Патриотическое воспитание студентов на примерах выдающихся спортсменов-участников Великой Отечественной войны | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 07.11.2017

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Морозов А. С. Патриотическое воспитание студентов на примерах выдающихся спортсменов-участников Великой Отечественной войны [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 173-175. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13254/ (дата обращения: 15.08.2018).



Рассматриваются вопросы патриотического воспитания студентов, использование примеров спортсменов участников Великой Отечественной войны в целях патриотической воспитательной работы.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, студенчество, спорт

Будущее любой страны целиком и полностью зависит от молодого поколения. Его воспитание — одна из важнейших государственных задач. [8]

Сегодня особое значение приобретает воспитание идентичности, соответствующей задачам, стоящим перед Россией, что можно сформулировать в виде следующих вопросов: «Кто мы?», «Почему мы?», «А если не мы, то кто?». [3, с. 43–44]

Общая цель патриотического воспитания заключается в формировании у молодежи высоких социально значимых качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства. Для этого необходимо решать задачи, направленные на повышение уровня социальной активности и гражданственности. [2, с. 141–142]

Студенчество — настоящая и будущая интеллектуальная элита, на которую опирается и будет опираться государство [6, с.7] и поэтому патриотическое воспитание студенческой молодежи — одна из важнейших задач. Одним из инструментов ее решения является массовый, любительский спорт, вовлечение в него широких масс молодежи, что служит также и делу пропаганды здорового образа жизни. [5]

Занятия спортом это не только физические упражнения, но и воспитание на примере выдающихся спортсменов как настоящего, так прошлого. Одним из важных направлений такой воспитательной патриотической работы может и должно стать информирование студентов о подвигах спортсменов, совершенных в годы Великой Отечественной войны, их боевом пути и последующем вливании в мирную жизнь. Тренер, преподаватель может рассказать о том, как занятия спортом, спортивные навыки помогали воинам-спортсменам на полях сражений, в партизанских отрядах и т. п. Эту информацию, возможно, давать в виде бесед, лекций с демонстрацией фото и видео рядов, семинаров с участием самих студентов.

Приведем примеры мужества и героизма воинов-спортсменов в годы Великой Отечественной войны.

Как только наступила первая военная зима, самое широкое применение нашли лыжи и соответственно навыки спортсменов-лыжников. Лыжные батальоны опережали и окружали врага, устраивали огневые засады, перерезали коммуникации, совершали рейды преследования.

Обладая большой маневренностью, действуя вне дорог и появляясь неожиданно в тылу или на флангах неприятеля, лыжники вносили панику и смятение в его ряды. Из бойцов-лыжников формировались специальные подразделения воздушно-десантных войск, роты разведки, отряды и группы подрывников, истребителей танков, прочие части особого назначения. Действуя в составе особых отрядов народных мстителей, используя высокое искусство передвижения на лыжах и другие военно-прикладные навыки, лыжники наносили чувствительные удары по фашистским захватчикам. Только за первый год войны партизаны-лыжники уничтожили около 3 тысяч вражеских солдат и офицеров, взорвали 87 железнодорожных мостов, пустили под откос более 1000 вагонов с вражескими войсками и военными грузами, совершили 24 нападения на фашистские аэродромы. Фашисты называли летучие, неуловимые, страшные своей ударной силой отряды лыжников — «лыжной смертью».

Уже 27 июня 1941 года из спортсменов-добровольцев были сформированы первые отряды отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН), куда влилось свыше 800 спортсменов. Среди них заслуженные мастера и мастера спорта, тренеры, чемпионы СССР, Европы и мира — легкоатлеты братья Серафим и Георгий Знаменские, конькобежец Анатолий Капчинский, боксеры Николай Королев и Игорь Миклашевский, борец Григорий Пыльнов, лыжница Любовь Кулакова, гребец Александр Долгушин. Вошли в бригаду игроки минской футбольной команды «Динамо», 350 студентов и преподавателей Центрального государственного института физической культуры, студенты Московских институтов. В ОМСБОН вступили более 300 женщин. Они стали разведчицами, радистками, медсестрами.

Многие спортсмены были активными помощниками опытным командирам-пограничникам в боевой и физической подготовке омсбоновцев — готовили минеров, разведчиков, стрелков-снайперов, связистов, гранатометчиков, мотоциклистов, парашютистов.

При выполнении заданий и в боях погибли более тысячи солдат и офицеров бригады ОМСБОН. Оставшиеся в живых стали рабочими, колхозниками, учеными, руководителями предприятий, журналистами, писателями, то есть нашли в себе силы заниматься спортом, стать тренерами, подготовить целую плеяду знаменитых спортсменов.

Среди спортсменов-фронтовиков — известнейшие чемпионы и рекордсмены: конькобежец Яков Мельников, футболист Владимир Савдунин, борцы Григорий Курдов, Алексей Столяров и многие другие.

Многократный чемпион СССР по боксу Николай Королев, участвовал во многих боевых операциях отряда ОМСБОН и дважды спасал жизнь командиру, вынося его с поля боя. «Бой шел четыре часа. Нашему отряду удалось вырваться из кольца. Карателей было пятьсот человек, а нас не более семидесяти… Вижу, командир не может двигаться. Дышит со свистом, ранение в голову. Я взвалил его на спину и пошел тихонечко. Думаю, не зря спортом занимался. Самое время показать, что могу. С километр шёл так. Хорошо, ещё снег не был глубокий. Нашли своих, сдал я командира, а сам прислонился к дереву, закружилась голова…», — так описывал выдающийся боксер один из таких подвигов на страницах своих воспоминаний.

Группа боксера Бориса Галушкина, в которой сражались спортсмены Сергей Щербаков, Алексей Андреев, Виктор Правдин и Иван Головенков выполняла боевые задания в тылу врага. Необходимо было переправить через линию фронта раненого бойца из партизанского отряда. Спортсмены несли раненого на руках по лесным тропам и вязким болотам 18 суток, было пройдено 120 километров. За боевые заслуги командиру отряда Борису Галушкину присвоено звание Героя Советского союза посмертно.

Чемпион страны по гребле Александр Долгушин в первые дни войны освоил снайперскую винтовку и был назначен помощником командира роты отряда ОМСБОН.

Мотоциклист Владимир Корнеев служил в мотопехотной части, оборонявшей Сталинград. Спортсмен за одни сутки совершал 400-километровые рейды по фронтовому бездорожью.

Легкоатлет Михаил Кузнецов добывал на немецких минных полях взрывчатку для своего отряда. Будучи тяжело раненым при выполнении этой опасной операции, он дал своим товарищам уйти с драгоценным толом, а сам, истекая кровью, отстреливался, прошел 47 километров и вернулся в отряд. [1,4,7]

Изучение подобных примеров, в том числе и посредством архивной, историко-краеведческой работы, их активное использование в работе со студентами-спортсменами позволит, как представляется, внести в занятия спортом интересный и познавательный информационный компонент, развивающий чувство патриотизма, сохраняющий историческую память.

Литература:

  1. Бизюкин Д. Николай Королёв. Король ринга и герой войны / [Электронный ресурс] URL: https://sportfm.ru/materials/nikolay-korolyev-chempion-i-geroy-voyny.html (дата обращения — 20.10.2017)
  2. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. –172 с.
  3. Криворотов Д. А., Ибрагимова Л. А. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания и реализация его функций (на примере образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры): Монография. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. университета, 2009. –270 с.
  4. Королев. Н. На ринге / лит. запись М. Александрова; [ред. Н. В. Васильев; худож. Л. В. Гущин]. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1959. –272 с.: ил., фото.
  5. Массовые соревнования для всех разрядов с целью популяризации бокса и ЗОЖ / [Электронный ресурс] URL: http://www.boxing78.ru/zozh-boks/ (дата обращения — 20.10.2017)
  6. Пономарев А. В. и др. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 408 с.
  7. Спорт и великие спортсмены в Великой отечественной войне / [Электронный ресурс] URL: https://lektsii.org/10–74971.html (дата обращения — 20.10.2017)
  8. Хаджаров, М. Х. Глобальные социокультурные процессы и духовная безопасность России // Вестник Оренбургского государственного университета, 2015. — С. 72–83.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, занятие спортом, патриотическое воспитание, особое назначение, отряд, спортсмен.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание студентов на примерах изучения...

Великая Отечественная война, занятие спортом, патриотическое воспитание, особое назначение, отряд, спортсмен. Патриотизм в физическом воспитании дошкольников. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически...

Патриотическое воспитание на уроках физики

Великая Отечественная война, занятие спортом, патриотическое воспитание, особое назначение, отряд, спортсмен. Отражение Великой Отечественной войны в советском кинематографе.

Кино как средство патриотического воспитания

кинематограф, патриотизм, патриотическое воспитание, российское и отечественное кино.

Великая Отечественная война, занятие спортом, патриотическое воспитание, особое назначение, отряд, спортсмен.

Развитие патриотического воспитания в России | Молодой ученый

Великая Отечественная война, занятие спортом, патриотическое воспитание, особое назначение, отряд, спортсмен.

Воспитанию идей патриотизма способствуют уроки русского языка и словесности.

Молодежные общественные объединения в системе...

Великая Отечественная война, занятие спортом, патриотическое воспитание, особое назначение, отряд, спортсмен. Социальные практики как средство формирования...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа, патриотическое воспитание, Вечный огонь, серьезная проблема, социальное проектирование, памятник.

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для...

Ключевые слова: Битва за Москву, Великая Отечественная война, военный авиационный вуз, военные летчики, курсанты, памятные даты, патриотическое воспитание.

Автор описывает судьбы разных людей, процесс создания отрядов гражданской обороны, старается показать...

Патриотизм в физическом воспитании дошкольников

Цель которого: воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Таким образом, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечит формирование...

Военно-патриотическое воспитание учащихся

сталинградская битва, занятие, ребенок, Великая Отечественная война, сталинград, патриотическое воспитание, малая Родина, изготовление открыток, военный Сталинград, труженик тыла.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Патриотическое воспитание студентов на примерах изучения...

Великая Отечественная война, занятие спортом, патриотическое воспитание, особое назначение, отряд, спортсмен. Патриотизм в физическом воспитании дошкольников. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически...

Патриотическое воспитание на уроках физики

Великая Отечественная война, занятие спортом, патриотическое воспитание, особое назначение, отряд, спортсмен. Отражение Великой Отечественной войны в советском кинематографе.

Кино как средство патриотического воспитания

кинематограф, патриотизм, патриотическое воспитание, российское и отечественное кино.

Великая Отечественная война, занятие спортом, патриотическое воспитание, особое назначение, отряд, спортсмен.

Развитие патриотического воспитания в России | Молодой ученый

Великая Отечественная война, занятие спортом, патриотическое воспитание, особое назначение, отряд, спортсмен.

Воспитанию идей патриотизма способствуют уроки русского языка и словесности.

Молодежные общественные объединения в системе...

Великая Отечественная война, занятие спортом, патриотическое воспитание, особое назначение, отряд, спортсмен. Социальные практики как средство формирования...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа, патриотическое воспитание, Вечный огонь, серьезная проблема, социальное проектирование, памятник.

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для...

Ключевые слова: Битва за Москву, Великая Отечественная война, военный авиационный вуз, военные летчики, курсанты, памятные даты, патриотическое воспитание.

Автор описывает судьбы разных людей, процесс создания отрядов гражданской обороны, старается показать...

Патриотизм в физическом воспитании дошкольников

Цель которого: воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Таким образом, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечит формирование...

Военно-патриотическое воспитание учащихся

сталинградская битва, занятие, ребенок, Великая Отечественная война, сталинград, патриотическое воспитание, малая Родина, изготовление открыток, военный Сталинград, труженик тыла.

Задать вопрос