Практико-ориентированный подход к преподаванию педагогических дисциплин | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 29.10.2017

Статья просмотрена: 3703 раза

Библиографическое описание:

Мокшина, Н. Г. Практико-ориентированный подход к преподаванию педагогических дисциплин / Н. Г. Мокшина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13162/ (дата обращения: 25.04.2024).



Практико-ориентированный подход — подход, предполагающий ориентацию содержания педагогического образования на актуальные потребности педагогической практики. В педагогическом образовании этот подход исследовали А. В. Савицкая, который она понимает, как способ академического образования, предполагающий акцент не на учебных дисциплинах, а на подлинных проблемах, с которыми могут и сталкиваются будущие специалисты, при этом на первый план выходит активное обучение небольших групп, а не традиционные формы организации учебного процесса [3]. Другой исследователь — Л. В. Павлова — приравнивает его к методу преподавания и обучения, позволяющему студентам сочетать учебу в вузе с практической работой [1].

Реализация практико-ориентированного подхода происходит через: связь содержания педагогической подготовки будущего учителя со спецификой содержания общего образования, тенденциями его обновления, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования [5], Профессиональным стандартом педагога [2], Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования [4].

В связи с этим ведущей целью обучения становится усиление практической подготовки студентов к педагогической деятельности. Мы предлагаем пути обновления содержания дисциплин педагогического цикла, усилив их практическую направленность на основе сетевого взаимодействия школы и университета,

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки «Педагогическое образование» является модульной и строится на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Учебный раздел «Современные педагогические технологии» является составной частью модуля «Методология, методы и организация профессиональной деятельности». Освоение учебного раздела «Современные педагогические технологии» нацелено на подготовку к осуществлению педагогической деятельности, формирование общей культуры личности студентов, призвано способствовать осознанному выбору и освоению профессиональных программ взаимодействия с подопечными, разнообразных приемов, методов и средств обучения и воспитания школьников, выполнять правила и нормы охраны труда, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Вход в учебный раздел начинается с определения проблематики, изучения социального заказа. Он формируется во время работы круглого стола «Образовательные результаты как основа проектирования образовательных программ» с участием представителей сетевых школ, получения заказа на разработку конструктов уроков и воспитательных дел с использованием различных педагогических технологий.

Портфолио с разработанными конструктами уроков и воспитательных дел с использованием различных педагогических технологий студенты представляют на Педагогической ярмарке, являющейся заключительным учебным событием модуля.

Изучение данного раздела базируется на учебном разделе «Теоретико-технологические основы психолого-педагогической деятельности», где студенты приобретают опыт работы, находясь в позиции участника образовательного процесса.

Настоящая программа учебного раздела «Современные педагогические технологии» устанавливает минимальные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных событий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный раздел, студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) изучающих модуль «Методология, методы и организация профессиональной деятельности».

Целью освоения раздела «Современные педагогические технологии» является способность будущего учителя к применению педагогических технологий в процессе обучения и воспитания.

Формулирование такой цели раздела определяется требованиями к необходимым трудовым действиям, знаниям, умениям педагога, которые сформулированы в Профессиональном стандарте педагога.

Задачи учебного раздела:

‒ вооружить студентов знаниями в области педагогических технологий;

‒ формировать у студентов педагогическое мышление и творческие способности;

‒ выработать умения по решению разнообразных учебных задач с использованием инновационного подхода и применения педагогических технологий.

Целевая аудитория:

‒ студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата);

‒ слушатели курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

В результате освоения учебного раздела студент будет способен проектировать учебные занятия и воспитательные дела, используя современные педагогические технологии.

Учебный раздел является составной частью модуля «Методология, методы и организация профессиональной деятельности» и изучается на 2 курсе в 4 семестре.

Формами и методами обучения, способствующими формированию и развитию компетенций и трудовых действий в процессе реализации учебного раздела «Современные педагогические технологии», явились:

‒ интерактивные лекции;

‒ семинарские и практические занятия;

‒ самостоятельная работа студентов при подготовке к семинарским и практическим занятиям;

‒ индивидуальные консультации;

‒ дискуссионные технологии;

‒ кейс-стади;

‒ творческие проекты с использованием ИКТ;

‒ деловая игра

‒ тренинги.

Апробация программы проводилась на 2 курсах факультетов математики и естественных наук, филологии и истории ЕИ КФУ. Студентам была предоставлена программа раздела и перечень основных творческих проектов, которые им предстояло выполнить самостоятельно в группах и индивидуально.

Лекционным занятиям в программе было отведено 10 часов, семинарским занятиям 8 часов, практическим занятиям — 36 часов.

