Расширение контекста когнитивного процесса путем использования современных мультимедийных средств | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 31.10.2017

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Кандыба Н. Н. Расширение контекста когнитивного процесса путем использования современных мультимедийных средств [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 189-192. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13169/ (дата обращения: 22.10.2018).



В статье рассмотрен вопрос применения достижений технического прогресса в рамках улучшения процесса передачи знаний от преподавателя к студенту. Проведен краткий анализ технических средств обучения. Дана оценка перспективности взаимодействия технических достижений и педагогического процесса.

Ключевые слова: образование, информация, когнитивный процесс

Современные темпы развития общества диктуют свои векторы движения педагогической науки. Повсеместное распространение технических приспособлений визуализации информации приводит к тому, что привычный образ передачи знаний от преподавателя к студенту претерпевает характерные изменения, сущность которых заключается в следующем:

– повышение уровня наглядности изучаемого материала;

– ускорение изучения отдельных элементов;

– улучшение обратной связи между студентом и преподавателем.

Говоря о когнитивном процессе, нельзя не упомянуть, что это есть, в первую очередь, комплексный психологический процесс, основы которого хотя и закладываются с ранних лет жизни человека, но постоянно совершенствуются на всем протяжении его жизни. В связи с этим, в рамках образовательной сферы, является необходимым дополнительная стимуляция усвоения получаемых знаний с привлечением специальных технических средств, что позволяет повысить качество образования и увеличить полезный объем передаваемой информации. Правильная и упорядоченная подача теоретической информации позволяет проектировать базис для формирования в будущем интереса к эмпирическому познанию. С этой точки зрения, «живая» информация, преподносимая посредством новых мультимедийных средств обучения, имеет бесспорные преимущества.

Вопросы модернизации методов обучения в педагогической науке всегда стояли особняком — решение этих вопросов формирует качество образования. Поиском ответов на эти вопросы занимались такие видные деятели педагогики, как А. В. Головачев, Д. Б. Эльконин, А. М. Новиков, Л. В. Занков, В. В. Давыдов.

Безусловно, творчески активные специалисты, обладающие обширным техническим мышлением, необходимым запасом теоретических и практических знаний, умеющие быстро ориентироваться в современных условиях любого производства были и будут востребованы всегда. В то же время, на первый план выходит проблема модификации педагогического процесса с учетом современных требований образовательной сферы и возможностей технических средств. Здесь важно отметить, что, несмотря на кажущуюся универсальность использования мультимедийных средств, нельзя полностью исключать привычные, проверенные временем методики преподавания, такие, как устное изложение информации преподавателем, письменная фиксация студентом информации в рабочей тетради, выполнение студентом самостоятельной внеаудиторной работы. Стандартные методики хотя и доказали свою эффективность за десятки лет, но они, тем не менее, нуждаются в некоторой модернизации путем внедрения более современных методик, учитывающих положительные аспекты и опыт применения стандартных. Проектирование новых методик преподавания должно быть выполнено с учетом использования мультимедийных средств в качестве их основной базы. Это позволит расширять формальные рамки донесения информации до студента, вместе с тем, позволяя преподавателю варьировать тип применяемой методики обучения для достижения наилучшего результата.

Вышеуказанная проблема модификации педагогического процесса имеет свое решение, которое заключается в приобретении и целевом использовании технических средств обучения, а также необходимом и корректном изменении нормативных документов, имеющих влияние на проведение процесса преподавания. Несомненно, потребуется провести обучение педагогов по вопросу использования новых мультимедийных средств. Это позволит поднять процесс передачи знаний на качественно новый уровень.

Технические средства обучения (ТСО) — это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Понятие ТСО включает в себя два компонента: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся [3].

Существуют следующие типы ТСО:

– информационные;

– комбинированные;

– тренажеры;

– средства контроля знаний;

– аудиовизуальные средства.

К техническим средствам передачи информации можно отнести следующие компоненты: графопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, проигрыватели, кинопроекторы, радиоузлы, киноустановки, видео- аудиомагнитофоны, компьютеры. Преобразование информации, находящейся на носителях, является отличительной особенностью вышеперечисленных компонентов. Это позволяет передавать информацию в удобной для восприятия форме.

Существует такой подвид технических средств, как контролирующие ТСО, которые в свою очередь делятся на групповые и индивидуальные. Наиболее значимые отличия между этими двумя группами заключаются в методе передачи ответа студентами, а также типами обучающих программ. Степень сложности контроля знаний градуируется от простого к сложному — от кассет, типовых карт до программ компьютерного характера. Благодаря возможностям ТСО, появляется возможность установки определенной скорости подачи материала студенту, что влияет на усвоение знаний. Вместе с тем, применение ТСО подобного рода должно быть тщательно выверено и ограничено, поскольку живое общение с преподавателем имеет больше преимуществ для окончательного анализа и корректировки знаний студента.

Комбинированные технические средства — как правило, выполняют несколько функций. К средствам подобного типа относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы.

Также существуют тренажерные технические средства, представляющие собой специализированные устройства, учебно-тренировочного характера. Их основное назначение — формирование первоначальных умений и навыков студентов в рамках определенного дисциплинарного поля. Разработанные специально для задач тренажеров, обучающие программы обуславливают применение тренажеров в обучении как дополнительного ТСО. Проектирование обучающих программ основывается на результатах процесса моделирования осваиваемой дисциплины.

Предъявление разносторонних требований к ТСО обусловлено спецификой их применения. Список требований включает в себя следующие положения: педагогичность, функциональность, эргономичность, экономичность.

Педагогичность — согласованность избранного метода преподавания с возможностями технического средства обеспечить его выполнение соответствуя определенным формам учебного процесса.

Функциональность — данное требование заключается в способности применяемого ТСО обеспечивать заданные параметры передачи/воспроизведения информации (надлежащий уровень яркости изображения, приемлемое качество звукового сопровождения и т. п.).

Экономичность — ТСО должны обладать сравнительно низкой ценой относительно уровня качества, долговечности и срока службы отдельных компонентов.

Эргономичность — соответствие технических средств нормативам по безопасной эксплуатации, низкий уровень производимого шума, малый размер аппарата, удобство обслуживания, транспортирования и т. п.

Наиболее популярными и известными являются следующие единицы ТСО:

– компьютер;

– документ-камера;

– мультимедийный проектор.

Как правило, процесс преподавания в качестве передачи новых знаний выражается в том, что преподаватель должен следовать предварительно составленному плану урока, содержащему основные компоненты изучаемого материала.

В связи с этим, следует понимать, что каждая новая порция знаний должна быть передана с использованием определенных заранее средств обучения. Говоря о средствах обучения, важно понимать, что этот многоплановый термин имеет различную трактовку в зависимости от угла взгляда тех людей, которые занимались изучением данного компонента педагогического процесса.

Так, член-корреспондент РАО — Т. С. Назарова — под средствами обучения подразумевает любые материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и студентами в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности [1]. Доктор педагогических наук Б. В. Пальчевский включает в средства обучения материальные объекты педагогического труда (часть учебно-материальной базы), носители учебной информации, предназначенные для использования в рамках учебно-воспитательного процесса [2].

Широкое толкование термина позволило развить многовариантность выбора ТСО для конкретных дисциплин. Вместе с тем, следует помнить, что этот выбор определяется требованиями и спецификой каждой конкретной дисциплины. Чрезмерное использование ТСО может вести к информационной перегрузке студентов, создавать недосказанность по отдельным аспектам дисциплины, формировать ложное восприятие знаний.

Использование современных ТСО в педагогическом процессе способствует знакомству студентов с достижениями технического прогресса, формирует культуру использования сложной техники. Перспективность применения ТСО современного типа не подлежит сомнению — постоянно обновляющаяся инфраструктура учебных заведений создает предпосылки для модернизации применения ТСО в обучении.

В настоящее время, одним из базисных ТСО, постепенно вытесняющим аналогичные, но устаревшие, является компьютер. Эта универсальная электронно-вычислительная машина способна хранить, обрабатывать информацию, обеспечивать обратную связь в электронной форме. Будучи подключенным к еще одной современной единице ТСО — мультимедийному проектору — компьютер способен выводить необходимое изображение на заранее подготовленную поверхность. Наглядность материала во многих случаях позволяет повысить его ценность. Использование компьютера также допустимо в качестве инструмента самоконтроля студентов — они должны выполнять заранее подготовленные преподавателем задания, что даст возможность быстро получить результат и понять, как необходимо скорректировать педагогический процесс для повышения качества образования.

Применение такого ТСО как документ-камера дает возможность многократного увеличения рассматриваемого физического объекта, особенно, если данный объект представлен в единственном экземпляре.

Принимая во внимание тот факт, что технологии не стоят на месте, а постоянно развиваются, можно ожидать в будущем появления более совершенных ТСО, которые смогут положительно повлиять на педагогический процесс, делая его живее, разнообразнее, интереснее.

Литература:

  1. Назарова Т. С. Педагогические технологии — новый этап эволюции? [Текст]/ Т. С. Назарова // Педагогика. -1997. -N 3. — С. 20–27.
  2. Пальчевский, Б. В. Учебно-методический комплекс: структура, содержание, готовность авторов к разработке [Текст] / Б. В. Пальчевский // Столичное образование. — 2010. — № 7. — С. 5–17.
  3. Фролов И. Н., Егоров А. И. Методология применения современных технических средств обучения. Учебно-методическое пособие. // Научная электронная библиотека Российской Академии Естествознания. URL: https://monographies.ru/ru/book/section?id=1346 (дата обращения: 02.10.17).
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический процесс, средство обучения, средство, техническое средство обучения, учебно-воспитательный процесс, педагогическая наука, обратная связь, образовательная сфера, мультимедийный проектор, когнитивный процесс.

Ключевые слова

информация, образование, когнитивный процесс

Похожие статьи

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

мультимедийное средство обучения, процесс обучения, курс ОБЖ, образовательный процесс, средство, самостоятельная работа, учебный процесс, современная школа, образовательная технология, интерактивная доска.

Роль и место средств обучения в учебном процессе

Выбор средств обученияпроцесс индивидуально творческий.

учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение, учебная мотивация, учебная задача, проблемное обучение, образовательный процесс, учебно-познавательная...

Использование технических средств обучения на уроках...

Технические средства обучения (ТСО) — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

Электронные средства и методы обучения для повышения...

Процесс обучения — это педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются

В учебном процессе могут быть использованы как готовые мультимедийные средства, так и разработанными самими учителя ми.

Применение мультимедийных средств в процессе обучения

Средство обучения — совокупность предметов, идей, явлений и способов действий, обеспечивающих реализацию учебно-воспитательного процесса.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Содержание обучения; Средства педагогического взаимодействия: Организация учебного процесса; Обучающийся преподаватель; Результат деятельности. Формирование критического мышления.

Электронные средства обучения как компонент информатизации...

электронное средство обучения, учебный процесс, практика разработки, информационная среда, образовательный процесс, традиционная модель обучения, индивидуализация обучения, модель обучения, процесс...

Применение средств мультимедийных технологий как условие...

учебный процесс, метод обучения, средство, учебный материал, личностно-ориентированное обучение, урок, повышение эффективности, педагогическая технология, целый ряд, электронный ресурс сети.

Роль мультимедийных образовательных технологий...

Н. С. Мошкарова в своей работе «Интеграция мультимедийных средств обучения в процесс профессионального музыкального образования» выделяет

Г. Р. Тараевой представлен план внедрения мультимедийных технологий в музыкально-педагогический процесс

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

мультимедийное средство обучения, процесс обучения, курс ОБЖ, образовательный процесс, средство, самостоятельная работа, учебный процесс, современная школа, образовательная технология, интерактивная доска.

Роль и место средств обучения в учебном процессе

Выбор средств обученияпроцесс индивидуально творческий.

учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение, учебная мотивация, учебная задача, проблемное обучение, образовательный процесс, учебно-познавательная...

Использование технических средств обучения на уроках...

Технические средства обучения (ТСО) — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

Электронные средства и методы обучения для повышения...

Процесс обучения — это педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются

В учебном процессе могут быть использованы как готовые мультимедийные средства, так и разработанными самими учителя ми.

Применение мультимедийных средств в процессе обучения

Средство обучения — совокупность предметов, идей, явлений и способов действий, обеспечивающих реализацию учебно-воспитательного процесса.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Содержание обучения; Средства педагогического взаимодействия: Организация учебного процесса; Обучающийся преподаватель; Результат деятельности. Формирование критического мышления.

Электронные средства обучения как компонент информатизации...

электронное средство обучения, учебный процесс, практика разработки, информационная среда, образовательный процесс, традиционная модель обучения, индивидуализация обучения, модель обучения, процесс...

Применение средств мультимедийных технологий как условие...

учебный процесс, метод обучения, средство, учебный материал, личностно-ориентированное обучение, урок, повышение эффективности, педагогическая технология, целый ряд, электронный ресурс сети.

Роль мультимедийных образовательных технологий...

Н. С. Мошкарова в своей работе «Интеграция мультимедийных средств обучения в процесс профессионального музыкального образования» выделяет

Г. Р. Тараевой представлен план внедрения мультимедийных технологий в музыкально-педагогический процесс

Задать вопрос