Риски в условиях модернизации и реформирования профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Холикова Г. М. Риски в условиях модернизации и реформирования профессионального образования [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 110-113. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13314/ (дата обращения: 25.06.2018).



В условиях глобализации современного мира и изменениях в российском обществе, которое выражается в становлении рыночных отношений, система образование в Российской Федерации сталкивается с новыми вызовами и угрозами.

Внешние вызовы и угрозы: быстрая потеря актуальности знаний, демографический спад, информатизация, нарастание социальных изменений, несоответствие рынка труда и образовательных услуг, социальное расслоение общества [1].

Внутренние вызовы и угрозы: акцент на формирование компетенций, разрыв поколений в педагогической и научной деятельности, снижение качества образовательного процесса, старение педагогического и профессорско-преподавательского корпусов, устаревшая парадигма управления.

Системы образования должно реагировать на вызовы времени, учитывая риски в процессе принятия решений, связанных с модернизацией и реформированием [2].

Факторы, определяющие необходимость модернизации системы образования: новые социальные требования к образованию, роль образования в развитии общества, соответствие образования тенденциям мирового развития [3].

Тенденции развития в модернизации образования: глобальные проблемы, динамичное развитие экономики, переход к информационному обществу, роль человеческого капитала, ускорение темпов развития общества [4].

Новые социальные требования к системе образования: гуманизация общественно-экономических отношений, равный доступ молодежи к полноценному качественному образованию, сохранение и развитие русского и родного языков, сохранение нации, обеспечение устойчивого, динамичного развития общества, формирование профессиональной элиты, формирование самосознания и самоидентичности, формирования жизненных установок личности. [5]

Перед системой образования поставлены многогранные задачи: от консолидации общества до защиты его социально незащищенных слоев.

Проблемы в современном образовании:

– Трудоустройство выпускников,

– “Кадровый голод”,

– Не обеспечение фундаментальных знаний,

Институциональные риски модернизации образования. Развитие ЕГЭ как главный фактор риска. Цель ЕГЭ — способствовать реализации общедоступности образования, соблюдению прав граждан и решению проблемы коррупции.

Последствия введения ЕГЭ:

– Позитивные: повышение ответственности учащихся за результаты собственной учебной деятельности, увеличится вариативность образовательных программ снизится их качество, развитие навыков письменной речи, работы с тестами, формирование умения ориентироваться в незнакомых заданиях, исчезнет необходимость в курсах по подготовке в вуз.

– Негативные: всю ответственность переложат на учителя, исчезнут дискуссионные вопросы, творческие задания, слабые ученики разучатся вести дискуссию, натаскивание на правильные ответы, увеличивая объем справочного материала для запоминания, рост объема репетиторских услуг, так как в качестве обучения ничего не изменится, а ответственность будет переложена на учащихся.

Меры управленческого воздействия в обеспечении качества образования для предупреждения рисков [6]:

  1. Информационные: обсуждение практики на всех уровнях управления, ознакомление с подобным опытом в других странах.
  2. Организационно-методические: выработка механизма коррекции, повышение квалификации педагогов школ, качественное изменение содержания тестов для сдачи ЕГЭ.
  3. Политико-правовые: изменения и дополнения в области права, выяснение действительного отношения к ЕГЭ.
  4. Процедурные: выработка жесткого механизма контроля, установление строгого механизма формирования аттестационных комиссий.

Для более эффективного управления процессами модернизации образования необходим механизм обратной связи, заключающийся в:

  1. Исследовании общественного мнения.
  2. Изучении органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений результатов, исследования общественного мнения.
  3. Разъяснение изменений в системе образовании.
  4. Учет результатов, исследования общественного мнения, при разработке мероприятий корректирующего характера [7].

Социальная технология взаимодействия участников образовательного процесса и всех заинтересованных сторон в режиме постоянного диалога, для этого необходимы:

  1. Анализ сферы образования
  2. Изучение мнений в сфере образования
  3. Обобщение опыта преподавателей-новаторов.
  4. Организация деловых, организационно-деятельностных, инновационных и других игры, семинары, тренинги, курсы повышения квалификации и т. д.
  5. Разработка плана мероприятий по каждому проекту.
  6. Разработка инновационных проектов.

Основная идея заключается в том, что для правильного эффекта необходим постоянный диалог всех сторон. Это главное условие успешной реализации модернизации, так как проблемы, выявленные сейчас, это серьезные препятствия для осуществления целей и задач, поставленных государством для реформирования образования [8].

Изменения в экономике, появление новых рабочих мест, внедрение новых технологий в производство приводят к изменениям в социальной структуре общества. Что приводит к новым требованиям к системе образования [9].

Конечный итог различного рода реформирования определяется системой властных отношений в обществе, государстве. Власть через своих представителей лоббирует свои идеи. Государство манипулирует сферой образования посредством свой политики: диктует правила, нормы для образовательных учреждений, предоставляя образовательному учреждению “самостоятельно” выбирать пути развития в рамках законов. Образование осуществляет вертикаль взаимоотношений в государстве, обществе, которая устраивает верхние «этажи» социального общества [10]. Отсутствует влияние гражданского общества на функционирование и развитие системы образования и не только, ведь гражданское общество само тоже только формируется, что приводит к замкнутому кругу в функционирование системы образования, а это есть серьезная угроза нормальному осуществлению целей и задач образования как социального института.

Цель функционирования образовательного учреждения — это предоставление качественного образования на современном уровне. Существует деформация основных целей и задач вузов, а финансовая сторона вопроса стала выходить на передний план [11]. Это произошло вследствие того, что рынок образовательных услуг стал серьёзной частью экономики, так образовательная деятельность стала иметь её характерные черты: коррупция, взяточничество, значительное социальное расслоение и т. д.

Главная угроза модернизации образования — это объединение административного и финансового ресурсов в руках управленческого аппарата вузов. Переход на многоуровневую систему обучения дает возможность управленцам осуществлять преобразования в целях усиления своей власти, приспосабливая изменения в интересах группы заинтересованных лиц, допущенных к управлению [12]. Используются манипулятивные технологии воздействия на общественное мнение, этому способствует сохраняющаяся жесткая модель управления в вузах, в отдельных случаях принимающая форму диктатуры руководителя.

На данный момент существует проблема формирования инновационной среды, то есть создание условий для разработки и внедрения новаций. Главное условие — это разработка и внедрение инновационной модели управления. Черты инновационной модели управления:

– Методы руководства:

  • акцент на открытость в обсуждении вопросов, проблем,

– Новый взгляд на иерархию:

  • акцент на процессы самоорганизации,

– Конфликт как способ развития организации,

– Использование научных методов в решении проблем,

– Неформальное отношение к персоналу, как к равноправным участникам совместной деятельности,

– Внедрение новаций в сферы жизнедеятельности организации,

Данная модель управления способна уменьшить риски и угрозы процесса функционирования образования, сделав его модернизацию более понятной. Проблема состоит в том, что к реальному управлению вузами практически не привлекаются заинтересованные лица: студенты, представители местных сообществ и деловых кругов: уменьшилось влияние ученых советов факультетов, вузов, но формально они имеют широкие полномочия в решении значимых вопросов функционирования и развития образовательного учреждения.

Литература:

  1. Яныкина А. П., Какадий И. И. Развитие высшего образования в России: современные подходы и тенденции//Аллея науки. -2017. -Т. 3. -№ 9. -С. 437–441.
  2. Николаева А. А., Караханян К. Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление//Образование в современном мире: инновационные стратегии: сборник научных статей. -Самара: Изд -во «Самарский университет», 2016. -С. 39 -48.
  3. Радостева М. В. Социальное партнерство в сфере образования на современном этапе // Научный журнал Дискурс. 2017. № 9 (11). С. 60–70.
  4. Радостева М. В. Социально-экономические потребности как одна из базовых категорий экономики // В сборнике: Актуальные проблемы экономических исследований Москва, 2012. С. 88–99.
  5. Аллянов, Ю. Н. Коррекция функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии: Монография / Ю. Н. Аллянов, И. А. Батракова, Е. В. Филатова; Финуниверситет, Каф».Физическое воспитание». — М.: Финуниверситет, 2013–80 с.;
  6. Савченко И. А., Варавкина А. В. Актуальные проблемы управления развитием образовательной организации//Экономика и предпринимательство. -2017. -№ 1. -С. 1034 -1036.
  7. Хачатуров Г. А., Мирошин А. В. Метод дорожных карт и его применение в государственной образовательной, научной и инновационной политике России // Вопросы экономики и права. 2016 № 3 (93). С. 99–103.
  8. Пряжникова, Е. Ю. Психология труда: теория и практика: учебник для бакалавров/Е. Ю. Пряжникова. -М.: Юрайт, 2014.
  9. Грызунова Н. В., Радостева М. В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. Москва.:МОСГУ, 2012
  10. Радостева М. В. Заработная плата учителя как фактор экономической безопасности Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 3. С. 71–76.
  11. Николаева А. А., Васильева А. С. Рынок образовательных услуг и трудоустройства молодых специалистов города Москвы в условиях инновационной экономики // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 3. С. 147–153.
  12. Яныкина А. П., Какадий И. И. особенности современных технологий управления образованием и применение их в практической деятельности // Экономика и предпринимательство. 2017. № 5–1 (82–1). С. 500–503.
Основные термины (генерируются автоматически): система образования, общественное мнение, образовательное учреждение, главное условие, образовательный процесс, гражданское общество, инновационная модель управления, Внедрение новаций, сфера образования, изменение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос