Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Интерес как психологический фактор успешного владения русским языком в иранской аудитории

10. Образование взрослых, самообразование
06.11.2017
85
Поделиться
Библиографическое описание
Искандари, Махнуш. Интерес как психологический фактор успешного владения русским языком в иранской аудитории / Махнуш Искандари. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13199/.


Обучение всем предметам и можно сказать вообще обучение — многоаспектная деятельность, в процее которого преподаватель сталкивается с многими проблемами. Когда речь идет об обучении иностранных языков проблемы повышеются поскольку роль преподавателя и его психологических особенностей и особенностей учащихся в обучении возрастет.

Некоторые психологические особенности как учебная тревожность и стресс считаются барьерами в процессе обучения иностранному языку и некоторые другие как мотивация и интерес являются положительными психологическими факторами. В этой статье рассматривается интерес как положительный психологический фактор в обучении русскому языку персоговорящих студентов и предлагаются способы повышения этого фактора в иранской аудитории. Считается, что применение ИКТ, ролевых игр, личностно-ориентированное обучение в процессе обучения ведут к повышению интереса персоговорящих учащихся.

Ключевые слова: интерес, персоговорящие учащиеся, иранская аудитория, преподаватель русского языка

Многие факторы влияют на успешность обучения иностранному языку, в число которых входят возраст, индивудуальные и психологические особенности учащихся, их материальное положение, семейное положение, психологическое здоровие учащихся и преподавателей, правильный выбор вуза, уровень подготовки преподавательского состава вуза и много других факторов.

Некоторые студенты активно участвуют в процесс обучения и работают над овладением знаниями, навыками и умениями. Трудности, возникщие в процесс обучения добавляет их мотивацию и они при трудностям более активно и продуктивно работают. Наоборот существует ряд других студентов, которые занимаются неумело и без мотивации и интереса.

Роль интереса учащихся к предмету обучения до того важно, что методтсты в том числе Кулибина говорят: «Обучение без интереса неэффективно». В данной статье мы хотим отвечать на вопросы: Что такое «интерес» и именно какой роль играет в процессе обучения?

Основная часть

По мнению А. Н. Леонтьева «интерес является одним из интегральных процессов мотивационной сферы и представляет собой следствие процессов, происходящих в ней». (Леонтьев А. Н. 1981, 304)

Как известно существует внутреняя и внешняя мотивация и интерес входит в число внутренних мотивов студентов. Такие побуждения как получить хорошую оценку или диплом являются внешними мотивами. Таким образом обычно у студентов отмутствует внешнего интереса и мотивации.

Опыт преподавания русского языка в иранской аудитории показывает, что интерес персоговорящих учащихся к изучению этого языка в начале процесса обучения очень высоко, но со временем их инерес снижается.

Причины отсутствия интереса у персоговорящих учащихся или причины его снижения у них могут быть различными. Отсутвия интереса может быть потому что студенты выбирают свою будущую специальность не по правильным критериям и только потому что хотят вступать в университет.

Теперь встает вопрос о том, что почему снижается интерес студентов, которые с соблюдением правильных критерий выбрали специальность русского языка и у них на первых занятих по русскому языку есть повышенный интерес?

В ответ можно сказать, что во-первых поскольку языковая подготовка персоговорящих студентов в первом семестре различна, те у которых есть предварительная информация и ознакомление с этом языком хорошо могут справляются с языковыми трудностями и заданиями по русскому языку, а наоборот те студенты, у которых нет ознакомления с русским языком с трудом могут пройти базовый курс. Именно поэтому интерес последующих снижается из-за трудностями с которыми сталкиваются в процессе изучения этому трудному языку т. е. русскому.

Во-вторых многие персоговорящие студенты не знают важность изучения иностранных языков и в том числе русского языка и как известно когда человек не понимает важности чего-то и не знает почему надо выполнять какие-нибудь задания, то у него не появляется необходимый интерес для его дальнейшего выполнения.

В-третьих в Иране пока не хватит учабных материалов для преподавания различных елиниц в специальности русского языка и это тоже является причиной снижения интереса учащихся.

В-четвертых самой важной причиной снижения интереса персоговорящих учащихся по мнение автора считается метод обучения этому языку. В данный момент на занятиях по русскоу языку применяется грамматико-переводной метод, хотя в других странах мира занятия по этому языку проводятся по коммуникативному методу. Грамматико-переводной метод диктует обучение грамматике и переводе на иностранном языке. Студенты думают, что изучение русского языка — рутиновое занятие, окончив которого они не владеют навыками и умениями общения и коммуникации с носительями русского языка и именно поэтому у них снижается интерес к этому языку и к его изучению.

В-пятых другая причина восходит свои истоки в том, что студенты, которые в первом курсе чрезмерно хотели говорить на русском, в процессе обучения сталкиваются с огромным количеством грамматического материала, для выучения которого нуждаются в огромном же количестве времени и усилий без очутимого результата то есть без способности говорить на русском языке и именно поэтому снижается их интерес к изучению русского языка.

В-шестых поскольку почти все персоговорящие студенты перед поступлением в университет ознаколены с английским языком и у них почти нет никакого прикосновения с русским, сравнивают русский языко с английским и поэтому думают, что русский язык — какой-то простой язык как английский, но никак невозможно сравнивать эти языки друг с другом. Эти студенты при обучении русского языка почти теряют свой интерес к этому языку из-за сложности грамматического материала этого языка.

Теперь следует ответить на вопрос: Как можно повышать интерес персоговорящих учащихся к русскому языку?

В ответ на этот вопрос мы перечислим несколько приёмов повышения интереса персоговорящих учащихся в иранской аудитории:

1) Преподаватель русского языка играет наиважную роль в повышении интереса персоговорящих учащихся к русскому языку. Он применением правильного метода преподавания, своей поступкой и своими поведениями и своим интересом к изучаемому языку может помогать повышению интереса своих студентов.

«Практика свидетельствует о том, что невозможно обеспечить требуемый уровень обучения без владения эффективными педагогическими технологиями. Под технологией понимают совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта». (Шарипов Ф. В. 2008, 109)

2) Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по русскому языку также помогает повышению интереса иранских студентов.

«ИКТ обучения на уроках языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. В то же время, современные УМК по русскому языку представляют в основном дидактические аудиоматериалы, поэтому ресурсные возможности образовательной среды Интернет позволяют использовать новые интерактивные материалы и пособия, а также возможность учителю самостоятельно разработать слайд-презентацию с материалами с сайтов. Учителям иностранных языков необходимо овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного образовательного процесса».(Матвеева Н. В., http://festival.1september.ru/articles/646954/)

3) Ролевые игры особенно в первых семестрах снижает учебный стресс персоговорящих учащихся и повышает их интерес к русскому языку.

Игра — «особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил». (Кашина Е. Г. 1992, 5.)

«мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками: эмоциональностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Ролевые игры способствуют выполнению следующих методических задач:

– создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

– обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

– тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта». (Шабленова А. Т. 2012)

4) Личностно-ориентированное обучение, которое приближает процесс обучения к естественным и реальным условиям жизни русского народа также повышает интерес персоговорящих студентов.

«Личностно ориентированное обучение направлено на решение ключевых проблем гуманизации общего среднего образования: повышение престижа школьного образования, развития у учащихся устойчивого интереса к познанию, желание и умение самостоятельно учиться; преодоление трудностей, вызванных генетически и социально обусловленными различиями в уровне развития детей, формирование основ базовой культуры личности.

Целью личностно ориентированного обучения является выявление субъектного опыта каждого ученика и оказание психолого-педагогической помощи в становлении его индивидуальности, в жизненном самоопределении, самореализации эти».(Неля Мойсеюк 2007, 124)

5) Индивидуализация процесса обучения также помогает повышению интереса персоговорящих учащихся к русскому языку.

«В трактовке Г. К. Селевко индивидуализация обучения — это, с одной стороны, организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся, а с другой — различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения». (http://i-educator.ru/vopros43)

При этом преподаватель создает бы ситуацию, в которой студенты могли бы формировать и развивать свои психологические и личностные качества.

6) Существуют неметодический фактор то есть личность преподавателя русского языка, наиболее влияющий на повышения или снижение инереса всех студентов и в том числе персоговорящих. Опыт преподавания и анализ примеров неудачи студентов показывает, что причиной многих неудач студентов считается нехорошее отношение преподавателя со студентами.

Опыт показавает, что «отстающие студенты в четыре раза реже обращаются к педагогу чем хорошие. Они остро чувствуют необъективность педагога и болезненно переживают ее. И как бы содержательно и методически правильно не был бы организован образовательный процесс, он может бы сведен на нет при неалекватном стиле педагогического общения».(Зимняя И. А. 2004, 348)

Литература:

  1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. Изд. МГУ, 1981, 4е издание, с. 312
  2. Шарипов Ф. В. Педагогика высшей школы: учебное пособие. Уфа, 2008. 109
  3. Матвеева Н. В., ИКТ на уроках английского языка, http://festival.1september.ru/articles/646954
  4. Кашина Е. Г. Ролевые и лингвистические игры. — Самара: Изд-во СамГПУ, 1992. — С. 5
  5. Шабленова А. Т. Ролевые игры при обучении английскому языку, Вестник КарГУ, 2012, Караганда
  6. Неля Мойсеюк, Педагогика, Киев: Изд. Б.В., 2007, 124
  7. http://i-educator.ru/vopros43
  8. Зимняя И. А. Педагогическая психология М.: Логос, 2004, 348
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
интерес
персоговорящие учащиеся
иранская аудитория
преподаватель русского языка

Молодой учёный