Все занятия проводились в интерактивном режиме, их содержание носило проблемный характер. Например, лекция и практическое занятие по теме «Понятие о педагогической технологии» студентам были предложены для обсуждения следующие вопросы проблемного характера:

‒ Как соотносится педагогическая технология и мастерство учителя?

‒ Как соотносится методика предметного преподавания и технология?

‒ Как соотносится педагогическая техника и технология?

В рамках темы «Технология конструирования и осуществления педагогического процесса» обсуждались вопросы:

‒ в чем заключается прогнозирование и проектирование педагогического процесса;

‒ в чем заключается планирование как результат конструктивной деятельности педагога.

В рамках практических занятий целая серия заданий была направлена на формирование у студентов способности освоения будущими учителями основами технологии целостного педагогического процесса; вооружения знаниями в области проектирования, конструирования и диагностирования педагогических технологий; формирования умения применять педагогические технологии в основной школе.

В рамках занятия лекция-презентация «Основные качества современных педагогических технологий» студентам задавались следующие вопросы для обсуждения: разработка основ педагогической технологии; разработка основ технологии обучения; постановка диагностических целей образования; проектирование содержания обучения; моделирование структуры технологии обучения; обратная связь: контроль и оценка.

В рамках практического занятия студенты составляли кластер и подготовили краткий рассказ с использованием входящих в него слов. Кластер –это метод, который способствует развитию вариантности мышления, учит устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Прежде, чем приступить к изучению какого-либо объекта, явления, необходимо сначала построить свою собственную модель на основе известных представлений, после чего, по ходу приобретения новых сведений, совершенствовать эту модель. При включении в учебный процесс данного метода необходимо было: выделить главную, ключевую тему изучения материала; определить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации). Данное задание даёт возможность преподавателю отследить понимание темы; для самих студентов такая самостоятельная деятельность даёт возможность обобщить и структурировать основной учебный материал, позволяет увидеть связи между понятиями, законами и закономерностями. Использование кластера помогает преподавателю учитывать индивидуальные особенности студентов: один при составлении собственного кластера будет использовать слова, другой понятия, а третий — просто нарисует объект изучения или процесс.

Серьёзной работой стала разработка студентами конспектов фрагментов урока с использованием различных технологий обучения (интегральной технологии, технологии «Диалог культур», здоровьесберегающих технологий и др.) и продемонстрировать на занятии. По свидетельству студентов, выполнение именно этой работы стало хорошей школой по воспитанию в них интереса и творческого отношения к педагогической профессии.

Достаточно много лекционных и практических занятий сопровождались заданиями «составить резюме по теме». К резюме предъявлялись следующие требования: краткость (не более 1 страницы); информативность; акцентирование внимания на уникальности информации; сжатое описание сути информации; приведение показателей, характеризующих эффективность предлагаемой информации для обучающегося.

Еще одной из форм обучения явилось написание компендиума по теме, опираясь на рекомендуемую литературу. Например, Ш. А. Амонашвили о личностно-гуманной основе педагогического процесса, в чем особенность системы обучения В. Ф. Шаталова?

Учебная программа раздела предусматривала встречу с учителями-супервизорами в рамках сетевого взаимодействия, где студентам было предложено провести пресс-конференцию с учителями «СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Елабуги «Какие педагогические технологии применяют в педагогическом процессе» и проведение брифинга с отдельными учителями «Технологии в опыте работы учителей». Большой интерес у студентов вызвало задание — изучение опыта учителей по использованию педагогических технологий (педагогические мастерские, творческие лаборатории учителей). Результаты изучения опыта учителей у некоторых студентов завершились составлением портфолио учителя, который включал в себя:

‒ фото; Ф. И. О., звание (год и дата присвоения) (Заслуженный учитель России и др.);

‒ краткая биографическая справка, стаж работы в педагогической деятельности; учебный предмет и воспитательная работа;

‒ краткая информация о школе (специализация, тип, количество учащихся и учителей, особенности учебно-воспитательного процесса);

‒ качества личности учителя; цели и задачи его педагогической деятельности; научные работы; достижения; мастерство учителя, главная особенность педагогического опыта, «изюминка», применяемые им педагогические технологии.

Кроме того, студенты поделились своими наблюдениями на практическом занятии с преподавателем, получив заранее от него серию заданий для выявления педагогических технологий, реализуемых учителем на уроке. Необходимо было:

‒ определить цель, задачи, тип данного урока;

‒ выделить этапы урока в общей структуре урока;

‒ определить время, использованное на каждом этапе урока и обосновать его целесообразность; назвать использованные учителем на каждом этапе урока методы обучения;

‒ перечислить принципы обучения, реализованные на уроке, как реализовался принцип учета индивидуальных психологических особенностей учащихся на уроке;

‒ назвать использованные учителем технологии обучения.

По признанию студентов, выполнение данного задания потребовало от них прочтения дополнительной литературы по дидактике, ряда документов, регламентирующих организацию образовательной работы в школе, в том числе более детального прочтения ФГОС ООО.

В процессе посещения уроков в школе (по специальности) выявили какие технологии обучения применялись учителями-супервизорами, продукты и результаты учебной деятельности были получены учащимися, формируемые на уроках УУД. Особое внимание было уделено анализу технологий обучения и средств, применяемых на занятиях учителем, обсудили с учителем — супервизором, эффективность применяемых им технологий обучения на уроке. Кроме того, определились с темой урока для создания технологической карты урока и приступили к конструированию под руководством учителя-супервизора и вузовского преподавателя.

Итоговым событием по разделу стала публичная защита составленного Электронного терминологического словаря, который в дальнейшем был представлен на итоговом учебном событии по модулю.

Литература:

  1. Павлова Л. В. Практико-ориентированное обучение (из опыта стажировки в Швейцарии) // Социосфера. 2013. № 4. С. 91–92.
  2. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) — приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г.
  3. Савицкая А. В. Практико-ориентированный подход в обучении: обзор зарубежной литературы и проблемы реализации в вузе // European Social Science Journal. 2013. № 4(23). С. 66–74.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)».
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, педагогический процесс, раздел, студент, занятие, педагогическая технология, Педагогическое образование, практическое занятие, профессиональная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Проблема соответствия ФГОС ВО профессиональному...

Учебные предметы. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Применение современных педагогических технологий в среднем...

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Особенности организации практического обучения в колледже

В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) преподавателям образовательных учреждений пришлось столкнуться с рядом сложностей...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

педагогическая технология, технология обучения, содержание обучения, учебный материал, педагогическая система, учебный процесс, обучение, средство, педагогическая практика, дидактическое задание.

Современные педагогические технологии как основа...

Педагогические технологии обучения — системные категории, структурными составляющими которых являются: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, субъект и объект (ученик- учитель)...

Современные педагогические технологии как средство...

Остановимся на педагогических технологиях и подходах в учебно-воспитательном процессе. Технология (педагогическая) — это совокупность определенных подходов, приемов, способов в работе учителя на уроке...

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

собственная учебная деятельность, педагогическое взаимодействие, процесс обучения, студент, образовательный процесс, педагогический процесс, педагогическое проектирование, педагогическое...

Вопросы интеграции в среднем профессиональном образовании

В среднем профессиональном образовании учебно-преподавательский процесс состоит из научно-педагогической деятельности. Среднее профессиональное образование считается самым важным связующим звеном для направления учащихся в научную деятельность.

Формирование общих и профессиональных компетенций...

Профессиональное обучение, задача, занятие, компетенция, профессиональная деятельность, экспертный опрос, учебный план, профессиональное образование, профессиональная компетенция бакалавра...

Похожие статьи

Проблема соответствия ФГОС ВО профессиональному...

Учебные предметы. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Применение современных педагогических технологий в среднем...

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Особенности организации практического обучения в колледже

В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) преподавателям образовательных учреждений пришлось столкнуться с рядом сложностей...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

педагогическая технология, технология обучения, содержание обучения, учебный материал, педагогическая система, учебный процесс, обучение, средство, педагогическая практика, дидактическое задание.

Современные педагогические технологии как основа...

Педагогические технологии обучения — системные категории, структурными составляющими которых являются: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, субъект и объект (ученик- учитель)...

Современные педагогические технологии как средство...

Остановимся на педагогических технологиях и подходах в учебно-воспитательном процессе. Технология (педагогическая) — это совокупность определенных подходов, приемов, способов в работе учителя на уроке...

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

собственная учебная деятельность, педагогическое взаимодействие, процесс обучения, студент, образовательный процесс, педагогический процесс, педагогическое проектирование, педагогическое...

Вопросы интеграции в среднем профессиональном образовании

В среднем профессиональном образовании учебно-преподавательский процесс состоит из научно-педагогической деятельности. Среднее профессиональное образование считается самым важным связующим звеном для направления учащихся в научную деятельность.

Формирование общих и профессиональных компетенций...

Профессиональное обучение, задача, занятие, компетенция, профессиональная деятельность, экспертный опрос, учебный план, профессиональное образование, профессиональная компетенция бакалавра...