Библиографическое описание:

Ишкова И. Н., Хаустова В. Н., Солошенко Н. Н. Коллективно-творческое дело как личностно ориентированная технология [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 4-6. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13185/ (дата обращения: 19.04.2018).



Актуальность данной темы определяется потенциалом технологии коллективной творческой деятельности и её возможностями в современном учебно-воспитательном процессе. Исследовательская проблема заключается в специфике коллективной творческой деятельности в учебно-воспитательном процессе. Игра для младших школьников — это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире, где рождается плодотворное соревнование. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело. К концу младшего школьного возраста должны сформироваться такие центральные новообразования, как: рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности.

Мы предлагаем использовать идею воспитания лидерских качеств личности, которая будет выступать мотивирующим фактором для участия каждого в КТД. Главный заказ от классных руководителей — дать новые формы воспитательной работы. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей. При выборе форм работы целесообразно руководствоваться следующими положениями:

  1. Учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы (год, четверть); каждая форма работы должна способствовать решению этих задач.
  2. На основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей.
  3. Составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом: принципов организации воспитательного процесса;

Формы КТД от других форм отличаются характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. Воспитатель также ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. К формам таковой деятельности во внеучебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие. Из общеизвестных форм к делам можно отнести трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел. В реальной практике эти формы используются по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Особенно важно отметить, что в значительной степени меняется механизм анализа КТД, который содержит вопросы для рефлексии собственной деятельности участником.

Последовательность анализа КТД творческой группы:

‒ Первым дает обратную связь участник КТД (педагог).

‒ Затем обратную связь дают участники группы.

‒ Завершают анализ на подведении итогов.

Примером может служить КТД «Мир моих увлечений» в рамках операции «Сделай как я!».

Цель: развитие социальной активности, культурного и творческого потенциала членов детского общественного движения через участие в тимуровской работе

Задачи:

‒ вовлечение участников детского общественного движения в социально-значимую деятельность;

‒ воспитание заботливого, бережного отношения к старшему поколению, содействие

сотрудничеству разных поколений в реализации совместной деятельности;

‒ сохранение и приумножение традиций «тимуровцев».

Ход мероприятия

Тимуровское движение зародилось еще до Великой Отечественной войны, но по — настоящему развернулось во время борьбы с фашистами. Взрослые ушли на фронт, в партизаны, работали в госпиталях, на заводах, рыли окопы. Дети решили не отставать… Это с легкой руки Аркадия Гайдара, который написал книгу «Тимур и его команда», серьезная помощь детей и подростков взрослым стала называться «тимуровским движением». А после экранизации фильма по этому произведению стремления советских детей — быть полезным Родине немедленно стали массовыми. Фильм помог детям раскрыть романтику их простых дел, быть более чуткими и внимательными к тем, кому нужна помощь. В настоящее время в городе проводится акция «Хоровод добрых дел». Кто-то скажет: «Война закончилась. Все хорошо. Тимуровцы в прошлом». Но поэтому акция и называется «хоровод», что означает «по кругу», «взявшись за руки», «не прерывая связь поколений». 3 «А» и 4 «А» классы решили помочь первоклассникам войти в большой и дружный коллектив нашей школы.

Разделились на группы в зависимости от дела, которым увлекается каждый. Получилось 9 направлений. Старшие ставили задачу не просто развлечь малышей, а научить новому делу, умению работать совместно в группе, помочь узнать лучше друг друга. Пришлось долго готовиться, зато получилось все здорово! С помощью более взрослых ребят-третьеклассников и четвероклассников первоклассники построили замок, сыграли в «Веселые старты» и получили первые красочные грамоты; научились играть в шашки и даже в шахматы, составлять картины из пазлов, рисовать пастелью, изготовлять поделки из природных материалов. Группа, занимающаяся оригами, собрала для всех малышей подарки — симпатичных собачек, рыбок, лягушат, котят. Но самое главное — это чувство радости от общения друг с другом, гордости за то, что ты чему-то можешь научить другого. Ребята подружились, поняли, что малыши — очень любознательные, смышленые, веселые мальчишки и девчонки, такие же, как и мы в первом классе.

Сразу стало понятно слово «тимуровец». Это умный, благородный, дружелюбный, добросовестный, добросердечный, добропорядочный. Получается, что добро — это вечное понятие и необходимо оно всегда: и в военное, и в мирное время. Такая богатая сфера реализации творческих устремлений становится основой для коллективной творческой работы ребят. Главное в разнообразии коллективных творческих дел — развитие взаимной товарищеской заботы, общей бескорыстной заботы о своем коллективе и в повседневной жизни и при подготовке к творческим делам (КТД).

Основные термины (генерируются автоматически): коллективной творческой, коллективной творческой деятельности, коллективных творческих дел, форм работы, воспитательной работы, воспитательные задачи, учебно-воспитательном процессе, форм работы целесообразно, коллективной творческой работы, обратную связь, специфике коллективной творческой, формы воспитательной работы, форма воспитательной работы, технологии коллективной творческой, Актуальные задачи педагогики, форма работы должна, очередной период работы, связь участник КТД, формы коллективных творческих, современном учебно-воспитательном процессе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос