Деятельностный подход: параметры, идеи, направления | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, В. Н. Деятельностный подход: параметры, идеи, направления / В. Н. Хаустова, В. М. Романенко, Н. А. Гладкова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 31-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13154/ (дата обращения: 24.04.2024).



В последние годы школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общественной жизни страны. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, личности, способной подходить к решению задач с позиции личностной сопричастности.

Знать — еще не значит быть готовым эти знания использовать. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю — не знаю, умею — не умею, владею — не владею, а где есть тезис «ищу — и нахожу, думаю — и узнаю, тренируюсь — и делаю». На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

В свою очередь, иными становятся и задачи учителя — не поучать, а побуждать, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Основная идея состоит в такой организации обучения, когда ребенок не просто усваивает готовое знание, изложенное учителем, а «открывает» новое знание в процессе своей собственной деятельности. Обучение, обеспечивающее включение детей в учебно-познавательную деятельность, называют деятельностным подходом.

Очевидно, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Теперь задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать. Теперь он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Образно говоря, если в наглядном обучении учитель выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети — роль зрителей, то в деятельностном подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а учитель — дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет.

Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель-ученик». Очевидно, что объяснительно-иллюстративный метод, на котором строится сегодня обучение в «традиционной» школе, не обеспечивает системного прохождения необходимых этапов учебной деятельности, которыми являются: постановка учебной задачи (или проблемы); учебные действия; действия самоконтроля и самооценки. Так, сообщение темы и цели урока не имеет ничего общего с постановкой учебной задачи. Объяснение нового материала не может заменить учебных действий детей, в результате которых они самостоятельно «открывают» новое знание: объяснение — это действие, прежде всего, учеников, а не учителя.

Уровень развития ученика в учебной деятельности зависит не только от уровня его готовности к обучению, но и от его личностных качеств и субъективного опыта. Таким образом, необходимо говорить о личностно ориентированном подходе к организации учебной деятельности разных учащихся или личностно деятельностном подходе к обучению.

Основные параметры личностно ориентированного обучения:

1) во главу угла ставится самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения;

2) осуществляется не просто учет особенностей субъекта учения, а иная методология организации условий обучения, предполагающая не «учет», а «включение» его собственно личных функций или востребование его субъективного опыта;

3) создаются условия для активизации личностных функций субъекта учения;

4) единицей обучения является учебная ситуация, предполагающая соответствие педагогической деятельности «природе» учащегося, когда он «может» и «хочет» учиться;

5) стандартом образования является не цель, а средство, определяющее направления и границы использования предмет- ного материала как основы личностного развития на разных ступенях обучения;

6) критериями эффективной организации обучения являются параметры личностного развития, требующие создания адекватной системы их диагностики.

Основные параметры сотрудничества.

Опыт учителей-новаторов (Ш. А. Амонашвнли, И. П. Волков, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин — 80-е гг.) под общим названием «педагогика сотрудничества» очень технологичен, педагогические идеи получили воплощение в конкретных приемах, методах, способах, активизирующих обучение.

Это следующие идеи:

1) отношения с учениками, создание ситуации успеха;

2) учение без принуждения;

3) идея трудной цели;

4) идея опоры;

5) идея свободного выбора;

6) идея опережения;

7) идея крупных блоков, идея «погружения»;

8) идея соответствующей формы;

9) идея самоанализа;

10) интеллектуальный фон класса;

11) личностный подход.

Дифференциация обучения

Традиционно существовавший дифференцированный подход в обучении, основанный на психолого-педагогических различиях школьников, сохранял для всех учащихся конечные цели обучения едиными и для многих заведомо непосильными. Под дифференциацией обучения в настоящее время понимается создание различий между частями образовательной системы (или подсистемы) с учетом одного или нескольких направлений.

Теоретически выделяют следующие направления дифференциации:

1) образовательные цели;

2) уровень выполнения заданий;

3) первоначальный уровень учебной деятельности;

4) время обучения (время выполнения задания);

5) содержание обучения;

6) последовательность учебного материала;

7) структура учебного материала;

8) подход к обучению;

9) виды учебной деятельности;

10) применение знаний;

11) оценка.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, обучение, готовое знание, дифференциация обучения, задача учителя, идея, личностное развитие, субъективный опыт, учебная задача, учебный материал.

Похожие статьи

Личностно-ориентированная технология на уроках математики...

учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач

Как известно, при осуществлении личностно ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъективный опыт ученика, а также учитывать индивидуальную...

Современные образовательные технологии...

- трансляция готового учебного содержания. - изложение нового материала — монолог учителя.

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучаемых

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.

Личностно-ориентированное обучение на основе современных...

Задачи личностно-ориентированного обучения — направленность деятельности детей на поиск и обработку информации, подытоживанию

дифференциация и индивидуализация обучения.

личностно-ориентированное обучение, технология обучения., педагог и ученик.

Современные концепции обучения | Статья в журнале...

Психологические теории обучения организации учебной... Оригинальную концепцию построения учебной деятельности

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, личностно-ориентированное обучение, учебный материал, учебный.

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения, младший школьник, итоговый контроль, учебная мотивация

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика. Первый уровень — высокий уровень школьной мотивации, учебной...

Средства формирования и совершенствования учебной...

учебная деятельность, задача, ученик, учитель, урок, подросток, педагог, русский язык, Проектная деятельность, подростковый возраст. Похожие статьи. Пути развития познавательного интереса у подростков.

Психологические теории обучения организации учебной...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся. Использование проблемного обучения для активизации...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии

дифференцированное обучение, учащийся, дифференцированная организация, учебный процесс, учебная деятельность, электронный баланс, практическая часть, научное мировоззрение, метод обучения...

Похожие статьи

Личностно-ориентированная технология на уроках математики...

учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач

Как известно, при осуществлении личностно ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъективный опыт ученика, а также учитывать индивидуальную...

Современные образовательные технологии...

- трансляция готового учебного содержания. - изложение нового материала — монолог учителя.

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучаемых

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.

Личностно-ориентированное обучение на основе современных...

Задачи личностно-ориентированного обучения — направленность деятельности детей на поиск и обработку информации, подытоживанию

дифференциация и индивидуализация обучения.

личностно-ориентированное обучение, технология обучения., педагог и ученик.

Современные концепции обучения | Статья в журнале...

Психологические теории обучения организации учебной... Оригинальную концепцию построения учебной деятельности

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, личностно-ориентированное обучение, учебный материал, учебный.

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения, младший школьник, итоговый контроль, учебная мотивация

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика. Первый уровень — высокий уровень школьной мотивации, учебной...

Средства формирования и совершенствования учебной...

учебная деятельность, задача, ученик, учитель, урок, подросток, педагог, русский язык, Проектная деятельность, подростковый возраст. Похожие статьи. Пути развития познавательного интереса у подростков.

Психологические теории обучения организации учебной...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся. Использование проблемного обучения для активизации...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии

дифференцированное обучение, учащийся, дифференцированная организация, учебный процесс, учебная деятельность, электронный баланс, практическая часть, научное мировоззрение, метод обучения...