Самоконтроль как неотъемлемая часть подготовки спортсменов-кикбоксеров | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Репин М. Е., Афанасьев Ю. П. Самоконтроль как неотъемлемая часть подготовки спортсменов-кикбоксеров [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 10-11. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13246/ (дата обращения: 25.06.2018).



В данной статье предпринята попытка рассмотрения самоконтроля с точки зрения элемента в системе подготовки спортсменов-кикбоксеров, исследуется его роль в процессе достижения ими высших спортивных результатов.

Ключевые слова: кикбоксинг, кикбоксер, удар, подготовка, спорт, спортсмен, самоконтроль

Бокс — это обмен знаниями при помощи жестов.

Кинофильм «Первая перчатка»

В развитой и образованной Европе на протяжении длительного времени имело место заблуждение, что единственным достойным видом рукопашного боя был и остается обмен ударами исключительно рук, а ноги (в основной своей массе в виде пинков ниже поясницы) использовали только дикие племена и отдельные существа, подобные животным.

Но всем нам хорошо известен тот факт, что в далекие античные времена хорошо образованные и просвещенные греки практиковали удивительно жестокий панкратион (древний олимпийский вид единоборств), в котором удары наносились не только руками, но и ногами.

Непосредственно англо-язычный термин «кикбоксинг», который можно условно перевести на русский язык как «профессиональный бокс с пинками», появился лишь в 1974 году. От бокса в новой дисциплине остались работа в перчатках и запреты на удары в жизненно важные органы — например, по почкам, коленям и в пах (как видно, голова жизненно важным органом считается не у всех или не всегда). Восточные единоборства подарили возможность использования весьма практичных и зрелищных ударов ногами, однако захваты, а по некоторым системам правил также подсечки и удары ниже пояса (не в пах, конечно, а просто по бедрам, голеням и коленям) так и остались под запретом.

Поначалу на новую арену резво кинулись бывшие и действующие спортсмены-боксеры. И, как показали время и практика, не зря. В ближнем бою и на средней дистанции, когда противника можно достать рукой, широко распространенная техника классического английского бокса, мощно использующая движение корпуса, оказалась весьма плодотворной и эффективной. Все это приносила успех и победы. Возникла необходимость спасать свеженародившийся вид спорта от такого «нашествия варягов». Для этого, правилами соревнований были введены требования непременно использовать в бою ноги — скажем, проводить не менее восьми ударов ногами в пределах одного двух-трехминутного раунда [2, с. 3– 6].

Время не стоит на месте. В процессе развития кикбоксинга как самостоятельной спортивной боевой дисциплины у нас появились новые кумиры, такие как «Реактивный» Бенни Уркидес, «Быстроногий» Билл Уоллес или Дон «Дракон» Уилсон (хорошо известные нам по фильмам «Возвращение дракона», «Драконы навсегда», «Сила одиночки», «Двойной удар», «Кровавый спорт», «Кровавый ринг», «Кровавый кулак», Кикбоксер, «Крутой Уокер: Правосудие по-техасски» с Джекки Чаном, Биллом Уоллесом, Чаком Норрисом, Жан Клод Ван Даммом). Эти мастера, знакомые отечественному читателю-зрителю как по видеофильмам, так и по репортажам с рингов, сумели доказать, что несмотря на любые правила и ограничения, современный кикбоксинг, хотя и молод, но занимает достойное место в ряду боевых искусств, чья история насчитывает уже тысячелетия.

В сознании кикбоксера, как и в сознании любого другого спортсмена, существует два взаимосвязанных вида сомоконтроля. Первый — детальный, широко осознаваемый, применяемый на тренировках, им руководствуется спортсмен при улучшении элементов техники и анализе ошибок. Второй — обобщенный, более свернутый и автоматизированный, используемый на прикидках, соревнованиях или при достижении максимальных результатов. Вместе с тем, представления о технике выполнения конкретных упражнений существуют в сознании не только в обобщенном виде, но и как конкретные детализированные образцы.

В современном кикбоксинге, как и в любом другом контактном виде единоборств [3, с. 8–14], самоконтроль не сводится контролю за собственными техническими действиями. Это более сложный процесс контроля за динамической ситуацией путем анализа своей поступающей в ходе единоборства информации почти от всех органов чувств — зрения, слуха, обоняния. Именно поэтому у кикбоксеров и детализированные и обобщенные образы двигательных действий:

а) во-первых, являются образцами динамических ситуаций, образами взаимодействия с противоборствующим соперником;

б) во-вторых, эти образы определенно далеки от их биомеханических аналогов.

Как показывает практика, в сложнокоординационных видах спорта (кикбоксинг, бокс, каратэ, тхэквондо, ушу, рукопашный бой, дзюдо, фехтование и др.) собственно психологические переживаемые спортсменом акценты движения не всегда совпадают с биомеханическими аналогами [1, с. 33–39].

С учетом изложенного детальное и последовательное изучение спортсменами-кикбоксерами старших разрядов (1 разряд, КМС, МС, МСМК, ЗМС) техники ударов руками и ногами и защиты от них в рамках учебной программы, ставящей целью расширить, уточнить и закрепить у будущих тренеров знание технического арсенала и связать это знание с общими и частными методиками обучения кикбоксингу, может рассматриваться, в частности, как процесс формирования детализированных зрительных образов технических действий, направляющий внимание на анализ динамических ситуаций, возникающих при обучении техники расмматриваемого единоборства. Причем отчетливые представления об эталонном представлении технических элементов позволяют легче и точнее фиксировать ошибки при неверно выполняемых двигательных действиях. Новые представления расширяют и обогащают ранее сложившиеся детализированные образы динамических ситуаций и оказываются связанными со «свернутыми» образами, включаются в привычную для кикбоксеров систему контроля за динамическими ситуациями, осуществляемого преимущественно автоматизированно и свернуто.

Отсюда следует вывод, при подготовке спортсменов-кикбоксеров высших спортивных разрядов, в том числе в вузах МВД России [4], в процессе обучения фиксации ошибок необходимо:

а) во-первых, содействовать формированию идеальных зрительных образов безупречной техники и установлению адекватности между ними и уже сформировавшимися в сознании кикбоксера;

б) во-вторых, необходимо достичь того, чтобы новые расширенные образы были использованы в свернутом контроле.

Литература:

  1. Кошелева Е. Е., Полушкин М. А. Мини-футбол в образовательном простанстве ВУЗов МВД России // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 4. С. 33–39. URL: bulletinpp.esrae.ru/217–10929 (дата обращения: 10.08.2017)
  2. Куликов А. Кикбоксинг. Принципы и практика. М.: Агентство «Фаир», 1997. С. 3–6.
  3. Накаяма М. Динамика каратэ / Пер. с англ. А. Куликова. М.: Агентство «Фаир», 1998. С. 8–14.
  4. Репин М. Е., Афанасьев А. Ю., Архипов Д. В. Современные требования к физическому воспитанию в образовательном учреждении высшего образования МВД России // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 2. С. 22–28.
Основные термины (генерируются автоматически): вид спорта, образ, рукопашный бой, современный кикбоксинг, удар ногами.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос