Педагогический подход к рассмотрению проблемы стрессоустойчивости у обучающихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 24.10.2017

Статья просмотрена: 636 раз

Библиографическое описание:

Чудайкин, А. М. Педагогический подход к рассмотрению проблемы стрессоустойчивости у обучающихся / А. М. Чудайкин. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 166-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13130/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются педагогические аспекты проблемы стрессоустойчивости. Актуальность данной темы вызвана тем, что в образовательных учреждениях обучающиеся не способны справляться с неожиданными ситуациями, не владеют стратегиями и способами преодоления стрессов, что часто приводит к отрицательному воздействию на физическое и психологическое состояние организма. Автор изучает понятия стресс и стрессоустойчивость в современной науке, а также анализирует признаки стрессоустойчивости у обучающихся.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость

Проблеме стрессогенности образовательного процесса уделяется большое, всестороннее внимание, поскольку стресс воздействует на все характеристики личности: мышление, память, эмоционально-волевую сферу и речь. Как показывают результаты наблюдений педагогов и психологов, большинство учащихся не владеет достаточной информацией об особенностях стрессовых ситуаций в учебном процессе и методах развития, совершенствования и повышения собственной стрессоустойчивости.

Однако, основываясь на определении стресса — нестандартной биохимической или поведенческой реакции организма на необычное или неожиданное обстоятельство текущей ситуации — можно утверждать, что он не всегда означает отрицательное воздействие. Современный подход в учебной среде подразумевает преобразование стрессового условия учебной среды в своеобразную тренировку, во время которой учащийся осознает и целенаправленно взаимодействует с негативной средой. Результатом подобных тренировок оказывается организм, способный адаптироваться к напряженной ситуации и нацеленный на успешную сдачу экзаменов, выполнение контрольных и самостоятельных, уверенный ответ на занятиях [9].

Анализируя работы исследователей, рассматривающих стрессогенность образовательный среды (В. А. Бодрова, О. С. Глазачева, С. В. Субботина, В. А. Кузьменко, С. П. Ивановой, И. Р. Шагиной, Ж. А. Левшуновой, Е. А. Серегиной, А. И. Подольского, Ю. В. Щербатых, Е. А. Юматова, А. Л. Церковского и др.), мы пришли к выводу, что стрессоустойчивость — это определенный набор личностных качеств, выражающихся в способности переносить нестандартные или неожиданные интеллектуальные, волевые или психические нагрузки, характеризующиеся особенностями выполняемой деятельности без отрицательных последствий для нее, других людей и собственного здоровья.

Изучая специфику образовательной среды, можно сделать вывод о том, что стрессоустойчивость рассматривается как «комплексное личностное свойство, характеризующее способность учащегося управлять внешними и внутренними стресс-факторами учебной деятельности, обеспечивая ее высокую эффективность при здоровом эмоциональном тонусе в течение учебного времени» [7]. При этом стрессоустойчивость обладает двойственной природой: она объединяет субъектно-деятельностную и личностную характеристики обучающегося.

Стоит также подчеркнуть, что во многих работах акцент ставится на определенных признаках, характеризующие снижение стрессоустойчивости у обучающихся:

безразличие (потеря честолюбия, умственная и физическая лень, готовность смириться с неуспехом, отсутствие энтузиазма, неспособность сконцентрироваться на каком-либо занятии);

постоянные сомнения (зависть к успехам других, сомнения в достижении результата, плохое расположение духа, нарушение концентрации внимания);

нерешительность (предпочтение быть подчиненным, исполнять приказы и команды других, отсутствие инициативы, неспособность распределить свое время, отставание в сроках и темпе выполнения заданий);

беспокойство и подверженность страхам (необъективная оценка возникающих проблем, сложность в поиске решений задач, неверие в собственные силы, снижение интеллектуальных способностей);

особая осторожность во всем(негативное отношение к событиям, неуверенность в осуществлении целей и планов, неуравновешенность, нервозность) [1].

Более того, в поведении обучающегося иногда проявляются такие признаки, как неуважение и унижение собеседников и окружающих людей, отсутствие последовательности в действиях, гиперактивность и т. д. Если педагог замечает любой из указанных признаков, в первую очередь необходимо изучить их более подробно и наблюдать за ними, не забывая учитывать возрастные и личностные особенности личности [6].

Как правило, в учебной среде стрессовые ситуации часто возникают из-за конфликтов в основных зонах окружающей среды обучающегося, которые включают следующие компоненты:

1) учащийся — преподаватель;

2) учащийся — процесс обучения;

3) учащийся — личные взаимоотношения (семья, друзья, одноклассники или одногруппники);

4) учащийся — неучебная среда (здоровье, социально-экономические условия, климатические особенности) [5].

Согласно результатам многих исследований, самыми конфликтными считаются взаимодействия между учащимся и процессом обучения, а также между учащимся и его преподавателями. При этом наибольшее количество негативных чувств у обучающегося проявляется из-за индивидуальных особенностей педагога, отличительных черт их общения.

Подобные конфликтные условия, как правило, появляются из-за конкретных, характеризующих определенную образовательную среду условий. Среди них такие учебные стресс-факторы, как:

1) Организационные (особенности учебной деятельности):

– несоответствующий возможностям учащегося объем учебной нагрузки;

– противоречивые требования педагога;

– скучный, монотонный учебный процесс;

– лишние, чрезмерные обязанности.

2) Личностные (отношение к учебной деятельности):

– трудности в личной жизни учащегося, неблагополучные условия в семье;

– нарушение здоровья, неблагоприятное самочувствие;

– боязнь утратить собственный статус в учебном коллективе;

– кризис самосознания и идентификации.

3) Педагогические (морально-психологический климат в коллективе):

– затянувшиеся конфликтные ситуации;

– страх не овладеть учебным материалом;

– боязнь ошибиться, сделать что-то неправильно;

– переживание, связанные с потерей лидерства [4].

Описанные стресс-факторы являются основаниями для снижения стрессоустойчивости обучающихся, их часто исследуют и обсуждают в образовательной среде. Вопрос состоит в том, какие профилактические меры предпринять для адаптации к стрессовым условиям, как повлиять на стресс-факторы учебной среды. Главные принципы заключаются в том, чтобы научиться различать управляемые и неуправляемые стрессогенные ситуации, а также осознавать позитивное и негативное влияние стрессов в образовательном процессе [2].

Исследователь Комарова Е. Ю. предлагает разделять объективную сложность и субъективную трудность учебной деятельности, которые можно эффективно применять для формирования стрессоустойчивости обучающихся. Сложность — это объективная характеристика, определяющая структуру деятельности, требуемой для выполнения учебной задачи, вне зависимости от того, кто данную деятельность осуществляет. Трудность — субъективная характеристика, связанная со способностью учащегося преодолевать преграды, обусловленные определенным составом деятельности: в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося она имеет свои условия и характеристики, учитывая которые можно (с разной степенью собственных усилий) справиться с преградами в деятельности одного и того же уровня сложности. Следовательно, субъективная трудность учебной задачи — это система операций, метод для её решения. Объективная сложность подразумевает число операций, которые необходимо совершить для достижения успеха. Эти характеристики принимают разные значения для разных претендентов [3]. Таким образом, учитывая эти особенности учебного материала педагог может помочь заранее подготовить учащихся к его освоению и выполнению, что приведет их к уверенности в собственных знаниях и овладению новыми стратегиями, а, следовательно, повышению стрессоустойчивости.

В этой связи эффективная организация по формированию стрессоустойчивости у учащихся заключается в овладении ими данными компонентами:

1)морально-психологический компонент (решительность в действиях; коммуникабельность; оптимизм; толерантность; умение осуществлять учебную деятельность в неблагополучной психологической среде; способность выстраивать неконфликтные взаимоотношения с педагогами и сверстниками; стремление к саморазвитию);

2)теоретический компонент (владение информацией о специфике стресса; адекватная реакция на критику; способность преодолевать беспокойство, страх, боязнь, тревогу и другие отрицательные чувства; правильное поведение в конфликтной ситуации);

3)технологический компонент (владение умениями и навыками для эффективного преодоления стресса; успешное взаимодействие с другими учащимися и с педагогами; способность контролировать свое психологическое самочувствие, эмоции и чувства) [8].

Таким образом, для преодоления стрессов и формирования стрессоустойчивости в учебной среде необходимо учитывать признаки снижения стрессоустойчивости у учащихся, проявлять бдительность и внимание к конфликтам, возникающим в основных зонах окружающей среды обучающегося, что требует постоянных и целенаправленных комплексных усилий семьи, образовательного учреждения и общества. Наконец, огромную роль играет формирование у учащихся защитных механизмов от образовательных стрессов, освоение ими основных принципов преодоления учебных стресс-факторов и овладение компонентами стрессоустойчивости.

