Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье
Авторы: Травкина Оксана Витальевна, Шокурова Наталия Юрьевна, Кокшарова Ольга Анатольевна, Гончарова Елена Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 06.11.2017
Статья просмотрена: 230 раз
Библиографическое описание:
Травкина, О. В. Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье / О. В. Травкина, Н. Ю. Шокурова, О. А. Кокшарова, Е. А. Гончарова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13212/ (дата обращения: 17.12.2024).
Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Учебная деятельность предъявляет ему большие требования. Задача родителей — помочь ему в этом, чтобы эти требования он смог выполнить.
К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе — это научить читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, многие проходят с ребенком почти всю программу 1-го класса.
Специальная подготовка важна, но ее недостаточно для успешного учения в школе. Известно немало случаев, когда дети из числа тех, которые до школы научились бегло читать, считать, на первых порах учатся хорошо. Но вот наступает день, когда знания, полученные до школы, иссякли, а нужно трудиться, но выработанная к этому времени привычка относиться к учению с позиции «Я все знаю», «Я все умею» не позволяет детям перестроиться. Им начинает казаться, что в этом виноват учитель: раньше хвалили, ставили в пример, а теперь отметки ухудшились, чаще порицают. Появляется неприязнь к учителю, пропадает желание стараться. В действительности причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствием у них волевого усилия.
Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно — волевой подготовке ребенка к обучению в школе. Каждый ребенок должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость и т. д. Нравственно — волевая подготовка должна начинаться с раннего возраста, но особое внимание уделяется ей в старшем дошкольном возрасте.
Переход из детского сада в школу — важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками. Основная деятельность которых — учение. Дошкольников подготавливают к этому: постепенно внушают им, что учеба в школе — серьезный труд, в результате которого они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное. При этом важно поставить перед ними перспективу, сформировать социально- ценные мотивы учения.
Родители, как правило, по-разному раскрывают перед детьми эту перспективу. Они внушают детям, что будущая учеба сплошной праздник: «Пойдешь в школу — будешь ходить на экскурсии»; «В школе вам будут читать интересные книжки, проводить интересные сборы» и т. д. Другие, наоборот, запугивают детей предстоящими трудностями учения: строгой дисциплиной. «Поступишь в школу — там за тебя возьмутся!» «Попробуешь там не послушаться» «Пусть бегает, вволю играет, осенью в школу, там его никто не пожалеет»
Для успешного учения в школе важно, чтобы дети имели дома доступные по их возрасту трудовые обязанности, несли за их выполнение ответственность. Старшие дошкольник могут накрывать на стол и убирать со стола, стирать мелкие вещи, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присмотреть за младшим братишкой или сестрой. Эти поручения должны быть постоянными. Родители не должны делать за детей то что те забыли или не захотели выполнить.
Как относиться к затруднениям, с которыми дети сталкиваются при выполнении различных поручений, заданий?
Конечно, взрослому легче выполнить за ребенка какую — то часть работы, чем заставить его самого достичь конечного результата. В этом случае также допускается серьезна ошибка: с одной стороны детям подается пример безответственного отношения к порученному делу, выполнение которого они могут прекратить в любое время, с другой — в них укрепляется неуверенность в своих силах, кроме того, дети привыкают к тому, что родители сделают трудную работу за них.
Формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности — важная задача, стоящая перед родителями. Для этого нужны необходимые условия. Ребенка ничто не должно отвлекать. Ему трудно быть усидчивым, если во время его занятий взрослые смотрят телевизор, слушают радио или громко разговаривают.
Многое зависит от настроя и от того, как они подготовили свое рабочее место. Если не все подготовлено к работе, ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершенным. Отношение взрослых к делам детей также имеет значение.
Методы работы с детьми, стимулирующие детскую деятельность разнообразны: обучение отдельными способами работы, выбор из них наиболее экономичных и целесообразных; совместная работа с детьми, контроль за выполнением задания.
Жизнь детей в семье должна быть наполнена не только интересными, но и обязательными делами, требующими умения добиваться цели, преодолевать трудности, уступать, ждать.
От интересного к обязательному — таков путь развития у детей умения управлять собой. «Не хочу, но сделаю, чтобы достичь желаемого» — вот мотив, который заставляет детей проявлять настойчивость, усидчивость. Преодоление трудностей приносит детям чувство удовлетворения, радости, вместе с которыми приходит и любовь к труду. Важно, чтобы ребенок чувствовал ответственность за собственную чистоту и опрятность. Хорошо учиться нередко мешает неряшливость. Одной из основных причин детской несамостоятельности является чрезмерная опека родителей, постоянное напоминание, а нередко и выполнение за них того, что дети должны обязаны и могут сделать. От старших дошкольников требуется не только самостоятельность, но и качество выполнения. Легче добиваются успеха те родители, которые объясняют своим детям, что их самостоятельность облегчает труд взрослых, дает возможность родителям выполнить другие неотложные дела.
Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Надо обязательно добиваться его выполнения. Твердый распорядок организуемой деятельности детей, приучает их к порядку, воспитывает чувство времени. Важно так организовать жизнь детей, в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили свое время в праздности, которая порождает лень.
Организация детского досуга часто ограничивается лишь указаниями взрослого: «Что ты без дела слоняешься? Занялся бы чем-нибудь» «У тебя столько игрушек, а ты не знаешь, чем заняться». При этом взрослые хотят, чтобы ребенок был чем-нибудь занят. Но будет ли такая занятость благоприятно влиять на них?
Забавляющая и не требующая усилий, стараний деятельность приносит мало пользы. «Хочу — не хочу» «Не получается — ну и пусть»- таковы мотивы деятельности детей. Родители часто не придают этому значения: чем занят — неважно, лишь бы не шалил и не отвлекал.
В результате у детей не сформировано ответственное отношение к учебным обязанностям. Они не в состояние преодолевать свое «не хочу». Там, где приходится приложить старание, такие дети, как правило, учатся нехотя.
Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но родители могут облегчить их, если своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно-волевых качеств. Понаблюдайте за своим ребенком. Достаточно ли сформированы у него данные качества? Проанализировать наблюдения помогут вам показатели нравственно-волевой готовности ребенка к школьному обучению.
Литература:
- Агаева Е., Брофман В., Булычева А., Веракса Н., Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Играем каждый день. Школа дошкольника. // Семья и школа. 1991, № 8.
- Бабаева Т. И. У школьного порога. — М., 1993.
- Бардиан А. Н. Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. — М., 1972.
- Белова Е. Размышления перед школой. // Дошкольное воспитание. 1994, № 8.
- Брускова Е. С. Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). — М., 1987.
- Буре Н. С. Готовим детей к школе. — М., 1987.
- Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? — М., 1994.