Реализация со старшими дошкольниками требований ГТО через проектную деятельность | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 06.11.2017

Статья просмотрена: 251 раз

Библиографическое описание:

Кузубова, Е. Н. Реализация со старшими дошкольниками требований ГТО через проектную деятельность / Е. Н. Кузубова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13207/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье раскрывается работа воспитателя по проведению совместной деятельности по физическому развитию, организация проектной деятельности.

Ключевые слова: ГТО, нормы ГТО, воспитатель, дети, проектная деятельность, физическое воспитание

В настоящее время в нашей стране возрождаются лучшие традиции, характерные советскому периоду истории развития Российского государства. Одной их таких традицией является возрождение общественного движения — сдача населением страны норм ГТО. В советское время всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер единой системы программно-оценочных нормативов и требований по физической подготовленности различных возрастных групп населения. В России это общественное движение существовало с 1931 по 1991 год и охватывало население в возрасте от 10 до 60 лет [2].

Выполнение норм ГТО в советское время было основой физического воспитания и физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях; было направлено на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины.

Возродить традицию такого подхода к физическому развитию населения предложил Президент страны В.Путин 24 марта 2014 года в Кремле на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта Он говорил: «…В области спорта нам необходима системная, комплексная работа, способная закрепить достигнутые результаты, создать прочную базу на перспективу. Очевидно, что в решении этой задачи особое место занимает массовый спорт, который служит главным резервом спорта высоких достижений, но главное — является основой для здорового образа жизни, для здоровья нации». Президент В.Путин предложил сохранить и старую аббревиатуру «ГТО» как дань традициям нашей национальной истории [7].

В рамках обновлённого ГТО предусматривается сдача спортивных нормативов в одиннадцати возрастных группах, начиная с шести лет, а точнее с дошкольного возраста. Современное общественное движение по сдаче норм ГТО населением — это не только выполнение спортивных нормативов, это и наличие своей символики, атрибутов, традиций, достижений, газет, сайтов и т. д.

В детском саду наиболее эффективной форм знакомства старших дошкольников с этим общественным движением и выполнение его требований является проектная деятельность. Начиная с 2015 года в подготовительной к школе группе детского сада, мы ежегодно реализуем долгосрочный (длительность 1 год) проект «ГТО дошкольникам. Возрождаем традиции». Его участниками являются воспитанники подготовительной к школе группы, их родители и педагоги дошкольной организации (воспитатели группы, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, старший воспитатель).

Цель проектной деятельности в этом направлении: создание условий для укрепления здоровья детей, развития двигательных навыков и качеств детей, развития физических и эмоционально-волевой качеств старших дошкольников, стремления к победе и уверенности в своих силах. Укрепление партнерских детско-родительских отношений.

Для решения этой цели необходима реализация определенных задач:

‒ познакомить детей с программой ГТО и традицией их проведения;

‒ расширить и закрепить представления воспитанников подготовительной к школе группы и их родителей о здоровом образе жизни;

‒ продолжать развивать двигательные навыки и физические качества детей;

‒ совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей;

‒ содействовать развитию интереса к занятиям физической культурой и спортом;

‒ повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме «Здоровый образ жизни»;

‒ продолжить работу по созданию единого образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Проект разработан с учётом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательной программы дошкольного учреждения в образовательной области «Физическое развитие», а также комплексно-тематического планирования на учебный год.

В ходе подготовки к реализации проекта для воспитанников, их родителей и педагогов, участвующих в проекте, был объявлен конкурс на лучшую эмблему проекта. По результатам конкурса был выбран и утвержден знак, в котором сочетались эмблема детского сада и спортивная символика.

В проект было решено ввести игровой персонаж — спортсмена «Спортакуса», который сопровождал бы как спортивные мероприятия, так и образовательную деятельность познавательного характера. Спортакус, персонаж любимого детьми мультсериала «Лентяево». Это главный положительный персонаж сериала. Он спортивный, с крепким здоровьем, всех призывает к здоровому образу жизни, всегда занят делом. На разных мероприятиях проекта появляются и другие персонажи сериала: девочка Стефани, которая обожает здоровый образ жизни и розовый цвет. А также отрицательный персонаж — Робби. Это — злобный персонаж-противопоставление героям, выступающим за здоровый образ жизни [3].

Введение игровых персонажей мультсериала в различные сценарии позволяет порадовать, повеселить детей, а также усилить мотивацию к победе и выполнению двигательных заданий. Спортакус не только приходит к детям на занятия, спортивные праздники, развлечения, а также является символом ежегодной спартакиады, на которую приглашаются представители социума, а также команды детей, родителей и педагогов других ДОУ. Изображения персонажей сериала «Лентяево» украшают рисунки и поделки детей и взрослых.

В процессе реализации проекта проводились мероприятия всех образовательных областей, реализуемых в различных формах организованной образовательной деятельности и культурных практик.

С историей развития различных видов спорта, развития и распространения ГТО в нашей стране, спортивных соревнований в России и мире старшие дошкольники знакомятся в процессе реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие». Интересными формами здесь являются такие формы как «путешествия по реке времени» и «путешествия по карте». Технология внедрения этих форм в практику детских садов описана в работах Н.Коротковой [4].

Коллекционирование игрушек, книг, значков, открыток и других предметов, связанных со спортом и ГТО, а также презентация выставок детьми и взрослыми –форма работа, позволяющая решать задачи развития связной речи детей, а также задачи развития коммуникативных и игровых навыков. Детское коллекционирование связано, прежде всего с тем, что в ребенке от рождения заложена страсть к собирательству, к поиску. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития креативности детей и художественного творчества, которое чаще всего проявляется в оформлении и презентаций выставок предметов коллекционирования. Для педагогов дошкольного учреждения наиболее интересной в этом направлении работы оказалась технология, описанная в исследованиях М. Крулехт, Н. В. Микляевой, Ю. В. Микляевой, Н. А. Виноградовой и др. [6].

Инструктором по физической культуре и воспитателями составлен оригинальный альбом достижений — это нормативы развития физических качеств и освоения основных движений у дошкольников старшего возраста, с иллюстрациями и схемами выполнения движений. Он используется не только на физкультурных занятиях, но при организации двигательной деятельности на прогулках, вечерах досуга и др. формах, позволяя всем участникам образовательной деятельности предъявлять одинаковые требования к технике выполнения двигательных упражнений и заданий.

Своеобразным итогом реализации проекта в конце учебного года является организация развлечения — «Малые олимпийские игры».

Особенностью этого развлечения является то, что здесь не только играют и соревнуются дети, но и сдают нормы ГТО педагоги и родители воспитанников, позволяя решать основные цели и задачи организации этого общественного движения. А именно: целью этой работы среди взрослых является — повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации. Задачи Комплекса:

‒ увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

‒ повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан;

‒ формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни;

‒ повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;

‒ модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов [7].

Таким образом, по данным Министерства спорта РФ, с января 2016 года комплекс должен быть внедрен во всех школах страны по всем возрастам, а с 1 января 2018 года — среди всего населения от 6 лет до 70 лет и даже старше. Предполагается, что благодаря введению структуры ГТО к 2020 году 40 % населения страны будут заниматься физкультурой и спортом. Правительство РФ будет обязано представлять президенту ежегодный доклад об уровне физподготовки населения, содержащий оценку эффективности спортивных мероприятий по реализации ГТО [2].

Решит ли задачу сохранения физического и психического здоровья российских граждан, в том числе и детей дошкольного возраста, введение ГТО в жизнь покажет время. Но в прессе и сети Интернет идет полемика о том, а не станет ли эта инициатива очередной компанией? И что надо сделать, чтобы этого не случилось? Предложенная нами форма работы с дошкольниками является одним из ответов на этот вопрос.

Хотя можно согласиться с тем, что в настоящее время внедрение комплекса ГТО в других сферах жизни населения страны носят, скорее, пропагандистски-политический, нежели практический характер. А успехом она станет пользоваться только при существенных доработках как самой программы, её финансирования и обеспечения материально-технической базы, так и внесении поправок в законы РФ, регулирующие трудовые, социальные и производственные отношения во всех сферах хозяйствования всех форм собственности. А также должного контроля над исполнением этих законов руководителями и собственниками [2].

Литература:

  1. Болдырева, Н. Г., Сапрыкина, О. В., Чеснокова, В. И. О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1096–1098.
  2. Волк, В. В. Возрождение комплекса ГТО: политики больше, чем практики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rusrand.ru/actuals/vozrozhdenie-kompleksa-gto-politiki-bolshe-chem-praktiki, свободный. — Загл. с экрана (Дата обращения: 27.10.2017)
  3. Как зовут всех персонажей, героев из сериала Лентяево. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2467912-kak-zovut-vseh-personazhej-geroev-iz-seriala-lentjaevo-lazytown.htm, свободный. — Загл. с экрана (Дата обращения: 17.10.2017)
  4. Короткова, Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду / Короткова Т. А. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 3 — С. 12.
  5. Крулехт, М. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности.- СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2001. — 65 с.
  6. Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В., Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2015. — 496 с.
  7. Путин В. В. О возрождении физкультурно-спортивного комплекса ГТО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/20635, свободный. — Загл. с экрана (Дата обращения: 20.10.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, общественное движение, проектная деятельность, детский сад, дошкольное учреждение, ребенок, физическое воспитание, дошкольный возраст, образовательная деятельность.

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Практика организации педагогической работы, направленной на воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа».

Современные тенденции обогащения образовательной среды...

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей, родитель, группа, физическое воспитание, Физическая культура, детский сад, дошкольное учреждение, дорожка здоровья.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский сад, здоровье, игра, родитель, дошкольный возраст.

Психолого-педагогические основы физического развития личности

дошкольный возраст, здоровый образ жизни, ребенок, дошкольная образовательная организация, физическое воспитание, образовательная область, принцип, дошкольное образование, физическая культура...

Новые методы и приемы организации физического воспитания...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное образование, стимулирование здоровья, физическое воспитание дошкольников, физическое развитие, музыкальное воздействие, дошкольный возраст...

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Практика организации педагогической работы, направленной на воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа».

Современные тенденции обогащения образовательной среды...

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей, родитель, группа, физическое воспитание, Физическая культура, детский сад, дошкольное учреждение, дорожка здоровья.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский сад, здоровье, игра, родитель, дошкольный возраст.

Психолого-педагогические основы физического развития личности

дошкольный возраст, здоровый образ жизни, ребенок, дошкольная образовательная организация, физическое воспитание, образовательная область, принцип, дошкольное образование, физическая культура...

Новые методы и приемы организации физического воспитания...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное образование, стимулирование здоровья, физическое воспитание дошкольников, физическое развитие, музыкальное воздействие, дошкольный возраст...