Литература:

  1. Бодров В. А. Информационный стресс // учебное пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, 2000. — 352 с.
  2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства // СПб.: 2001. — 752 с.
  3. Комарова Е. Ю. Субъективная трудность и объективная сложность языкового тестирования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2011. -№ 3 (95). — С. 105–109.
  4. Нагирнер И. И. Стрессоустойчивость обучающихся: методология, теория, технология / И. И. Нагирнер, Г. И. Железовская // Саратов: Саратовский источник, 2016. — 132 с.
  5. Рушман Э. М. Надо ли убегать от стресса? // М.: Физкультура и спорт, 1998. — 128 с.
  6. Сулейманова А. С. Особенности эффективного формирования стрессоустойчивости у учащихся [Электронный ресурс] / Сулейманова А. С., Магомедова Е. Э. // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/1041/10154.
  7. Тихомирова Т. С. Технологический подход к созданию образовательной среды в школе / Т. С. Тихомирова // Стандарты и мониторинг в образовании. — № 2 (89). — 2013. — С. 33–37.
  8. Цахаева А. А. Реализация психологического ресурса адаптивного поведения в процессе развития личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — Махачкала, 2014. — № 3 (28). — С. 33–37.
  9. Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов / Ю. В. Щербатых // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. — С. 111–115.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, учебная среда, учащийся, образовательная среда, образовательный процесс, объективная сложность, отрицательное воздействие, субъективная трудность, учебная задача, учебный материал.

Похожие статьи

Построение образовательной среды современной школы

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение, педагогический...

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

Ключевые слова:образовательный процесс, средне специальное образование, проблемы организации образовательного процесса.

8. формировать позитивную мотивацию обучающихся к учебной деятельности

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

образовательная среда, среда, образовательный процесс, социокультурное пространство, образовательный материал, психодидактический компонент, физическое окружение, экологический комплекс, выделение...

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки...

задача, задачный подход, ученик, решение, система задач, процесс обучения, образовательный процесс, оригинальная идея, самостоятельная работа, учебный процесс.

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Ключевые слова:образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды

Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.

учебно-познавательная деятельность, познавательная...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект... учебно-познавательная деятельность, познавательная деятельность, задача, деятельность, студент, знание, умение, действие, образовательная деятельность, учебная деятельность.

Особенности профилизации образовательной среды на...

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок

К вопросу о структуре образовательной среды учебных... Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды.

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания...

учебная деятельность, личностно-ориентированное обучение, учебный материал, учебный процесс, создание условий, учащийся, ученик, индивидуальная работа, критическое мышление, личной опыт.

Педагогические условия создания образовательной среды...

Ключевые слова: образовательное поле, образовательное пространство, образовательная среда, развивающая среда, культуротворческая среда

4. Приобщение учащихся к различным видам созидательной творческой деятельности как в учебной, так и внеурочной деятельности

Похожие статьи

Построение образовательной среды современной школы

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение, педагогический...

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

Ключевые слова:образовательный процесс, средне специальное образование, проблемы организации образовательного процесса.

8. формировать позитивную мотивацию обучающихся к учебной деятельности

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

образовательная среда, среда, образовательный процесс, социокультурное пространство, образовательный материал, психодидактический компонент, физическое окружение, экологический комплекс, выделение...

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки...

задача, задачный подход, ученик, решение, система задач, процесс обучения, образовательный процесс, оригинальная идея, самостоятельная работа, учебный процесс.

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Ключевые слова:образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды

Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.

учебно-познавательная деятельность, познавательная...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект... учебно-познавательная деятельность, познавательная деятельность, задача, деятельность, студент, знание, умение, действие, образовательная деятельность, учебная деятельность.

Особенности профилизации образовательной среды на...

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок

К вопросу о структуре образовательной среды учебных... Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды.

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания...

учебная деятельность, личностно-ориентированное обучение, учебный материал, учебный процесс, создание условий, учащийся, ученик, индивидуальная работа, критическое мышление, личной опыт.

Педагогические условия создания образовательной среды...

Ключевые слова: образовательное поле, образовательное пространство, образовательная среда, развивающая среда, культуротворческая среда

4. Приобщение учащихся к различным видам созидательной творческой деятельности как в учебной, так и внеурочной деятельности