Развитие умственных способностей малышей в процессе формирования сенсорной культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маттис, О. И. Развитие умственных способностей малышей в процессе формирования сенсорной культуры / О. И. Маттис. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 55-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13331/ (дата обращения: 19.04.2024).



В опыте работы по данной теме определены цель, задачи и основные направления реализации сенсомоторной деятельности детей раннего возраста, эффективные методы работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсомоторное восприятие, интеграция образовательных областей, педагогическая компетентность, проектная деятельность

Одним из приоритетных направлений раннего периода детства является воспитание сенсомоторной культуры детей. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее сензитивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук — это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач — рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню мышления — наглядно-образному — и будет оперировать уже не предметами, а их образами. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.

Целью сенсомоторной деятельности детей раннего возраста является обеспечение условий для развития сенсомоторных способностей детей. Определены следующие задачи:

– Развивать мелкую моторику рук;

– Способствовать развитию координации движения кистей рук;

– Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

– Активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса;

– Повышение педагогической компетентности родителей в области педагогики и психологии;

Успешность решения данных задач зависит от целенаправленно организованной образовательной деятельности, которая строится на основе принципа интеграции разных видов детской деятельности, путём использования «жизненной обстановки» в целом, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Использование педагогической диагностики, рекомендованной Печорой К. Л., Пантюхиной Г. В., позволяет организовать мониторинг сенсорного развития детей, определить уровень сенсорного развития каждого ребёнка, наметить перспективное педагогическое сопровождение по формированию сенсомоторной деятельности.

В группе создана такая предметно-развивающая среда, которая способствует сенсомоторному развитию детей. Имеется современный сенсомоторный центр, множество коррекционно-развивающих игр для формирования представлений о величине, форме, цвете. Дети используют метод сравнивания, сопоставления предметов, находят сходство и различия между ними, совершенствуют умение дифференцировать предметы по величине, форме и цвету. Игры, с использованием музыкальных инструментов: погремушки, бубен, барабан, дудочка, колокольчик и т. д., прослушивание аудиокассет со звуками домашних животных и птиц, мелодичных звуков водопадов, ручейка, шума моря, дождя вызывают живой отклик у детей и активизируют развитие их слуховых анализаторов. Различные приспособления с интересными световыми эффектами, светящиеся гирлянды, зеркальный шар на штативе способствуют развитию органов зрения, создают ощущение комфорта и безопасности. Благотворное влияние на организм малышей и стимулирование органов обоняния оказывают вдыхание природных запахов мяты, апельсиновых корок, кофе, чеснока. Огромное значение имеют пальчиковые тренинги — такие как: сухие бассейны, пальчиковый массаж, игры с водой, мешочки с крупами совершенствуют мелкую моторику рук, движения координации руки. Игры с использованием природного материала (гороха, фасоли, орехов, каштанов, камней, песка) и бытового материала (карандашей, прищепок, кусочками различного меха, шнурков, пуговиц, липучек) развивают не только ручную и пальцевую моторику, но и творческое воображение малышей, тактильную чувствительность. Дети с увлечённостью играют с пирамидками, собирают кольца в убывающей и возрастающей последовательности, составляют пазлы в единое целое, используют мозаику, конструкторы различных размеров.

Красочно оформленный развивающий центр «Песка и воды» имеет многофункциональное значение. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, исследуют границы дозволенного, знакомятся со свойствами воды и песка, со свойствами предметов, открывают правила взаимодействия и присваивают социальный опыт. Многообразие сенсорных игр стимулируют не только развитие ручной и пальцевой моторики, обогащению чувственного опыта, но и способствуют снятию эмоционального напряжения малышей, купируют состояния невротических проявлений, обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе, их психологическое благополучие.

Гармоничное всесторонне развитое становление личности ребёнка невозможно обеспечить без тесного сотрудничества с родителями. С целью повышения педагогической компетентности родителей, создания единой стратегии воспитания и развития детей, вовлечения родителей в жизнь детского сада применяем различные технологии педагогического взаимодействия с семьёй. Эффективным современным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность, которая объединяет родителей, детей и воспитателей. Участие родителей в творческих выставках, конкурсах вместе с детьми способствует созданию доверительных, партнёрских отношений, взаимопониманию друг с другом. Установление отношений, основанных на доверии между родителями и педагогами, помогает реализовать единую стратегию формирования сенсорной культуры детей — как базисную основу к успешному развитию умственных способностей дошкольников.

Литература:

  1. Авдеева И. С., Борисенко М. Г. «Помоги мне сделать самому», СПб.: Паритет, 2003;
  2. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик!», изд.дом «Карапуз»,2004;
  3. Белая К. Ю. «Первые шаги», Москва: ЛИНКА — ПРЕСС, 2002;
  4. ГордееваТ.В. «Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами», Москва: Книголюб, 2008;
  5. Павлова С. В., Савинцева Е. А. «Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста», детский клуб «Умка», Москва: пед.общество России, 2010;
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика рук, сенсорное развитие, деятельность детей, игра, окружающий мир, пальцевая моторика, педагогическая компетентность родителей, развитие, развитие детей, ранний возраст, ребенок, формирование представлений.

Ключевые слова

проектная деятельность, педагогическая компетентность, сенсорное развитие, сенсомоторное восприятие, интеграция образовательных областей

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: моторика, мелкая моторика, творчество, продуктивно-творческая деятельность. Abstract.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

ребенок, игра, рука, ранний возраст, пальчиковая гимнастика, палец, мелкая моторика, упражнение, мелкая моторика рук, тонкое движение пальцев рук.

Развитие мелкой моторики у малышей | Статья в журнале...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей... ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, возраст задания.

Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные...

Из определения можно понять, что развитие мелкой моторики, в соответствии с возрастом, является необходимым и важным этапом в жизни каждого ребенка. При рождении мелкая моторика развита на примитивном уровне – разглядывание пальцев и рук...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок уже с первых дней начинает познавать окружающий мир, ощущая его кончиками пальцев, своими ладошками.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста... ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

ребенок, игра, мелкая моторика, рука, упражнение, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, старший возраст, младший возраст, возраст задания.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: моторика, мелкая моторика, творчество, продуктивно-творческая деятельность. Abstract.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

ребенок, игра, рука, ранний возраст, пальчиковая гимнастика, палец, мелкая моторика, упражнение, мелкая моторика рук, тонкое движение пальцев рук.

Развитие мелкой моторики у малышей | Статья в журнале...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей... ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, возраст задания.

Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные...

Из определения можно понять, что развитие мелкой моторики, в соответствии с возрастом, является необходимым и важным этапом в жизни каждого ребенка. При рождении мелкая моторика развита на примитивном уровне – разглядывание пальцев и рук...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок уже с первых дней начинает познавать окружающий мир, ощущая его кончиками пальцев, своими ладошками.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста... ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

ребенок, игра, мелкая моторика, рука, упражнение, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, старший возраст, младший возраст, возраст задания.