкурсах вместе с детьми способствует созданию доверительных, партнёрских отношений, взаимопониманию друг с другом. Установление отношений, основанных на доверии между родителями и педагогами, помогает реализовать единую стратегию формирования сенсорной культуры детей — как базисную основу к успешному развитию умственных способностей дошкольников.

Литература:

  1. Авдеева И. С., Борисенко М. Г. «Помоги мне сделать самому», СПб.: Паритет, 2003;
  2. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик!», изд.дом «Карапуз»,2004;
  3. Белая К. Ю. «Первые шаги», Москва: ЛИНКА — ПРЕСС, 2002;
  4. ГордееваТ.В. «Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами», Москва: Книголюб, 2008;
  5. Павлова С. В., Савинцева Е. А. «Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста», детский клуб «Умка», Москва: пед.общество России, 2010;
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное развитие, мелкая моторика рук, ребенок, развитие детей, деятельность детей, педагогическая компетентность родителей, ранний возраст, пальцевая моторика, окружающий мир, развитие, игра, формирование представлений.

Ключевые слова

проектная деятельность, педагогическая компетентность, сенсорное развитие, сенсомоторное восприятие, интеграция образовательных областей

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос