Обязательное дополнительное образование как возможность воспитания личности с успешным уровнем социализации | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 14. Социальная работа

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 04.11.2017

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Кирст А. В. Обязательное дополнительное образование как возможность воспитания личности с успешным уровнем социализации [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 195-197. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13249/ (дата обращения: 24.06.2018).



Ключевые слова: дополнительное образование, социализация, воспитательное пространство, кадетские классы, личность, выпускник

Человек — существо биологически социальное, а это значит, что являясь существом созданным природой, индивид становится человеком только в обществе людей. Таким образом, процесс социализации является жизненноважным для каждого человека.

Как гласит педагогический словарь: Социализация (от лат. socialis — общественный) — развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. [7] В философии, социологии и психологии социализация рассматривается как совокупность всех социальных процессов. Растущая личность не просто усваивает определенную систему знаний, норм, ценностей, но постоянно стремится быть активным субъектом собственной жизни. Таким образом, мы можем сделать вывод, что социализация — это одновременно и процесс и результат взаимодействия индивида в системе социальных отношений, воспроизводство опыта и культуры предшествующих поколений в процессе развития и саморазвития личности. В основном это процесс естественный и неконтролируемый, но он может стать управляемым, если индивид получает помощь со стороны определенных лиц(агентов социализации). В системе образования он может быть социально контролируемым и составлять проблему и задачу воспитания. Основные идеи педагогических концепций воспитания — ориентация на развитие, самореализацию личности в социуме, повышение мотивации детей к саморазвитию.

Социализация подрастающего поколения — одна из важнейших задач современной образовательной системы. Данное утверждение находит отражение в таких государственных документах как: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897, Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р и других. Законом об образовании РФ во главу угла социализации и воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, а так же свободного развития личности.в Дополнительное образование — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. О необходимости дополнительного образования в школе нет смысла никого убеждать. Чем больше ребенок сможет усвоить дополнительных знаний, навыков, тем легче ему будет определиться в жизни, в профессии, тем менее он будет уязвим в наше время — время постоянных перемен.

Таким образом, идеей при системы дополнительного является всех видов деятельности: учебной, внеклассной, внеурочной, внешкольной, воспитательной, переход от мероприятия к сотрудничества и сотворчества. Это дает представить школьное дополнительное системно. [2]

На базе МОУ Кадетская школа города Люберцы с учетом возростных особенностей обучающихся была разработанна собственная система обязательного дополнительного образования «Кадетские классы», в систему входит: комплекс дополнительных дисциплин, а так же выстроена уникальная модель воспитательной работы, которая включает в себя сложившиеся на протяжении многих лет обычаи, традиции и ритуалы.

Изучая проблему социализации, на базе МОУ Кадетская школа было проведено исследование разработанное профессором М. И. Рожковым в 8-м, 9-м, 10-м, 11-м кадетских и общеобразовательных классах. Цель этой работы — выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности, для выявления уровня эффективности системы обязательного дополнительного образования.

По трем показателям, кроме четвертого — оценки социальной автономности уровень выше в кадетских классах, но не во всех. Так, например, оценка социальной адаптированности высокая во всех кадетских классах, кроме 11, что мы связываем с предстоящими экзаменами и волнением перед важнейшим этапом социализации в жизни каждого человека — приобретением новой социальной роли студента. А показатель приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности значительно выше во всех кадетских классах, кроме 8. Таких результатов позволила достичь работа педагогов, которые уделяют огромное внимание нравственной составляющей личности при обучении и воспитании учеников кадетских классов.

Современная система социализации в России (система образования и воспитания, СМИ) привносит в общество ряд рисков, связанных с формируемым ею образом человека, — таких, как антипатриотизм, национализм, агрессия, корысть, жестокость, обострение проблемы «отцов и детей», снижение ценности семьи, примитивизация потребностей и интересов. Эти и другие факторы существенно затрудняют и дестабилизируют процесс социализации. Одно из условий выхода из сложившейся ситуации — усиление гуманитарной составляющей содержания образования, в частности, введение в современную общеобразовательную школу предмета психологии в качестве учебного предмета.

Поэтому нами было принято решение. Специально для учеников 11 класса мы подобрали курс психологии с элементами тренинга, который рассчитан на 18 часов, 1 час в неделю. Программа строилась на основе авторской программы по психологии «Психология межличностных отношений» автора педагога-психолога: Байназаровой И. В. Поскольку результаты методики М. И. Рожкова показали нам, что у учеников кадетских классов существуют проблемы с социальной автономностью и гуманистическими нормами, то уроки были направленны на умение властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления, воли, а способности к самоанализу, самоконтролю и самооценке. Так же уроки были выстроены так, чтобы работа велась в группах, что бы ученики могли научиться сопереживанию и поддержке.

Для определения результатов прохождения курса психологии, мы повторно провели диагностику М. И. Рожкова, а также социально-психологическое исследование для изучения социального облика выпускника. Полученная картина показала желаемые результаты, которые позволяют нам говорить о высокой эффективности системы обязательного дополнительного образования «Кадетские классы», которая позволяет решать столь важную проблему социализации в современном мире.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что любой руководитель, заинтересованный в высоком уровне социализации своих выпускников может воспользоваться моделью системы обязательного дополнительного образования. Но необходимо помнить, единое воспитательное пространство возникает в результате устойчивого длительного целенаправленно организуемого процесса коммуникации специалистов, обеспечивающих не только создание условий, благоприятных для нормального развития детей, но и включение в организацию собственной жизнедеятельности в разных сферах. [1]

Эффективность действий по созданию воспитательного пространства зависит от уровня взаимодействий субъектов, реализующих воспитательные функции в соответствии с детально проработанной и просчитанной в последствиях моделью. Базируется такая модель в концепции, содержание которой находится в состоянии обновления, дополнения и корректировки, посредством разработки разноуровневых организационно-управленческих проектов, учитывающих особенности города, района, образовательного учреждения, возможностей социальных институтов, функционирующих на их территориях, их готовность в целях взаимодействию в целях воспитания детей. Выстраиваемое на системной основе воспитательное пространство представляет собой в идеале социальную инфраструктуру для детей, которая в свою очередь и приводит к высокому уровню социализации выпускников.

Литература:

  1. Вартанова И. В. Создание педагогического воспитательного пространства в социуме образовательного учреждения. Москва. 2002.
  2. Кирст А. В. Роль школы в процессе социализации обучающихся. Девятые Всероссийские Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами. Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего. Москва -2017. — № 2. — С. 132–134.
  3. Морозов Г. Р. Психолого-педагогические предпосылки воспитания подростков в процессе их социализации, Мир Образования — Образование в Мире № 1, 2001, с. 32
  4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  6. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  7. [Электронный ресурс] / Педагогический терминологический словарь; Российская национальная библиотека. - Режим доступа: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/, свободный. (Дата обращения: 29.10.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, обязательное дополнительное образование, воспитательное пространство, класс, социальная автономность, система образования, Российская Федерация, процесс социализации, проблема социализации, урок были.

Ключевые слова

социализация, личность, дополнительное образование, выпускник, воспитательное пространство, кадетские классы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос