Патриотическое воспитание студентов на примерах выдающихся спортсменов-участников Великой Отечественной войны | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 07.11.2017

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Морозов А. С. Патриотическое воспитание студентов на примерах выдающихся спортсменов-участников Великой Отечественной войны [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 173-175. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13254/ (дата обращения: 22.06.2018).



Рассматриваются вопросы патриотического воспитания студентов, использование примеров спортсменов участников Великой Отечественной войны в целях патриотической воспитательной работы.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, студенчество, спорт

Будущее любой страны целиком и полностью зависит от молодого поколения. Его воспитание — одна из важнейших государственных задач. [8]

Сегодня особое значение приобретает воспитание идентичности, соответствующей задачам, стоящим перед Россией, что можно сформулировать в виде следующих вопросов: «Кто мы?», «Почему мы?», «А если не мы, то кто?». [3, с. 43–44]

Общая цель патриотического воспитания заключается в формировании у молодежи высоких социально значимых качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства. Для этого необходимо решать задачи, направленные на повышение уровня социальной активности и гражданственности. [2, с. 141–142]

Студенчество — настоящая и будущая интеллектуальная элита, на которую опирается и будет опираться государство [6, с.7] и поэтому патриотическое воспитание студенческой молодежи — одна из важнейших задач. Одним из инструментов ее решения является массовый, любительский спорт, вовлечение в него широких масс молодежи, что служит также и делу пропаганды здорового образа жизни. [5]

Занятия спортом это не только физические упражнения, но и воспитание на примере выдающихся спортсменов как настоящего, так прошлого. Одним из важных направлений такой воспитательной патриотической работы может и должно стать информирование студентов о подвигах спортсменов, совершенных в годы Великой Отечественной войны, их боевом пути и последующем вливании в мирную жизнь. Тренер, преподаватель может рассказать о том, как занятия спортом, спортивные навыки помогали воинам-спортсменам на полях сражений, в партизанских отрядах и т. п. Эту информацию, возможно, давать в виде бесед, лекций с демонстрацией фото и видео рядов, семинаров с участием самих студентов.

Приведем примеры мужества и героизма воинов-спортсменов в годы Великой Отечественной войны.

Как только наступила первая военная зима, самое широкое применение нашли лыжи и соответственно навыки спортсменов-лыжников. Лыжные батальоны опережали и окружали врага, устраивали огневые засады, перерезали коммуникации, совершали рейды преследования.

Обладая большой маневренностью, действуя вне дорог и появляясь неожиданно в тылу или на флангах неприятеля, лыжники вносили панику и смятение в его ряды. Из бойцов-лыжников формировались специальные подразделения воздушно-десантных войск, роты разведки, отряды и группы подрывников, истребителей танков, прочие части особого назначения. Действуя в составе особых отрядов народных мстителей, используя высокое искусство передвижения на лыжах и другие военно-прикладные навыки, лыжники наносили чувствительные удары по фашистским захватчикам. Только за первый год войны партизаны-лыжники уничтожили около 3 тысяч вражеских солдат и офицеров, взорвали 87 железнодорожных мостов, пустили под откос более 1000 вагонов с вражескими войсками и военными грузами, совершили 24 нападения на фашистские аэродромы. Фашисты называли летучие, неуловимые, страшные своей ударной силой отряды лыжников — «лыжной смертью».

Уже 27 июня 1941 года из спортсменов-добровольцев были сформированы первые отряды отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН), куда влилось свыше 800 спортсменов. Среди них заслуженные мастера и мастера спорта, тренеры, чемпионы СССР, Европы и мира — легкоатлеты братья Серафим и Георгий Знаменские, конькобежец Анатолий Капчинский, боксеры Николай Королев и Игорь Миклашевский, борец Григорий Пыльнов, лыжница Любовь Кулакова, гребец Александр Долгушин. Вошли в бригаду игроки минской футбольной команды «Динамо», 350 студентов и преподавателей Центрального государственного института физической культуры, студенты Московских институтов. В ОМСБОН вступили более 300 женщин. Они стали разведчицами, радистками, медсестрами.

Многие спортсмены были активными помощниками опытным командирам-пограничникам в боевой и физической подготовке омсбоновцев — готовили минеров, разведчиков, стрелков-снайперов, связистов, гранатометчиков, мотоциклистов, парашютистов.

При выполнении заданий и в боях погибли более тысячи солдат и офицеров бригады ОМСБОН. Оставшиеся в живых стали рабочими, колхозниками, учеными, руководителями предприятий, журналистами, писателями, то есть нашли в себе силы заниматься спортом, стать тренерами, подготовить целую плеяду знаменитых спортсменов.

Среди спортсменов-фронтовиков — известнейшие чемпионы и рекордсмены: конькобежец Яков Мельников, футболист Владимир Савдунин, борцы Григорий Курдов, Алексей Столяров и многие другие.

Многократный чемпион СССР по боксу Николай Королев, участвовал во многих боевых операциях отряда ОМСБОН и дважды спасал жизнь командиру, вынося его с поля боя. «Бой шел четыре часа. Нашему отряду удалось вырваться из кольца. Карателей было пятьсот человек, а нас не более семидесяти… Вижу, командир не может двигаться. Дышит со свистом, ранение в голову. Я взвалил его на спину и пошел тихонечко. Думаю, не зря спортом занимался. Самое время показать, что могу. С километр шёл так. Хорошо, ещё снег не был глубокий. Нашли своих, сдал я командира, а сам прислонился к дереву, закружилась голова…», — так описывал выдающийся боксер один из таких подвигов на страницах своих воспоминаний.

Группа боксера Бориса Галушкина, в которой сражались спортсмены Сергей Щербаков, Алексей Андреев, Виктор Правдин и Иван Головенков выполняла боевые задания в тылу врага. Необходимо было переправить через линию фронта раненого бойца из партизанского отряда. Спортсмены несли раненого на руках по лесным тропам и вязким болотам 18 суток, было пройдено 120 километров. За боевые заслуги командиру отряда Борису Галушкину присвоено звание Героя Советского союза посмертно.

Чемпион страны по гребле Александр Долгушин в первые дни войны освоил снайперскую винтовку и был назначен помощником командира роты отряда ОМСБОН.

Мотоциклист Владимир Корнеев служил в мотопехотной части, оборонявшей Сталинград. Спортсмен за одни сутки совершал 400-километровые рейды по фронтовому бездорожью.

Легкоатлет Михаил Кузнецов добывал на немецких минных полях взрывчатку для своего отряда. Будучи тяжело раненым при выполнении этой опасной операции, он дал своим товарищам уйти с драгоценным толом, а сам, истекая кровью, отстреливался, прошел 47 километров и вернулся в отряд. [1,4,7]

Изучение подобных примеров, в том числе и посредством архивной, историко-краеведческой работы, их активное использование в работе со студентами-спортсменами позволит, как представляется, внести в занятия спортом интересный и познавательный информационный компонент, развивающий чувство патриотизма, сохраняющий историческую память.

Литература:

  1. Бизюкин Д. Николай Королёв. Король ринга и герой войны / [Электронный ресурс] URL: https://sportfm.ru/materials/nikolay-korolyev-chempion-i-geroy-voyny.html (дата обращения — 20.10.2017)
  2. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. –172 с.
  3. Криворотов Д. А., Ибрагимова Л. А. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания и реализация его функций (на примере образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры): Монография. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. университета, 2009. –270 с.
  4. Королев. Н. На ринге / лит. запись М. Александрова; [ред. Н. В. Васильев; худож. Л. В. Гущин]. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1959. –272 с.: ил., фото.
  5. Массовые соревнования для всех разрядов с целью популяризации бокса и ЗОЖ / [Электронный ресурс] URL: http://www.boxing78.ru/zozh-boks/ (дата обращения — 20.10.2017)
  6. Пономарев А. В. и др. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 408 с.
  7. Спорт и великие спортсмены в Великой отечественной войне / [Электронный ресурс] URL: https://lektsii.org/10–74971.html (дата обращения — 20.10.2017)
  8. Хаджаров, М. Х. Глобальные социокультурные процессы и духовная безопасность России // Вестник Оренбургского государственного университета, 2015. — С. 72–83.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, занятие спортом, патриотическое воспитание, особое назначение, отряд, спортсмен.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос