Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Вокруг света за сорок пять минут

12. Технические средства обучения
01.11.2017
50
Поделиться
Библиографическое описание
Анисимов, К. С. Вокруг света за сорок пять минут / К. С. Анисимов. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13165/.


Ни для кого не секрет, что географическая карта является главным инструментом географии. Еще Н. Н. Баранский писал: «От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается». При всех преимуществах этого способа отображения информации, географическая карта обладает рядом недостатков: плоское, двухмерное изображение и трудоемкость отображения динамических процессов развития и изменения земной поверхности, не позволяют в полной мере прочувствовать их значимость. А если прибавить к этому желание учителя донести до школьников, до их осознания, всех процессов, происходящих на Земле, закономерности их развития, возникает необходимость в более совершенном инструменте, нежели географическая карта.

Мир не стоит на месте, и широкому кругу пользователей стали доступны технологии, некогда использовавшиеся лишь спецслужбами, а именно: подробные космические снимки земной поверхности. Речь идет о программе Google Earth Pro от компании Google. О возможностях данной программы написано немало статей, поэтому я не буду описывать их, а приведу примеры использования на уроках географии в 5–9 классах.

Знакомство с программой необходимо начать с освоения инструментария, так как умение оперативно использовать возможности программы существенно сократит время и позволит уложиться в стандартную длительность урока.

Путешествие можно разделить на этапы, в том порядке, как они расположены в учебном плане по классам, с 5 по 9. Однако, чтобы мотивировать ребят к дальнейшему изучению географии и сформировать у них целостную картину мира, можно выйти за рамки школьной программы конкретного класса и показать все этапы путешествия.

Этапы выглядят следующим образом:

1) Пятый класс: Наша планета во Вселенной, форма Земли, освещение Солнцем, смена дня и ночи, материки и океаны, состав литосферы (все эти темы показываются на основном изображении Земли с использованием инструментов (см. рис.1)

Рис.1. Программа Google Earth

2) Шестой класс: Гидросфера — разнообразие водных объектов от океанов до рек, озер и болот. Используя функции программы, мы можем детально рассмотреть моря, океаны, рассмотреть их рельеф, определить глубину, найти места гибели подводных лодок и кораблей (см.рис.1). Знакомство с островами, архипелагами будет особо увлекательным: за счет функции «просмотра улиц» можно побывать в тех местах, куда вряд ли удастся поехать в путешествие. Фотографии тех мест дополнят впечатление (см. рис.3).

Рис.2. Место гибели «Титаника» в Атлантическом океане

Рис. 3. Фотографии пользователей в программе

3) Седьмой класс: Природа Земли: джунгли, пустыни, тайга, горные районы (3D-путешествие в режиме полета). Материки: крайние географические точки, основные формы рельефа, самые высокие горы (см.рис.4), природные зоны, гидрография.

Рис. 4. Высочайшая гора на Земле — Эверест (Джомолунгма)

4) Восьмой класс: Разнообразие природных объектов нашей страны: природные зоны — фотографии, крайние географические точки. Памятники природы, объекты исторического и культурного наследия (см. рис.5–6). Весьма интересна функция «Фото 360°» (рис.7).

Рис. 5. Фотореалистичная модель Московского Кремля и храма Василия Блаженного

Рис. 6. Вид на Олимпийский комплекс в Сочи

Рис. 7. Эффект реалистичности при использовании «Фото 360°»

5) 9–11 классы: Экологические проблемы, территории интенсивного освоения человеком (масштабные вырубки джунглей Амазонки, места открытой добычи полезных ископаемых (г.Мирный — добыча алмазов), создание искусственных островов в Дубае и т. п.).

Работая с изменением высоты съемки, можно понять, как наша планета выглядит с борта авиалайнера (10 км), из космического корабля Юрия Гагарина (ок.100 км) и с Международной космической станции (ок. 400 км).

Пожалуй, самым, максимально производящим впечатление на ребят, является процесс поиска на спутниковых снимках мест, хорошо им знакомых: родной город, район, в котором они проживают, дача, школа… Дети очень активно показывают места, где они отдыхали. А некоторые даже делали подробные увлекательные рассказы о своем отдыхе, используя программу Google Earth, фотографии и панорамы.

В заключение, хочется вспомнить восточную мудрость: Путешествующий живёт четыре жизни: в одной он планирует путешествие, в другой совершает его, в третьей — вспоминает, а в четвертой — живёт, как все остальные смертные.

Искренне хочется верить, что путешествие, реализованное на уроке географии про помощи программы Google Earth, станет отправной точкой в жизни будущих первооткрывателей и исследователей!

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный